Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Потылицына П.Л. - заместителя руководителя-начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Федотов А.В. - ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления;
Мухамбаевой А.С. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителей ООО "МедЦентрПоставки" (далее - Общество, Заявитель) Александрова М.С. (доверенность N 12 от 11.01.2016) и организатора торгов - государственного заказчика - ГБУЗ Астраханской области "Александро-Мариинская областная клиническая больница" (далее - ГБУЗ АО "АМОКБ", Заказчик) (юридический адрес: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 2) Котова П.С. (доверенность от 14.07.2016 N 75), в отсутствие надлежащим образом извещенных остальных заказчиков, участвующих в совместной закупке (реестровый номер извещения: 0325200000616000190) (далее - Заказчики),
рассмотрев жалобу ООО "МедЦентрПоставки" (вх. N 6846 от 11.07.2016) (юридический адрес: 606120, Нижегородская область, Павловский район,г. Ворсма, ул. Школьная, д. 16; ИНН 5252034261) на положения документации об электронном аукционе на поставку изделий медицинского назначения (номер извещения: 0325200000616000190) (далее - аукционная документация), утвержденной Заказчиками, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 11.07.2016 поступила жалоба ООО "МедЦентрПоставки" на положения документации об электронном аукционе на поставку изделий медицинского назначения (номер извещения: 0325200000616000190) (далее - аукционная документация).
Уведомлением Астраханского УФАС России от 13.07.2016 (N 04/4803-АМ и N 04/4805-АМ) ООО "МедЦентрПоставки" и Заказчик были приглашены 14.07.2016 в 11 час. 00 мин. в Управление на рассмотрение жалобы Общества. В назначенное время явились в Управление только представители Заказчика-организатора торгов Котов П.С. (доверенность от 14.07.2016 N 75) и Карюк Д.Р. (доверенность от 14.07.2016 N 74). От Заявителя поступило ходатайство об отложении рассмотрения жалобы в связи с невозможностью направления своего представителя из-за удаленности. Данное ходатайство было удовлетворено.
В связи с чем, в рассмотрении вышеуказанного вопроса Комиссия объявила о перерыве до 18.07.2016 г. 16 час. 00 мин.
В назначенное время на рассмотрение Комиссией вышеназванной жалобы в Астраханском УФАС России явились представители Заявителя и Заказчика.
Заявитель считает, что документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. Заказчиком объединены в предмете закупки обычные одноразовые шприцы и шприцы для шприцевых насосов Перфузор. В пункте 34 "Шприц инъекционный о/п 20мл с иглой для шприцевых насосов" таблицы "Поставка изделий медицинского назначения" части 3 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" аукционной документации (далее - Техническое задание) Заказчиком установлено, что поставляемые по данному пункту шприцы должны быть совместимы со шприцевыми насосами Перфузор от компании В.Вraun. Однако, в числе шприцов, совместимых с данным шприцевым насосом, значатся шприцы исключительно зарубежных производителей, что нарушает статью 33 Закона о контрактной системе и постановление Правительства РФ от 05.02.2015г. N102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, выслушав и оценив доводы сторон, проведя внеплановую проверку всей процедуры данной закупки, Комиссия установила, что 17.06.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0325200000616000190 (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе (с изменениями от 23.06.2016).
Одним из основополагающих принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип эффективности осуществления закупок.
Раскрывая правовое содержание данного принципа, Закон о контрактной системе (статья 12) устанавливает, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены следующие правила описания объекта закупки. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1). Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приведенные положения статьи 33 Закона о контрактной системе взаимосвязаны с положениями, закрепляющими принципы контрактной системы в сфере закупок, и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.
Системное толкование этих норм права позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе определено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В извещении электронного аукциона и аукционной документации (пункт 27) Заказчиком установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, предусмотренные Постановлением N 102.
Со слов представителя Заявителя следует, что требования, установленные в пункте 27 аукционной документации и пункте 34 Технического задания являются невыполнимыми. Руководство по эксплуатации шприцевого насоса Перфузор Компакт С устанавливает обязательные требования в части обеспечения безопасности пациента. Подраздел "Другие детали" предписывает использовать только такие комбинации оборудования, принадлежностей и расходных материалов, которые рекомендованы как совместимые. Использование нерекомендуемых или неодобренных расходных материалов может влиять на технические характеристики и не может гарантировать обеспечение безопасности пациентов. В частности все рекомендованные шприцы прошли испытания в заводских условиях и внесены в память шприцевого насоса. Установлен перечень совместимых с данным оборудованием шприцев. Из установленного перечня совместимых с данным насосом значатся шприцы исключительно зарубежных производителей.
Однако представителем Заказчика на рассмотрение Комиссии были предоставлены документы, полученные из открытых источников в сети "Интернет", из которых следует, что под показатели шприца инъекционного, совместимого с насосом марки Перфузор, подходят шприцы нескольких производителей, в том числе и российского происхождения. Данные документы приобщены к материалам жалобы.
Фактически, Заказчик установив требование о том, что участником закупки могут быть поставлены не только шприцы, указанные в руководстве по эксплуатации шприцевого насоса Перфузор Компакт С, но и любые другие шприцы, совместимые с данным насосом, создал условия для принятия участия в закупке максимально возможного круга поставщиков. При этом, как правильно указал представитель Заказчика, в Российской Федерации производятся шприцы, полностью совместимые с шприцевым насосом Перфузор Компакт С.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае предпосылок для ограничения количества участников закупки.
Заявителем указанные обстоятельства не учтены при подаче жалобы.
Также им не учтено, что руководство по эксплуатации шприцевого насоса Перфузор Компакт С в силу его правовой природы не является документом, устанавливающим какие-либо обязанности для покупателя. Этот документ носит исключительно рекомендательный характер.
Также Комиссия отмечает, что руководство по эксплуатации шприцевого насоса Перфузор Компакт С не является частью законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в связи с чем действия Заказчика не подлежат проверке на соответствие данному руководству.
Кроме того, по результатам внеплановой проверки Комиссией установлено, что на участие в электронном аукционе было подано 5 заявок, зарегистрированных под номерами 3, 4, 5, 6 и 7. Участникам закупки, заявки которых зарегистрированы под номерами 5, 6 и 7 было отказано в допуске к участию в электронном аукционе. Участники закупки, заявки которых зарегистрированы под номерами 3 и 4, были допущены к участию в электронном аукционе (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.07.2016 N0325200000616000190-1).
Проанализировав все вышеуказанные заявки участников закупки, Комиссия установила, что ни одни первые части таких заявок не соответствовали требованиям, установленным аукционной документацией и частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. Так,
Заявка N3
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция 21 "Система Инфузионная для переливания крови 18G (1.2 x 40мм)" Технического задания: - показатель "Капельно-фильтрующий узел должен обеспечивать удаление микрочастиц размером более 175 мкм с коэффициентом фильтрации не менее 60 % при переливании не менее 0,75 дм крови".
|
Позиция 21 "Система Инфузионная для переливания крови 18G (1.2 x 40мм)" таблицы в составе первой части заявки для участия в электронном аукционе: - показатель "Капельно-фильтрующий узел должен обеспечивать удаление микрочастиц размером от 175 мкм с коэффициентом фильтрации 80 % при переливании 1 дм3 крови". |
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе участник аукциона обязан в первой части заявки в ряде случаев указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Отсутствие в заявке конкретных показателей является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе соответствующему участнику (часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе). Кроме того, предложенная участником единица измерения отличается от единицы измерения, требуемой заказчиком. Данное обстоятельство указывает на несоответствие предлагаемого товара требованиям аукционной документации заказчика. |
Позиция 23 "Шприц однораз, 3хкомп.,1 мл.туберкулин." Технического задания: - показатель "Номинальная вместимость шприца V, мл: V |
Позиция 23 "Шприц однораз, 3хкомп.,1 мл.туберкулин." таблицы в составе первой части заявки для участия в электронном аукционе: - показатель "Номинальная вместимость шприца V, мл: V |
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе участник аукциона обязан в первой части заявки в ряде случаев указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Отсутствие в заявке конкретных показателей является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе соответствующему участнику (часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе). Данное требование данным участником закупки также было не соблюдено по позиции 27, 28, 29, 30, 31, 33, 35, 36, 37, 38, 39 таблицы в составе первой части заявки для участия в электронном аукционе |
Заявка N4
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция 21 "Система Инфузионная для переливания крови 18G (1.2 x 40мм)" Технического задания: - показатель "Капельно-фильтрующий узел должен обеспечивать удаление микрочастиц размером более 175 мкм с коэффициентом фильтрации не менее 60 % при переливании не менее 0,75 дм крови".
|
Позиция 21 "Система Инфузионная для переливания крови 18G (1.2 x 40мм)" таблицы в составе первой части заявки для участия в электронном аукционе: - показатель "Капельно-фильтрующий узел должен обеспечивать удаление микрочастиц размером от 175 мкм с коэффициентом фильтрации 80 % при переливании 1 дм3 крови". |
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе участник аукциона обязан в первой части заявки в ряде случаев указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Отсутствие в заявке конкретных показателей является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе соответствующему участнику (часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе). Кроме того, предложенная участником единица измерения отличается от единицы измерения, требуемой заказчиком. Данное обстоятельство указывает на несоответствие предлагаемого товара требованиям аукционной документации заказчика. |
Позиция 23 "Шприц однораз, 3хкомп.,1 мл.туберкулин." Технического задания: - показатель "Номинальная вместимость шприца V, мл: V |
Позиция 23 "Шприц однораз, 3хкомп.,1 мл.туберкулин." таблицы в составе первой части заявки для участия в электронном аукционе: - показатель "Номинальная вместимость шприца V, мл: V |
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе участник аукциона обязан в первой части заявки в ряде случаев указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Отсутствие в заявке конкретных показателей является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе соответствующему участнику (часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе). Данное требование данным участником закупки также было не соблюдено по позиции 27, 28, 29, 30, 31, 33, 35, 36, 37, 38, 39 таблицы в составе первой части заявки для участия в электронном аукционе |
Заявка N5
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция 10 "Катетер внутривенный переферический (интравенозная канюля) G14" Технического задания: - показатель "Канюля иглы (или другое устройство) должна позволять определять обратный заброс крови и должна сообщаться с входным отверстием трубки иглы".
|
Позиция 10 "Катетер внутривенный переферический (интравенозная канюля) G14" таблицы в составе первой части заявки для участия в электронном аукционе: - показатель "Канюля иглы (или другое устройство) позволяет определять обратный заброс крови и сообщается с входным отверстием трубки иглы". |
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе участник аукциона обязан в первой части заявки в ряде случаев указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Отсутствие в заявке конкретных показателей является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе соответствующему участнику (часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе). Данное требование данным участником закупки также было не соблюдено по позициям с 11 по 17 таблицы в составе первой части заявки для участия в электронном аукционе. |
Заявка N6
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция 18 "Система Инфузионная для переливания растворов (пластик. шип), игла 0,80 х 40 - 21G" Технического задания: - показатель "Соединения трубок специальных игл с головками должны выдерживать нагрузку при растяжении не менее 40 Н". |
Позиция 18 "Система Инфузионная для переливания растворов (пластик. шип), игла 0,80 х 40 - 21G" таблицы в составе первой части заявки для участия в электронном аукционе: - показатель "Соединения трубок специальных игл с головками выдерживают нагрузку при растяжении 40 Н". |
Согласно пункту 1.3.7 "ГОСТ 25047-87. Межгосударственный стандарт. Устройства комплектные эксфузионные, инфузионные и трансфузионные однократного применения. Технические условия" соединения трубок специальных игл с головками диаметром 0,8 мм должны выдерживать нагрузку при растяжении не менее 45 H. Таким образом, данный участник представил недостоверную информацию по предлагаемому товару.
Данное требование данным участником закупки также было не соблюдено по позициям с 18 по 20 таблицы в составе первой части заявки для участия в электронном аукционе. |
Позиция 21 "Система Инфузионная для переливания крови 18G (1.2 x 40мм)" Технического задания: - показатель "Капельно-фильтрующий узел должен обеспечивать удаление микрочастиц размером более 175 мкм с коэффициентом фильтрации не менее 60 % при переливании не менее 0,75 дм крови".
|
Позиция 21 "Система Инфузионная для переливания крови 18G (1.2 x 40мм)" таблицы в составе первой части заявки для участия в электронном аукционе: - показатель "Капельно-фильтрующий узел должен обеспечивать удаление микрочастиц размером более 175 мкм с коэффициентом фильтрации не менее 60 % при переливании 1 дм крови". |
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе участник аукциона обязан в первой части заявки в ряде случаев указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Отсутствие в заявке конкретных показателей является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе соответствующему участнику (часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе). |
Заявка N 7
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция 18 "Система Инфузионная для переливания растворов (пластик. шип), игла 0,80 х 40 - 21G" Технического задания: - показатель "Соединения трубок специальных игл с головками должны выдерживать нагрузку при растяжении не менее 40 Н". |
Позиция 18 "Система Инфузионная для переливания растворов (пластик. шип), игла 0,80 х 40 - 21G" таблицы в составе первой части заявки для участия в электронном аукционе: - показатель "Соединения трубок специальных игл с головками выдерживают нагрузку при растяжении 40 Н". |
Согласно пункту 1.3.7 "ГОСТ 25047-87. Межгосударственный стандарт. Устройства комплектные эксфузионные, инфузионные и трансфузионные однократного применения. Технические условия" соединения трубок специальных игл с головками диаметром 0,8 мм должны выдерживать нагрузку при растяжении не менее 45 H. Таким образом, данный участник представил недостоверную информацию по предлагаемому товару.
Данное требование данным участником закупки также было не соблюдено по позициям с 18 по 20 таблицы в составе первой части заявки для участия в электронном аукционе. |
Учитывая данное обстоятельство, на основании пунктов 1 и 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе данные заявки участников закупки под номерами 3 и 4 должны были быть признаны единой комиссией для проведения торгов на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения по рассмотрению заявок на участие в аукционе (далее - Единая комиссия) несоответствующими требованиям аукционной документации.
Таким образом, действия Единой комиссии, выразившиеся в допуске участников закупки, подавших заявки под номерами 3 и 4, к участию в электронном аукционе при рассмотрении первых частей заявок, нарушают пункт 1 и 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Единой комиссией правомерно было отказано участникам закупки под номерами 5, 6 и 7 в допуске к участию в электронном аукционе при рассмотрении первых частей заявок.
Таким образом, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МедЦентрПоставки" на положения документации об электронном аукционе на поставку изделий медицинского назначения (номер извещения: 0325200000616000190) (далее - аукционная документация), утвержденной Заказчиками, необоснованной.
2. Признать Единую комиссию нарушившей пункт 1 и 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: А.В. Федотов
А.С. Мухамбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 18 июля 2016 г. N 168-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2016