Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. руководителя Управления;
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии представителей ООО КХ "Беляна" Леоненко Е.А. (доверенность от 22.07.2016 N1), Семилетко В.В. (доверенность от 22.07.2016 N2) (далее - Общество, Заявитель), в присутствии представителя ФГБУ "Управление вододелителя и нерестилищ" Шведова Е.В. (доверенность ото 25.07.2016 N13) (далее - Заказчик) (юридический адрес:414024, г.Астрахань, ул.Б.Хмельницкого,39), рассмотрев жалобу ООО КХ "Беляна" (юридический адрес: Астраханская область, Лиманский район, с.Вышка) на действия аукционной комиссии государственного заказчика - ФГБУ "Управление вододелителя и нерестилищ" при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контрактна расчистку Обжоровского и впадающего в него Старо-Иголкинского каналов - рыбоходов Володарского района Астраханской области (II этап) (номер извещения: 0325100012516000009), на основании статей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 22.07.2016 поступила жалоба ООО КХ "Беляна" на действия аукционной комиссии государственного заказчика - ФГБУ "Управление вододелителя и нерестилищ" при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контрактна расчистку Обжоровского и впадающего в него Старо-Иголкинского каналов - рыбоходов Володарского района Астраханской области (II этап) (номер извещения: 0325100012516000009).
На основании вышеизложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Представитель ФГБУ "Управление вододелителя и нерестилищ" считает действия Заказчика законными и просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
Комиссией ранее, 25.07.2016, была рассмотрена жалоба ООО КХ "Беляна" на действия аукционной комиссии Заказчика при проведении электронного аукциона, а также проведена внеплановая проверка процедуры электронного аукциона и принято соответствующее решение N181-РЗ-04-16.
В ходе проведения внеплановой проверки было установлено следующее.
"Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, выслушав мнение представителя Заказчика и Заявителя, и оценив их доводы, Комиссия установила, что 30.06.2016 на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0325100012516000009 (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе (далее - аукционная документация).
Представители Заявителя заявили ходатайство об ознакомлении с протоколом рассмотрения первых частей заявок участников закупки поданных при проведении электронного аукциона.
Данное ходатайство было удовлетворено.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации об аукционе объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Однако Заказчик, описывая материалы, использование которых необходимо для выполнения работ, установил избыточные требования к этим материалам.
Так, п.8 приложения N1 к техническому заданию аукционной документации трубы стальные содержит требования к химическому составу стали, а именно к содержанию углерода, марганца, кремния, хрома, никеля, меди, серы, фосфора, используемых при выполнении работ по государственному контракту.
Установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении.
Указанные требования к товарам ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влекут формальные отклонения заявок.
Избыточные требования установлены Заказчиком при описании всех материалов.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупок в составе заявок на участие в закупке конкретных показателей веществ и химических составляющих, применяемых при изготовлении товаров, требований об описании результатов испытаний, а также иные требования к описанию товара, которые являются излишними, является нарушением п.2 ч.1 ст.64 и ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки.
Предметом аукциона является выполнение работ по расчистке Обжоровского и впадающего в него Старо-Иголкинского каналов - рыбоходов Володарского района Астраханской области (II этап) (объект закупки), а не изготовление определенной партии конкретного товара.
Доказательства того, что у Заказчика не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное и четкое (более объективное) понятие его характеристик, в материалы дела не были представлены. Аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей.
С учетом положений части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в данном случае участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, используемых им для выполнения вышеуказанных работ. При этом в силу указанной нормы Закона о контрактной системе заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим, в рамках стандарта, регулирующего его качество.
Таким образом, в рассматриваемом случае предъявление Заказчиком требований к компонентам товаров - избыточно и описание объекта закупки не может являться объективным.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение не позволяет аукционной комиссии правильно определить победителя закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанного нарушения.
Кроме того Комиссия считает необходимым отметить, что ст.65 Закона о контрактной системе не обязывает заказчиков размещать на официальном сайте весь запрос участников закупки, а ограничивается лишь указанием предмета запроса.
Проанализировав размещенные на официальном сайте запросы и разъяснения, Комиссия приходит к выводу о соблюдении Заказчиком порядка предоставления разъяснений, установленного ст. 65 Закона о контрактной системе".
Кроме того, Комиссия полагает необходимым отметить, что протокол рассмотрения первых частей аукционных заявок был размещен на официальном сайте 21.07.2016.
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО жалобу ООО КХ "Беляна" на действия аукционной комиссии государственного заказчика - ФГБУ "Управление вододелителя и нерестилищ" при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контрактна расчистку Обжоровского и впадающего в него Старо-Иголкинского каналов - рыбоходов Володарского района Астраханской области (II этап) (номер извещения: 0325100012516000009) не обоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Меркулов Н.С.
Члены комиссии: М.В.Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 28 июля 2016 г. N 185-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2016