Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя Управления - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий;
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в отсутствие представителя ООО "Стройинвест" (надлежащим образом уведомлено), в присутствии представителей муниципального заказчика - отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации МО "Красноярский район" Дусалиевой К.Х. (доверенность от 03.08.2016 б/н), Светлова С.И. (доверенность от 03.08.2016 б/н), Вереина А.Н. (доверенность от 03.08.2016 б/н), рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (место нахождения: 450010, г.Уфа, ул.Летчиков, д.6, оф.14,15) на действия муниципального заказчика - отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации МО "Красноярский район" (адрес: Астраханская область, с.Красный Яр, ул.Советская 1) при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на строительство блочной котельной для теплоснабжения двух многоквартирных домов по адресу: ул.Маячная, 33 в с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области (реестровый N0125300014516000014), на основании статей 99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 28.07.2016 поступила жалоба ООО "Стройинвест" (далее также - Заявитель, Общество) на действия муниципального заказчика отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации МО "Красноярский район" (далее также - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на строительство блочной котельной для теплоснабжения двух многоквартирных домов по адресу: ул.Маячная, 33 в с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области (реестровый N0125300014516000014) (далее - электронный аукцион), в которой сообщалось, что аукционная документация Заказчика составлена с нарушением Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Представители Заказчика считают действия Заказчика законными и просят признать жалобу Заявителя необоснованной.
Комиссия, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
13.07.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на строительство блочной котельной для теплоснабжения двух многоквартирных домов по адресу: ул.Маячная, 33 в с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области (реестровый N0125300014516000014) и документация о нем (далее - аукционная документация).
I. По мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации в отношении котлов не установлены требования энергетической эффективности.
Комиссия считает данный довод Заявителя необоснованным, поскольку п.6.1 раздела V "Техническое задание" установлено, что качество, объем выполняемых работ и технические характеристики используемых товаров (материалов) должны соответствовать техническому заданию, утвержденной сметной документации и требованиям действующих нормативно-технических документов (СНиП, ГОСТ, ВСН и др.), в том числе Федеральному закону от 23.11.2009г. N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
II. Заявитель считает нарушающими ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе действия Заказчика, выразившиеся в неразмещении на официальном сайте предмета запроса на разъяснения аукционной документации.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссия, изучив размещенные на официальном сайте разъяснения Заказчика, касающиеся аукционной документации, установила, что в данных разъяснениях в нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе отсутствует предмет запроса.
III. По мнению Заявителя, "при проведении заказчиком закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства, участник такой закупки должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства".
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
В соответствии с ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч.4 ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Одновременно следует отметить, что ч.1 ст.706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Заказчик в п. 9 инструкции участникам закупки (далее - ИУЗ) информационной карты ИУЗ Заказчик установил, что Подрядчик обязан иметь на весь период действия контракта, действующие свидетельство саморегулируемой организации на виды работ:
15. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений;
16. Устройство наружных сетей водопровода;
17. Устройство наружных сетей канализации;
18. Устройство наружных сетей теплоснабжения;
19. Устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных;
20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи;
23. Монтажные работы
23.4. Монтаж оборудования котельных;
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
33.5 Объекты теплоснабжения
П. 8.4.1. проекта муниципального контракта установлено, что подрядчик обязан выполнить собственными и (или) привлеченными силами полный комплекс работ на объекте в объеме и сроки, предусмотренные настоящим контрактом, получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, согласно действующему законодательству.
Таким образом, поскольку Заказчик дал возможность участникам закупки привлекать субподрядчиков при выполнении работ по предмету контракта, установление требования о наличии у участников закупки действующих свидетельств саморегулируемой организации на виды работ: 15. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений; 16. Устройство наружных сетей водопровода; 17. Устройство наружных сетей канализации; 18. Устройство наружных сетей теплоснабжения; 19. Устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных; 20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи; 23. Монтажные работы 23.4. Монтаж оборудования котельных, является избыточным и может повлечь за собой ограничение количества участников аукциона и ограничение доступа к участию в аукционе.
IV. Заявитель считает, что Заказчик в нарушение ч.6.1 ст.34 Закона о контрактной системе не установил условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Согласно части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - Постановление N 190) определены случаи и порядок предоставления заказчиками отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2016 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Вместе с тем, положения Закона о контрактной системе и Постановления N 190 не устанавливают обязанность государственных (муниципальных) заказчиков указывать в документации о закупке положения об отсрочке уплаты неустоек.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
V.Также Комиссия полагает необходимым отметить, что в нарушение ч.5 ст.110.2 Закона о контрактной системе, проект муниципального контракта на строительство блочной котельной для теплоснабжения двух многоквартирных домов по адресу: ул.Маячная, 33 в с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области не содержит условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия муниципального заказчика - отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации МО "Красноярский район" при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на строительство блочной котельной для теплоснабжения двух многоквартирных домов по адресу: ул.Маячная, 33 в с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области (реестровый N0125300014516000014) обоснованной в части.
2. Признать муниципального заказчика - отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации МО "Красноярский район" нарушившим п.2 ч.1 ст.64, ч.4 ст.65, ч.5 ст.110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на строительство блочной котельной для теплоснабжения двух многоквартирных домов по адресу: ул.Маячная, 33 в с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области (реестровый N0125300014516000014).
3. Выдать муниципальному заказчику - отделу жилищно-коммунального хозяйства администрации МО "Красноярский район" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: М.В.Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 4 августа 2016 г. N 197-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2016