Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Болониной Е.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) (надлежащее уведомление), в присутствии представителей муниципального заказчика - Отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации МО "Красноярский район" (далее - Заказчик) (юридический адрес: 416150, Астраханская область, Красноярский район, с.Красный Яр, ул.Советская,1) Вереина А.Н. (доверенность от 03.08.2016), Дусалиевой К.Х. (доверенность от 03.08.2016),
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (450010, Башкортостан, г.Уфа, ул.Летчиков,6 оф.14,15) на положения документации об электронном аукционе на право заключить контракт на выполнение работ по строительству блочной котельной для теплоснабжения двух многоквартирных домов по адресу: ул.Маячная,33 в с.Красный Яр Красноярского района Астраханской области (номер извещения: 0125300014516000027), утвержденной Заказчиком, на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 31.08.2016 поступила жалоба ООО "Стройинвест" на положения документации об электронном аукционе муниципального заказчика - Отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации МО "Красноярский район" на право заключить контракт на выполнение работ по строительству блочной котельной для теплоснабжения двух многоквартирных домов по адресу: ул.Маячная,33 в с.Красный Яр Красноярского района Астраханской области (номер извещения: 0125300014516000027) (далее - аукционная документация).
Заявитель полагает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Уведомлением Астраханского УФАС России от 02.09.2016 представители ООО "Стройинвест" и Отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации МО "Красноярский район" были приглашены 07.09.2016 в 11 час. 00 мин. в Управление на рассмотрение жалобы Заявителя на положения документации об электронном аукционе Заказчика. В назначенное время явились только представители Заказчика.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, и выслушав мнение представителя Заказчика, Комиссия установила, что 16.08.2016 на официальном сайте единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0125300014516000027 (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта 11 371 400,00 руб.
1.Заявитель полагает, что Заказчик необоснованно установил для участников закупки требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в том числе, установленное пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты. Указанное требование установлено в аукционной документации в п. 3.1.6
При этом Заказчик устанавливает условие, при котором применяется требование, предусмотренное п.8 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе (если Заказчик приобретает права на результаты интеллектуальной деятельности). В этой связи данное требование не сформулировано таким образом, чтобы ограничить количество участников закупки либо нарушить их права и законные интересы.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2.Также Заявитель считает, что Заказчик нарушил положение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, не установив информацию о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 ст.65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно информационной карте в п.ИУЗ 8 Заказчик установил что, участники закупки могут направить запросы на разъяснения положений документации об электронном аукционе, начиная с 16 августа 2016 г. и до 29 августа 2016 г.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Вместе с тем, в аукционной документации отсутствуют даты начала и окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе (срок направления запросов к такой информации не относится).
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе что образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
3. Довод о том, что Заказчик установил дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ, не указав к каким конкретным видам работ они необходимы, является необоснованным.
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования,
На основании ч.3. ст.31 перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой перечень установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности,т инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям". Требования к участникам закупки и перечень необходимых для предоставления документов установлены в аукционной документации в соответствии с данным постановлением Правительства РФ.
Помимо указанного, Комиссия Астраханского УФАС считает необходимым отметить следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.09.2016 по окончании срока приема заявок оператором электронной площадки направлены Заказчику первые части заявок двух участников закупки. Из протокола следует, что оба участника закупки были допущены к участию в электронном аукционе.
Ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 ст.67 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (пункт 1), а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе (пункт 2).
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены следующие правила описания объекта закупки. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1). Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из приведенных правовых норм следует, что:
- заказчик при утверждении документации об аукционе на право заключения контракта на выполнение работ, если при этом будет использоваться товар, обязан включить в документацию описание всех товаров по правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе, что позволит в дальнейшем определить соответствие используемого при выполнении работ товара установленным заказчиком требованиям;
- участник закупки обязан в составе первой части аукционной заявки предоставить конкретные показатели всех используемых товаров, соответствующие значениям, установленным документацией.
В рассматриваемом случае Заказчик проводил аукцион на право заключения контракта на выполнение работ по строительству блочной котельной для теплоснабжения двух многоквартирных домов по адресу: ул.Маячная,33 в с.Красный Яр Красноярского района Астраханской области.
При выполнении данных работ подрядчику необходимо использовать различные материалы, такие как "Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской из стали марок Бст2кп-БСт4кп иБСт2пс-БСт4пс наружный диаметр 89 мм, толщиной стенки,4,0 мм" и т.д.
Полный перечень товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, их характеристики и показатели содержатся в локальных ресурсных сметных расчетах, размещенных Заказчиком вместе с аукционной документацией на сайте www.zakupki.gov.ru.
Однако в поданной заявке N1 на участие в аукционе отсутствовали следующие показатели:
- конкретные показатели товара, соответствующие минимальным и (или) максимальным значениям товара, установленным в локальных ресурсных сметных расчетах (например, участником закупки не предоставлены данные конкретных марок стали материала о том, какой "Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской из стали марок Бст2кп-БСт4кп иБСт2пс-БСт4пс наружный диаметр 89 мм, толщиной стенки,4,0 мм";
- сведения о стране происхождения товаров, использование которых предусмотрено локальными ресурсными сметными расчетами.
По сути, из содержания аукционной заявки не возможно определить характеристики и страну происхождения 99% товаров от общего количества товаров, которые надлежит использовать участнику закупки при выполнении работ.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке и заявкой частника закупки, с которым заключается контракт.
Характеристики товара, используемого при выполнении работ, являются частью предмета контракта.
Таким образом, только предоставление участником закупки конкретных показателей всего товара позволит надлежащим образом сформулировать предмет контракта.
Отсутствие в заявке конкретных показателей является безусловным основанием для отказа в допуске к участию в аукционе соответствующему участнику. Данная позиция сформулирована и в многочисленной практике арбитражных судов, например в решении Арбитражного суда Астраханской области от 18.08.2015 и постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 по делу N А06-3727/2015.
Несмотря на приведенные обстоятельства аукционная комиссия приняла решение о соответствии заявки N1 требованиям аукционной документации.
Участник закупки под N2 не указал конкретных показателей указанных Заявителем: "Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской из стали марок Бст2кп-БСт4кп иБСт2пс-БСт4пс наружный диаметр 89 мм, тощина стенки, 4,0мм" и т.д.
Указанное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.7.30 КоАП РФ. Указанное нарушение является существенным и подлежит устранению на основании предписания.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на положения аукционной документации муниципального заказчика - Отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации МО "Красноярский район" на право заключить контракт на строительство блочной котельной для теплоснабжения двух многоквартирных домов по адресу: ул.Маячная,33 в с.Красный Яр Красноярского района Астраханской области (номер извещения: 0125300014516000027) обоснованной в части.
2. Признать Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации МО "Красноярский район" нарушившим п.11 ч.1 ст.64, часть 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на строительство блочной котельной для теплоснабжения двух многоквартирных домов по адресу: ул.Маячная,33 в с.Красный Яр Красноярского района Астраханской области (номер извещения: 0125300014516000027).
3. Выдать предписание Отделу жилищно-коммунального хозяйства администрации МО "Красноярский район" об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: М.В. Литвинов
Е.С.Болонина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 7 сентября 2016 г. N 241-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2016