Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от "18" июля 2016 г. N 341-п (далее - Инспекция), в составе: руководителя Инспекции - руководителя Управления Н.С. Меркулова; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В. Литвинова и ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы А.В. Федотова, в присутствии представителей администрации муниципального образования "Красноярский район" Астраханской области (416150, Астраханская обл, Красноярский р-н, Красный Яр с, ул. Советская, 1) Уталиева Х.П. (доверенность б\н от 26.07.2016), Дусалиевой К.Х.(доверенность б/н от 26.07.2016), на основании обращения Авдеева Эдуарда Семеновича (вх. N7038 от 14.07.2016), статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) провела внеплановую камеральную выборочную проверку муниципального заказчика отдела градостроительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации муниципального образования "Красноярский район" Астраханской области (416150, Астраханская обл, Красноярский р-н, Красный Яр с, ул. Советская, 1) (далее также - Заказчик) на предмет соблюдения им требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ "Строительство подъездной дороги к с. Малый Арал в Красноярском районе Астраханской области" (реестровый номер электронного аукциона 0325300096815000027), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
02.10.2015 отделом градостроительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации муниципального образования "Красноярский район" Астраханской области на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) были опубликованы извещение N 0325300096815000027 о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ "Строительство подъездной дороги к с. Малый Арал в Красноярском районе Астраханской области" (далее по тексту - аукцион) и документация о нем (далее по тексту - аукционная документация). Как следует из указанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 14 887 568,00 руб.
Согласно обращению Авдеева Э.С. (вх. N7038 от 14.07.2016), в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе отсутствует требование о предоставлении участниками закупки документов, предусмотренных п. 2 приложения N2 Постановления N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования, а именно: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
В примечании к данной правовой норме указано требование о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления N 99 установлены следующие требования в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям: "копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона объекту закупки соответствует код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 45.23.12.120, при этом начальная (максимальная) цена контракта по данному аукциону превышает 10 000 000 рублей и составляет 14 887 568,00 рублей.
Однако, в извещении и аукционной документации Заказчика отсутствует требование о наличии у участников закупки необходимого опыта исполнения контракта, не установлен перечень документов, подтверждающих наличие такого опыта.
Указанные действия Заказчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
09.11.2015 отдел градостроительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации муниципального образования "Красноярский район" Астраханской области заключил контракт N 0325300096815000027-0342323-02 (далее - Контракт) с ООО "Премиум" на выполнение работ "Строительство подъездной дороги к с. Малый Арал в Красноярском районе Астраханской области".
В соответствии с п. 8.1 Контракта изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных п.п. 8.1.1.-8.1.4. Контракта:
- снижения цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема работ, при том, что данное условие предусмотрено документацией об аукционе;
- изменение цены контракта в связи с увеличением или уменьшением по предложению заказчика объема работ не более чем на 10%;
- изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на работы;
- в случае уменьшения ранее доведенных до муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Как установлено проверкой, доведенные до отдела градостроительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации муниципального образования "Красноярский район" Астраханской области лимиты бюджетных обязательств не уменьшались, объем работ не уменьшался и не увеличивался, в связи с чем, оснований для изменения цены контракта или сроков его выполнения работ не имелось.
В соответствии с п. 5.1. Контракта работы должны были быть выполнены в срок по 31 декабря 2015 года. Указанный срок в соответствии с п. 6.4. Контракта является исходным для определения имущественных санкций в случае нарушения сроков исполнения обязательств.
Однако, дополнительным соглашением от 30.12.2015 N1 п. 5.1 Контракта, предусматривающий срок выполнения работ, был изменен. Срок выполнения работ установлен по 31.03.2016г.
Согласно ч. 2 ст 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон случаях, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.
Исходя из положений вышеизложенных норм закона, условия, указанные в документации об электронном аукционе на право заключить контракт на выполнение работ "Строительство подъездной дороги к с. Малый Арал в Красноярском районе Астраханской области", на которых был заключен контракт, изменению не подлежат.
В нарушение указанных требований закона отдел градостроительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации муниципального образования "Красноярский район" Астраханской области и ООО "Премиум" дополнительным соглашением изменили сроки выполнения работ, тем самым фактически изменив условия муниципального контракта.
Указанные действия отдела градостроительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации муниципального образования "Красноярский район" Астраханской области и ООО "Премиум" образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст.7.32 КоАП РФ.
Основываясь на изложенном, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать муниципального заказчика отдел градостроительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации муниципального образования "Красноярский район" Астраханской области нарушившим ч. 2 ст. 34, ч. 5 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Передать материалы, собранные в ходе проведения настоящей проверки, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Руководитель инспекции Н.С. Меркулов
Участники инспекции: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 28 июля 2016 г. N 156-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2016