Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие индивидуального предпринимателя Муталлибова А.О.(надлежащим образом уведомлен), в отсутствие представителей Управления по капитальному строительству администрации МО "Город Астрахань" (надлежащим образом уведомлено), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Муталлибова А.О. (адрес: 414040, г.Астрахань, ул.Куйбышева, 36/3) на действия единой комиссии муниципального заказчика - Управления по капитальному строительству администрации МО "Город Астрахань" при проведении запроса предложений на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по объекту капитальный ремонт системы теплопотребления МДОУ г.Астрахани "Детский сад комбинированного вида N85" по ул.Боевая, 59 А (номер извещения:0825300004216000033), на основании статей 99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 01.09.2016 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Муталлибова А.О. на действия единой комиссии муниципального заказчика - Управления по капитальному строительству администрации МО "Город Астрахань" при проведении запроса предложений на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по объекту капитальный ремонт системы теплопотребления МДОУ г.Астрахани "Детский сад комбинированного вида N85" по ул.Боевая, 59 А (номер извещения: 0825300004216000033). По мнению Заявителя, единая комиссия Заказчика неправомерно отстранила его от участия в запросе предложений, а также Заказчик неправомерно установил в документации о проведении запроса предложений требование о наличие свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к выполнению работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиками или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в отношении объектов жилищно-гражданского строительства (пункт 33.3 раздела III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624).
Комиссией ранее, 06.09.2016 в 11 час. 00 мин, была рассмотрена жалоба ООО "СервисСтрой" на действия Заказчика при проведении запроса предложений N0825300004216000033, а также проведена внеплановая проверка процедуры запроса предложений и принято соответствующее решение и предписание N237-РЗ-04-16.
В ходе проведения внеплановой проверки было установлено следующее
"22.08.2016 на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса предложений N0825300004216000033 (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе (далее - аукционная документация).
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге (ч.1 ст. 83 Закона о контрактной системе).
В силу пунктов 2 и 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать в том числе и информацию о наименовании и описании объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников запроса предложений или доступа к участию в запросе предложений.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации об аукционе объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Однако Заказчик, описывая материалы, использование которых необходимо для выполнения работ, установил избыточные требования к этим материалам.
Так, к примеру п.1 ведомости ресурсов N1 документации о проведении запроса предложений "Кислород технический газообразный" содержит требования к материалу баллонов: материалом баллонов должна быть легированная или углеродистая сталь со следующими свойствами: временное сопротивление сигма в не менее 638 Н/мм2, предел текучести сигма s не должен быть менее 373 Н/мм2, относительное удлинение дельта 5 не менее 10%. Рабочее давление баллона от 14,7 МПа; п. 2. "Краски цветные" содержит требования к массовой доле пленкообразующего вещества не менее 22 %, массовая доля летучего вещества не более 12 %, степень перетира не более 80 мкм.
Установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении.
Указанные требования к товарам ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влекут формальные отклонения заявок.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупок в составе заявок на участие в закупке конкретных показателей веществ и химических составляющих, применяемых при изготовлении товаров, требований об описании результатов испытаний, а также иные требования к описанию товара, которые являются излишними, является нарушением п.2, п.3 ч.6 ст.83 и ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки.
Предметом запроса предложений является выполнение работ по объекту капитальный ремонт системы теплопотребления МДОУ г.Астрахани "Детский сад комбинированного вида N85" по ул.Боевая, 59 А (объект закупки), а не изготовление определенной партии конкретного товара.
Доказательства того, что у Заказчика не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное и четкое (более объективное) понятие его характеристик, в материалы дела не были представлены. Документация о проведении запроса предложений не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей.
Таким образом, в рассматриваемом случае предъявление Заказчиком требований к компонентам товаров - избыточно и описание объекта закупки не может являться объективным.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение не позволяет единой комиссии правильно определить победителя закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанного нарушения".
Кроме того следует отметить следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
В соответствии с ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч.4 ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Одновременно следует отметить, что ч.1 ст.706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Заказчик в п. 18 раздела II "Информационная карта запроса предложений" установил, что заявка участника запроса предложений должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона следующим требованиям: наличие свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к выполнению работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиками или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в отношении объектов жилищно-гражданского строительства (пункт 33.3 раздела III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624).
Комиссией при изучении заявки Заявителя было установлено, что данная заявка содержала копию свидетельства СРО (с приложением), в котором отсутствует пункт 33.3 раздела III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624.
Таким образом, единая комиссия правомерно признала заявку Заявителя не соответствующей требованиям документации о проведении запроса предложений.
Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
П.3.37 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, установлено, что в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении запроса предложений дата окончания срока подачи заявок - 30.08.2016 в 11 час. 00 мин (по местному времени). Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в Управление 01.09.2016 в 14 час. 15 мин. (вх. от 01.09.2016 N8826).
Следовательно, Заявителем нарушены сроки обжалования положений документациио проведении запроса предложений, предусмотренные статьей 105 Закона о контрактной системе. Довод жалобы на положения документации о проведении запроса предложений не подлежит рассмотрению Комиссией.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Муталлибова А.О. на действия единой комиссии муниципального заказчика - Управления по капитальному строительству администрации МО "Город Астрахань" при проведении запроса предложений на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по объекту капитальный ремонт системы теплопотребления МДОУ г.Астрахани "Детский сад комбинированного вида N85" по ул.Боевая, 59 А (номер извещения: 0825300004216000033) не обоснованной.
2. На основании части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе не рассматривать доводы жалобы индивидуального предпринимателя Муталлибова А.О. на положения документации о проведении запроса предложений на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по объекту капитальный ремонт системы теплопотребления МДОУ г.Астрахани "Детский сад комбинированного вида N85" по ул.Боевая, 59 А (номер извещения: 0825300004216000033).
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: М.В. Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 8 сентября 2016 г. N 239-А-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2016