Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Болониной Е.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель), в присутствии представителей ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 им.С.М.Кирова" (далее - ГБУЗ АО "ГКБ N3 им.С.М.Кирова", Заказчик) (юридический адрес: 414038, г.Астрахань, ул.Хибинская,2) Котловой А.К. (доверенность от 07.09.2016 N003/4050), Колоярцева В.С. (доверенность от 07.09.2016 N003/4053), Ерахтиной М.Н (доверенность от 07.09.2016 N003/4052),
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (450010, Башкортостан, г.Уфа, ул.Летчиков,6, оф.14,15) на положения документации государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 им.С.М.Кирова" об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по облицовке вентилируемого фасада литер 11" (номер извещения: 0325300007616000140), утвержденной Заказчиком, на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 05.09.2016 поступила жалоба ООО "Стройинвест" на положения документации государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 им.С.М.Кирова" об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по облицовке вентилируемого фасада литер 11 (номер извещения: 0325300007616000140) (далее - аукционная документация).
Заявитель полагает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Уведомлением Астраханского УФАС России от 06.09.2016 представители ООО "Стройинвест" и ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 им.С.М.Кирова" были приглашены в Управление на рассмотрение жалобы Заявителя на положения аукционной документации Заказчика 08.09.2016 в 09 час. 00 мин. В назначенное время явились только представители Заказчика.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, и выслушав мнение представителей Заказчика, Комиссия установила, что 29.06.2016 на официальном сайте единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N03253000076160000140 (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта 12 473 459,00 руб. В последующем в аукционную документацию вносились изменения, последнее из которых внесено 18.08.2016.
1. Заявитель полагает, что в аукционной документации не установлена инструкция по заполнению заявки, в частности, не указано толкование различных символов и знаков, встречающихся в технической части аукционной документации.
Пунктом 2 части 1 ст.66 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В пункт 4.7 аукционной документации Заказчик включил инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, в которой указано, что сведения, содержащиеся в заявках участников закупки, не должны допускать двусмысленных толкований, документы, копии документов, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе, должны быть читаемыми и т. д. Учитывая, что в техническом задании аукционной документации не содержатся символы, толкование которых может ввести в заблуждение участников закупки, довод Заявителя об отсутствии надлежащей инструкции Комиссия отклоняет.
2. Довод Заявителя о том, что Заказчик в проекте контракта должен был установить условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней), также отклоняется Комиссией.
В соответствии с ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Ч.6.1. ст.34 Закона о контрактной системе установлено, что в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением от 14.03.2016 N190 установлено, что заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика включить вышеуказанное условие в проект контракта.
3. Заявитель указывает, что Заказчик внес изменения в аукционную документацию, но не разместил перечень внесенных изменений в единой информационной системе.
Заказчик 18.08.2016 разместил на официальном сайте единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru новую редакцию аукционной документации.
В соответствии с частями 1 и 2 ст.7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 ст.7 Закона о контрактной системе, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 23.12.2015 N1414 при изменении информации и документов, размещенных на официальном сайте, предыдущие редакции измененных информации и документов сохраняются и остаются доступными для ознакомления пользователями официального сайта, а также обеспечивается возможность размещения документа, содержащего перечень внесенных изменений, одновременно с размещением измененных информации и документов.
Заказчиком требования указанных правовых норм не соблюдены, перечень внесенных изменений на официальном сайте не опубликован, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.3 ст.7.30 КоАП РФ.
4.Также Заявитель полагает, что в проекте контракта Заказчик неправомерно указал, что расчеты за выполненные работы производятся на основании, в том числе, счетов-фактур.
В соответствии с ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В п.4.3 проекта контракта Заказчик установил, что расчет за выполненные работы производится на основании подписанного акта о приемке выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, счета, счета-фактуры.
Письмами Министерства экономического развития РФ от 14.11.2011 NД28-565, от 25.11.2011 NД28-618 разъяснено, что любой участник размещения закупки, в том числе тот, который применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в торгах; контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применяемой последним системы налогообложения; сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть уплачена победителю торгов в установленном контрактом размере.
Применение победителем аукциона упрощенной системы налогообложения не влечет изменения условий контракта, корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим УСНО, при проведении торгов, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается.
Согласно Письму ФАС России от 06.10.2011 NАЦ/39173 установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении.
Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применяемой последним системы налогообложения. Сумма НДС является прибылью победителя торгов, не являющего плательщиком такого налога.
Таким образом, участник закупки, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе не составлять счета-фактуры с учетом НДС, не уплачивать его в бюджет, в связи с чем условия проекта контракта, на которые ссылается Заявитель, не нарушают прав участников закупки и требования Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия Астраханского УФАС считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
В соответствии с ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч.4 ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Одновременно следует отметить, что ч.1 ст.706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В п.4.6 аукционной документации Заказчик установил, что участник должен иметь свидетельство СРО о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а именно: устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций, монтаж металлических конструкций, защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования. Учитывая, что в проекте контракта установлено условие о привлечении субподрядчиков, Заказчику необходимо было установить только требование о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей аукционных заявок свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) с уточнением конкретного вида таких работ согласно предмету контракта.
Такая правовая позиция отражена в письме ФАС России от 23.05.2011 NИА/19714, судебных актах по делам NNА59-5313/2013, А13-13852/2014, А09-6983/2012, А56-118/2012 и т.д.
Установленное Заказчиком требование влечет за собой ограничение доступа к участию в аукционе, нарушает п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе и образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 ст.65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В п.21.4 аукционной документации Заказчик установил, что дата начала подачи запросов на разъяснение положений документации об электронном аукционе 18.08.2016, а дата окончания срока предоставления разъяснений на запрос положений документации об электронном аукционе: 02.09.2016.
31.08.2016 один из участников закупки направил запрос о даче разъяснений положений документации, касающийся перечня работ, допуск к которым необходим согласно аукционной документации, однако ни предмет запроса, ни ответ на него Заказчик не опубликовал на официальном сайте.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на положения аукционной документации государственного заказчика - ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 им.С.М. Кирова" на право заключить контракт на выполнение работ по облицовке вентилируемого фасада литер 11 (номер извещения: 0325300007616000140) обоснованной в части.
2. Признать ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 им.С.М. Кирова" нарушившим ч.1 и 2 ст.7, п.2 ч.1 ст.64, ч.4 ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по облицовке вентилируемого фасада литер 11 (номер извещения: 0325300007616000140).
3. Выдать предписание ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 им.С.М. Кирова" об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии: М.В. Литвинов
Е.С.Болонина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 8 сентября 2016 г. N 245-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2016