Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии директора ООО "Премиум" Магомедова Д.М., а также его представителя Ерофеева О.В. (доверенность от 24.08.2016 N17), в присутствии представителя МБОУ "Трудфронтская СОШ" Ферафонтова Н.Б. (доверенность от 29.08.2016 б/н), а также в отсутствие членов аукционной комиссии МБОУ "Трудфронтская СОШ" (надлежащим образом уведомлены), рассмотрев жалобу ООО "Премиум" (адрес: 414000, г.Астрахань, ул.Крупской, д.6/51, кв.49) на действия муниципального заказчика - МБОУ "Трудфронтская СОШ" (адрес: 416351, Астраханская область. Икрянинский район, с.Трудфронт, ул.Куйбышева,2) при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту фасада здания МБОУ "Трудфронтская СОШ" расположенного по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с.Трудфронт, ул.Куйбышева,2 (реестровый N0325300050416000002), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 22.08.2016 поступила жалоба ООО "Премиум" на действия муниципального заказчика - МБОУ "Трудфронтская СОШ", при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту фасада здания МБОУ "Трудфронтская СОШ" расположенного по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с.Трудфронт, ул.Куйбышева,2 (реестровый N0325300050416000002). Заявительуказывает, что согласно аукционной документации датой окончания рассмотрения заявок является 19.08.2016. Заказчиком на 19.08.2016 г., данный протокол не был размещен на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru, что является нарушением Закона о контрактной системе.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, выслушав мнение представителей Заказчика и Заявителя, и оценив их доводы, Комиссия установила, что 11.08.2016 в 23 час. 02 мин. (МСК +1) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0325300050416000002 (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе (далее - аукционная документация).
Согласно извещению, а также п.9 ч.II информационной карты аукционной документации датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников является 19.08.2016 г.
Согласно ч.6 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
При этом ч.7 ст.67 Закона о контрактной системе установлено, что указанный в ч. 6 ст.67 Закона о контрактной системе протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Протокол рассмотрения первых частей аукционных заявок был оформлен и подписан членами аукционной комиссии 19.08.2016, однако в нарушение ч.7 ст.67 Закона о контрактной системе был опубликован на официальном сайте 21.08.2016, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.7.30 КоАП РФ.
Заказчик в п. 2.1 раздела IV Описание объекта закупки (техническое задание) установил, что работы выполняются согласно требованиям строительных норм и правил (СНиП), ГОСТ, ТУ, ПУЭ, Технических регламентов, Правил, и иной нормативно-правовой документации, применяемой в области строительства, с использованием материалов, в соответствии с требованиями государственных стандартов.
Кроме того, в п.3.1.2 инструкции по подготовке заявки на участие в аукционе установлено, что материалы, используемые при производстве работ, должны соответствовать требованиям действующих стандартов, технических условий, а также требованиям нормативной документации, включенной в состав документации об электронном аукционе (являющейся её неотъемлемой частью).
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, при указании в конкурсной документации, документации об аукционе требования о соответствии ГОСТ заказчиком должна быть обеспечена возможность сопоставить ГОСТ и товар, при описании которого необходимо руководствоваться таким ГОСТом.
Вместе с тем действия заказчика, установившего в конкурсной документации, документации об аукционе требования о соответствии ГОСТу, но не указавшего конкретное наименование ГОСТа, а также не установившего надлежащую инструкцию по заполнению заявок, позволяющую сопоставить описываемый товар и ГОСТ, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации об аукционе объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Однако Заказчик, описывая материалы, использование которых необходимо для выполнения работ, установил избыточные требования к этим материалам.
Так, к примеру: п.6 раздела "Сведений о показателях, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе" "доски обрезные хвойных" пород содержит требования к количествам сучков, трещинам досок; п.9 раздела "Сведений о показателях, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе" "Профиль направляющий" содержит требования к временному сопротивлению разрыву, отклонению от плоскостности, глубине сферической лунки для категорий вытяжки; п.10 раздела "Сведений о показателях, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе" "Сталь листовая оцинкованная" содержит требования к временному сопротивлению разрыву, отклонению от плоскостности, глубине сферической лунки для категорий вытяжки.
Установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, и (или) показателям технологии производства которые не могут быть известны участнику закупки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении.
Указанные требования к товарам ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влекут формальные отклонения заявок.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупок в составе заявок на участие в закупке требования к описанию товара, которые являются излишними, является нарушением п.2 ч.1 ст.64 и ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки.
Предметом аукциона является выполнение работ по ремонту фасада здания МБОУ "Трудфронтская СОШ", расположенного по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с.Трудфронт, ул.Куйбышева,2, а не изготовление определенной партии конкретного товара.
Доказательства того, что у Заказчика не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное и четкое (более объективное) понятие его характеристик, в материалы дела не были представлены. Аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей.
С учетом положений части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в данном случае участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, используемых им для выполнения вышеуказанных работ. При этом в силу указанной нормы Закона о контрактной системе заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим, в рамках стандарта, регулирующего его качество.
Таким образом, в рассматриваемом случае предъявление Заказчиком требований к компонентам (характеристикам) товаров - избыточно, и описание объекта закупки не может являться объективным.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение не позволяет участникам закупки надлежащим образом оформить первые части заявок на участие в аукционе, а аукционной комиссии правильно определить победителя закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Премиум" на действия муниципального заказчика - МБОУ "Трудфронтская СОШ" (адрес: 416351, Астраханская область. Икрянинский район, с.Трудфронт, ул.Куйбышева,2) при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту фасада здания МБОУ "Трудфронтская СОШ" расположенного по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с.Трудфронт, ул.Куйбышева,2 (реестровый N0325300050416000002) обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика - МБОУ "Трудфронтская СОШ" нарушившим ч. 1, ч.2 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64, ч.7 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту фасада здания МБОУ "Трудфронтская СОШ", расположенного по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с.Трудфронт, ул.Куйбышева,2 (реестровый N0325300050416000002).
3. Выдать муниципальному заказчику - МБОУ "Трудфронтская СОШ" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования электронного аукциона на выполнение работ по ремонту фасада здания МБОУ "Трудфронтская СОШ" расположенного по адресу: Астраханская область, Икрянинский район, с.Трудфронт, ул.Куйбышева,2 (реестровый N0325300050416000002).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 29 августа 2016 г. N 224-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2016