Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Кирьякова С.Е. |
- |
заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Балабина Н.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройпрогресс" (далее - ООО "Стройпрогресс", заявитель) на действия единой комиссии Управления Судебного департамента в Пермском крае (далее также - заказчик) путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "Стройпрогресс" о нарушении Управлением Судебного департамента в Пермском крае требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания Чердынского районного суда Пермского края расположенного по адресу: г.Чердынь. микрорайон Нефтянников, 5, номер извещения 0156100008316000151 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, единая комиссия Управления Судебного департамента в Пермском крае неправомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе заявителю, что не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители Управления Судебного департамента в Пермском крае и ООО "Стройпрогресс" на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 31.05.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и электронной площадке www.sberbank-ast.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания Чердынского районного суда Пермского края расположенного по адресу: г. Чердынь. микрорайон Нефтянников, 5, номер извещения 0156100008316000151 и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Управление Судебного департамента в Пермском крае.
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Предметом контракта является выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания Чердынского районного суда Пермского края расположенного по адресу: г. Чердынь. микрорайон Нефтянников, 5.
Начальная (максимальная) цена контракта - 20 625 185,78 рублей.
2) Частью 1 статьи 64, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, среди прочего следующим правилом:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Описание объекта закупки содержится в технической части документации об электронном аукционе (Раздел V).
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что требование к гарантийному сроку по контракту установлено в техническом задании (раздел 11 технического задания: "гарантийный срок на выполненные работы устанавливается согласно предложению участника размещения заказа, но не менее 60 месяцев, с момента ввода в эксплуатацию") а также в проекте контракта (пункт 6.3. раздела 6 проекта контракта: "гарантийный срок по настоящему контракту составляет не менее 60 месяцев и исчисляется с момента принятия результата услуги Заказчиком").
Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что установление требования к гарантийному сроку изложенным образом противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, статьей 756 которого установлено, что предельный срок обнаружения недостатков, в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 724 названного Кодекса, составляет пять лет.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком части 1 статьи 33 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3) Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к списку дополнительных требований, установленных Постановлением N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 43.99.90.190, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 20 625 185, 78 рублей, в связи с чем Заказчику необходимо установить в документации об аукционе дополнительные требования, предусмотренные в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России установлено, что Заказчиком в извещении и документации об электронном аукционе к участникам такого аукциона не установлены дополнительные требования, предусмотренные пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в своих заявках для подтверждения соответствия указанным дополнительным требованиям.
Изложенное свидетельствует о нарушении Заказчиком требований части 4 статьи 31, части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что требования к составу вторых частей заявок установлены с нарушением части 1 статьи 64 и части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком (не установлено требование о предоставлении участниками в составе вторых частей документов в соответствии с пунктом 1) части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (в рассматриваемом случае в соответствии с Постановлением N 99). Кроме того, в требованиях к составу вторых частей заявок установлено неправомерное требование о предоставлении копий учредительных документов.
Изложенное свидетельствует о нарушении Заказчиком требований части 1 статьи 64, части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4) Комиссией Нижегородского УФАС России установлено следующее.
Подпунктом 1.7.2. пункта 1.7. Раздела II, а также подпунктом 22 Раздела II документации электронного аукциона установлены единые требования к участникам закупки, в которых отсутствуют требования о наличии у них свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к определённым видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (например: на монтаж металлических конструкций; работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования и др.) и лицензии МЧС РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
При этом в подпунктах 22.1, 24.1 Информационной карты, разделе 7 Технического задания Заказчик установил дополнительные требования к участникам изложенным в документации образом, согласно которым фактически неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии названных документов, поскольку в качестве дополнительных требований могли быть установлены только требования в соответствии с Постановлением N 99, и с учетом возможности привлечения на субподряд лиц, имеющих такие документы, участник не должен иметь названные документы.
Изложенное свидетельствует о нарушении Заказчиком требований части 6 статьи 31Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные выводы также содержатся в решениях Нижегородского УФАС России N 1197-ФАС52-КТ-64-09/06-16 (390-НБ) (в рамках жалобы ООО "Стройиндустрия"), N 1193-ФАС52-КТ-64-09/06-16 (386-НБ) (в рамках жалобы ООО "Новатек"), N 1191-ФАС52-КТ-64-09/06-16 (384-НБ) (в рамках жалобы ООО "МФЦ "Регул"), N 1192-ФАС52-КТ-64-09/06-16 (385-НБ) (в рамках жалобы ООО "Стройинвест"). По результатам рассмотрения вышеприведенных дел Комиссией Нижегородского УФАС России выдано соответствующее предписание заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ") предписание об устранении допущенных нарушений, а именно:
- заказчику - Управлению Судебного департамента в Пермском крае (место нахождения: 614000, Пермский край, Пермь г, Петропавловская, дом 16А) - устранить нарушения частей 4 и 6 статьи 31, части 1 статьи 33, часть 5 статьи 63, частей 1 и 4 статьи 64, части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, для чего:
- внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания Чердынского районного суда Пермского края, расположенного по адресу: г.Чердынь. микрорайон Нефтянников, 5, номер извещения 0156100008316000151, упраздняющие допущенные нарушения;
- продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе таким образом, чтобы с момента размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru вносимых изменений до даты окончания подачи заявок такой срок составлял не менее 15 дней.
- единой комиссии Управления Судебного департамента в Пермском крае (адрес: 614000, Пермский край, Пермь г, Петропавловская, дом 16А) отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания Чердынского районного суда Пермского края, расположенного по адресу: г.Чердынь. микрорайон Нефтянников, 5, номер извещения 0156100008316000151.
- оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" в срок 27 июля 2016 года:
- вернуть заявки участникам закупки;
- обеспечить Управлению Судебного департамента в Пермском крае и его единой комиссии возможность исполнения пунктов 1-2 названного предписания.
Названное предписание также размещено в единой информационной системе в установленные законом сроки.
5) 30.06.2016 единой комиссией рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.06.2016 N0156100008316000151-1.
В соответствии с названным протоколом до окончания указанного в извещении срока подачи заявок (29.06.2016 10:00) на участие в электронном аукционе поступило 3 заявки, которым оператором электронной площадки присвоены порядковые номера.
Участнику закупки, подавшему заявку под порядковым номером 2 отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: "Участник закупки не предоставил конкретные показатели материалов соответствующие требованиям аукционной документации (участником закупки предоставлены материалы не соответствующие Требованиям Заказчика к основным используемым материалам)".
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нём в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Подпунктами а) и б) пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара; согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, товара, используемого при выполнении работ, определены в файле "материалы изм 14.06.16".
В документации об электронном аукционе по ряду позиций наличествует указание на товарный знак (его словесное обозначение).
Анализ первой части заявки под порядковым номером 2 показал, что участником закупки не представлены конкретные показатели материалов согласно требованиям аукционной документации.
Изложенное свидетельствует о наличии безусловного основания для отказа в допуске к участию в названном электронном аукционе, таким образом, единая комиссия, отказав ООО "Стройпрогресс" в допуске к участию в электронном аукционе положений Закона о контрактной системе не нарушила.
Таким образом, жалоба ООО "Стройпрогресс" признается необоснованной.
6) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России необходимость выдачи соответствующего предписания заказчику об устранении допущенных нарушений частей 4 и 6 статьи 31, части 1 статьи 33, часть 5 статьи 63, частей 1 и 4 статьи 64, части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отсутствует, поскольку такое предписание выдано Нижегородским УФАС России ранее, что не противоречит требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройпрогресс" на действия единой комиссии Управления Судебного департамента в Пермском крае при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания Чердынского районного суда Пермского края, расположенного по адресу: г.Чердынь. микрорайон Нефтянников, 5, номер извещения 0156100008316000151, необоснованной.
2. Признать Управление Судебного департамента в Пермском крае нарушившим части 4 и 6 статьи 31, части 1 статьи 33, часть 5 статьи 63, частей 1 и 4 статьи 64, части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Заказчику предписание в части допущенных нарушений частей 4 и 6 статьи 31, части 1 статьи 33, часть 5 статьи 63, частей 1 и 4 статьи 64, части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не выдавать в связи с наличием ранее выданного Нижегородским УФАС России предписания.
4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии С.Е. Кирьякова
Члены комиссии Н.В. Балабина
Д.В. Рыжов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 12 июля 2016 г. N 1223
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2016