Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Болониной Е.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "Стройиндустрия" (далее - Заявитель) (надлежащее уведомление), в присутствии представителей Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее - Заказчик) (юридический адрес: 414000, г.Астрахань, ул.Советская,14) Кузьминой М.А. (доверенность от 01.09.2016 N01/11086), Зимина А.В. (уд.N462 от 25.06.15),
рассмотрев жалобу ООО "Стройиндустрия" (г.Москва, переулок Митоинский 3-й, дом 3, 1этаж, ком.119) на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по объекту: "Расчистка пр.Царев в Приволжском районе Астраханской области" (номер извещения: 0325200002016000035), утвержденной Заказчиком, на основании статей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 26.08.2016 поступила жалоба ООО "Стройиндустрия" на положения документации об электронном аукционе государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области на выполнение работ по объекту: "Расчистка пр.Царев в Приволжском районе Астраханской области" (номер извещения: 0325200002016000035) (далее - аукционная документация).
Заявитель полагает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Уведомлением Астраханского УФАС России от 30.08.2016 (N 04/5898 представители ООО "Стройиндустрия" и Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (уведомление от 30.08.2016 N04/5903) были приглашены 02.09.2016 в 09 час. 00 мин. в Управление на рассмотрение жалобы Заявителя на положение документации об электронном аукционе Заказчика. В назначенное время явились только представители Заказчика.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, и выслушав мнение представителя Заказчика, Комиссия установила, что 04.08.2016 на официальном сайте единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0325200002016000035 (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта 194 247 240,00 руб.
Заявитель полагает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Комиссией Астраханского УФАС России ранее была дана оценка все доводам Заявителя и описана в решении Управления от 02.09.2016 N229-А-04-16:
"В соответствии с п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе установлено что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заказчик в извещении о проведения электронного аукциона и в п.13.1 аукционной документации установил дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 29.08.2016 08.30 мин. (по местному времени). Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, датой окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе должно быть - 25.08.2016, однако Заказчик в п.12 аукционной документации установил - 24.08.2016. Указанное сокращение срока на предоставление разъяснений положений документации является нарушением требований Закона о контрактной системе и образует состав административного правонарушения, предусмотренныйо ч.4.2 ст.7.30 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ).
Также Заказчиком нарушен установленный ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе порядок предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе, поскольку разъяснения данные участникам 12.08.2016 и 16.08.2016, предмет запроса не содержали. Данное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Довод Заявителя том, что аукционная документация Заказчика не содержит требования о предоставлении документов, подтверждающих, что участник не находится под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, Комиссия отклоняет по следующим основаниям.
Согласно письму Минэкономразвития РФ от 28.04.2016 N12589-ЕЕ/Д28и и ФАС России от 28.04.2016 NАЦ/28993/16 действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
При этом факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Учитывая вышеизложенное, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.
Довод Заявителя о том, что в контракт не включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрадчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, также отклоняется.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 4.3.18 Заказчик установил следующее: "Подрядчик обязан привлечь субподрядчиков из числа субъектом малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций для выполнения работ по настоящему контракту в объеме 20 процентов от цены Контракта. При этом в проекте контракта в п.6.1 установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, установленных настоящим Контрактом, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
Комиссия Астраханского УФАС считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
В соответствии с ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч.4 ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Одновременно следует отметить, что ч.1 ст.706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В п.13.2.3 Заказчик установил, что участник должен иметь свидетельство СРО о допуске к выполнению работ, являющихся предметом аукциона, выданного саморегулируемой организацией, а именно: работ по разработке грунта и устройству дренажей в водохозяйственном строительстве. Учитывая что в проекте контракта установлено условие о привлечении субподрядчиков, Заказчику необходимо было установить только требование о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей аукционных заявок свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) с уточнением конкретного вида таких работ согласно предмету контракта.
Также Комиссия отмечает следующее.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации об аукционе объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Как следует из материалов дела, часть 3 "Описание объекта закупки" аукционной документации (далее - Техническая часть) содержит требования к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых при выполнении работ по государственному контракту.
В указанной Технической части Заказчик установил следующие требования:
- Проволока горячекатаная в мотках, диаметром 6,3-6,5 мм: "...Массовая доля химических элементов стали не должна быть: углерода - 0,22%, марганца - менее 0,25%, кремния - более 0,30%, мышьяка - более 0,080%, суммы хрома и меди - более 0,60%. Отклонения по химическому составу не допускаются...";
- Трубы стальные электросварные прямошовные группы А и Б с сопротивлением по разрыву 38 кгс/мм2, наружный диаметр 426 мм, толщина стенки 7 мм: "...Трубы должны быть изготовлены из стали с содержанием углерода 0,14-0,22%, марганца 0,40-0,65%, кремния 0,05-0,30%.Массовая доля хрома, никеля и меди в стали должна быть не более 1%, серы - не более 0,05%, марганца и кремния - не более 0,95%, фосфора - менее 0,05%. Отклонения от данных требований к химическому составу стали не допустимы";
- Трубы стальные электросварные спиральношовные группы А и Б с сопротивлением по разрыву 38 кгс/мм2, наружный диаметр 426 мм, толщина стенки 7 мм: "...Трубы должны быть изготовлены из стали с содержанием углерода 0,14-0,22%, марганца 0,40-0,65%, кремния 0,05-0,30%.Массовая доля хрома, никеля и меди в стали должна быть не более 1%, серы - не более 0,05%, марганца и кремния - не более 0,95%, фосфора - менее 0,05%. Отклонения от данных требований к химическому составу стали не допустимы".
Однако Комиссией установлено, всё вышеперечисленное не является показателем товара. Данные параметры являются расчетной величиной и используются при испытаниях товара для определения его состава. Требования же к составу указанного товара установлены Заказчиком в Технической части отдельно.
Таким образом, вышеприведенные параметры не свидетельствуют о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объекта закупки, они лишь используются для определения данных характеристик объекта закупки.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что результаты испытаний не могут являться показателями товаров при описании объекта закупки применительно к требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку они не указывают на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. Вследствие этого установление заказчиком названных требований к характеристикам объекта закупки необъективно и свидетельствует о нарушении заказчиком пунктов 1 и 2 части 1 указанной статьи Закона.
Доказательства того, что у Заказчика не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное и четкое (более объективное) понятие его характеристик, в материалы дела не были представлены. Аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей.
С учетом указанного обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о том, что установив в отношении товаров, перечисленных в Технической части, требование о соответствии действующим нормативно-правовым актам, заказчик нарушил положения частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
С учетом положений части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в данном случае участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, используемых им для выполнения вышеуказанных работ. При этом в силу указанной нормы Закона о контрактной системе заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим, в рамках стандарта, регулирующего его качество.
Таким образом, в рассматриваемом случае предъявление Заказчиком требований к компонентам товаров - избыточно и описание объекта закупки не может являться объективным, что ведет к нарушению частей 1 и 2 статьи 33 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Аналогичные нарушения допущены при описании и остальных материалов. Указанное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
При этом Комиссия отмечает, что данное нарушение не позволяет участникам закупки правильно оформить заявки, является существенным, в связи с чем Комиссия считает необходимым выдать предписание об устранении этого нарушения.
Остальные описанные нарушения на правильность определения победителя не влияют и выдачи предписания не требуют".
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройиндустрия" на положения аукционной документации государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по расчистке пр.Царев в Приволжском районе Астраханской области (номер извещения: 0325200002016000035) обоснованной.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
Е.С.Болонина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 2 сентября 2016 г. N 231-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2016