Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Болониной Е.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) (надлежащее уведомление), в присутствии представителей муниципального заказчика - Отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации МО "Красноярский район" (далее - Заказчик) (юридический адрес: 416150, Астраханская область, Красноярский район, с.Красный Яр, ул.Советская,1) Вереина А.Н. (доверенность от 03.08.2016), Светлова С.И. (доверенность от 03.08.2016), Дусалиевой К.Х. (доверенность от 03.08.2016),
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (450010, Башкортостан, г.Уфа, ул.Летчиков,6 оф.14,15) на положения документации об электронном аукционе на право заключить контракт на выполнение работ по газоснабжению II этапа освоения земельного участка под комплексную жилую застройку в с.Маячное Красноярского района Астраханской области (номер извещения: 0125300014516000025), утвержденной Заказчиком, на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 29.08.2016 поступила жалоба ООО "Стройинвест" на положения документации об электронном аукционе муниципального заказчика - Отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации МО "Красноярский район" на право заключить контракт на выполнение работ по газоснабжению II этапа освоения земельного участка под комплексную жилую застройку в с.Маячное Красноярского района Астраханской области" (номер извещения: 0125300014516000025) (далее - аукционная документация).
Заявитель полагает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Уведомлением Астраханского УФАС России от 31.08.2016 (N 04/5920) представители ООО "Стройинвест" и Отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации МО "Красноярский район" (уведомление от 30.08.2016 N04/5919) были приглашены 05.09.2016 в 15 час. 00 мин. в Управление на рассмотрение жалобы Заявителя на положения документации об электронном аукционе Заказчика. В назначенное время явились только представители Заказчика.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, и выслушав мнение представителя Заказчика, Комиссия установила, что 26.07.2016 на официальном сайте единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0125300014516000025 (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта 40 759 060,00 руб.
Заявитель полагает, что Заказчик необоснованно установил для участников закупки требование о предоставлении декларации о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемыми гражданами Турецкой Республики, и (или) организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Однако согласно совместному письму Минэкономразвития РФ от 28.04.2016 N12589-ЕЕ/Д28и и ФАС России NАЦ/28993/16 действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организацией, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
При этом факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Учитывая вышеизложенное, дополнительного предоставления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.
На основании вышеизложенного, приведенный довод Заявителя является обоснованным, а установление Заказчиком требования - нарушающим ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе. Данное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Также Заявитель считает, что Заказчик нарушил положение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, сократив срок предоставления разъяснений участникам закупки.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 ст.65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заказчик установил дату и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 29.08.2016, а дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений аукционной документации - 25.08.2016 (п.7.5 аукционной документации). Таким образом, Заказчик не допустил сокращения срока на подачу запросов. Закон о контрактной системе не ограничивает Заказчика в праве предоставить разъяснения положений документации в день поступления запроса.
Довод Заявителя о том, что Заказчик не имеет право в одностороннем порядке удерживать сумму неустойки с суммы оплаты по контракту, также не находит своего подтверждения.
В соответствии с ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу п.6.8 проекта контракта Заказчик вправе учитывать при расчете с Подрядчиком (вычитать из цены Контракта) сумму в виде неустойки (штрафа, пени), подлежащую уплате Подрядчиком за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, предусмотренных Контрактом, если Подрядчик не докажет, что неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой Стороны.
В соответствии с письмом ФАС России от 10.12.15 NАЦ/70978/15 включение в проект контракта условия о том, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе произвести оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени), не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Довод о том, что Заказчик установил дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ не указав к каким конкретным видам работ они необходимы, является необоснованным.
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования,
На основании ч.3. ст.31 перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой перечень установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности,т инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям". Требования к участникам закупки и перечень необходимых для предоставления документов установлены в аукционной документации в соответствии с данным постановлением Правительства РФ.
Комиссия Астраханского УФАС считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ведомости ресурсов Заказчик при установлении требований к материалам использованы товарные знаки: п.30 "Трубы "СЭВИЛЕН"; п.39 "Обезжириватель CAMISOLVE" и т.д. Учитывая, что документация не содержит положений, допускающих использование участниками закупки эквивалентных указанным Заказчиком товаров, описание объекта составлено с нарушением требований ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и влечет ограничение количества участников закупки, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
Кроме того, в пункте 10.8 проекта контракта Заказчик установил, что в случае определения Подрядчиком способа обеспечения исполнения контракта "Безотзывная банковская гарантия, выданная банком" срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Однако в проекте контракта в п.11.3 срок его действия установлен до полного исполнения обязательств сторонами. То есть срок установлен таким образом, что участнику закупки определить необходимый срок действия банковской гарантии невозможно.
Учитывая, что объектом электронного аукциона является выполнение работ по газификации II этапа освоения земельного участка под комплексную жилую застройку, то согласно ч.5 ст.110.2 Закона о контрактной системе контракт должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Не установив в проекте контракта условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ, Заказчик нарушил указанное требование Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на положения аукционной документации муниципального заказчика - Отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации МО "Красноярский район" на право заключить контракт на выполнение работ по газоснабжению II этапа освоения земельного участка под комплексную жилую застройку в с.Маячное Красноярского района Астраханской области" (номер извещения: 0125300014516000025) обоснованной в части.
2. Признать Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации МО "Красноярский район" нарушившим ч.1 ст.33, пункт 2 части 1 статьи 64, ч.5 ст.110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по газоснабжению II этапа освоения земельного участка под комплексную жилую застройку в с.Маячное Красноярского района Астраханской области" (номер извещения: 0125300014516000025).
3. Выдать предписание Отделу жилищно-коммунального хозяйства администрации МО "Красноярский район" об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
Е.С.Болонина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 5 сентября 2016 г. N 234-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2016