Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Киселева Л.О. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
с участием:
- Корниенко Е.В. |
- |
представителя УСД в Пензенской области (доверенность от 03.08.2016 NУСД-2/80), |
- Симоновой О.Н. |
- |
представителя УСД в Пензенской области (доверенность от 03.08.2016 NУСД-2/78), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее также - ООО "Стройинвест", заявитель) о нарушении Управлением Судебного департамента в Пензенской области (далее также - УСД в Пензенской области, заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при определении подрядчика путём проведения электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "Стройинвест" о нарушении УСД в Пензенской области требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение комплекса работ и мероприятий (I Этап) по капитальному ремонту здания, включая относящиеся к нему сети и системы инженерно-технического обеспечения, с проведением их модернизации и дооборудования, установку недостающих систем, а также благоустройство территории Сосновоборского районного суда Пензенской области, расположенного по адресу: Пензенская область, Сосновоборский район, пгт. Сосновоборск, пер. Ленинский, 6А номер извещения 0355100010916000100 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, извещение об осуществлении закупки и документация об электронном аукционе не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе). Кроме того, заказчиком нарушен порядок предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе.
Представители ООО "Стройинвест" на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 13.07.2016 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.sberbank-ast.ru размещены извещение об осуществлении закупки путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение комплекса работ и мероприятий (I Этап) по капитальному ремонту здания, включая относящиеся к нему сети и системы инженерно-технического обеспечения, с проведением их модернизации и дооборудования, установку недостающих систем, а также благоустройство территории Сосновоборского районного суда Пензенской области, расположенного по адресу: Пензенская область, Сосновоборский район, пгт. Сосновоборск, пер. Ленинский, 6А, и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Управление Судебного департамента в Пензенской области.
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 744 270,94 рублей.
2) В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 названной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление от 04.02.2015 N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению от 04.02.2015 N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению от 04.02.2015 N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 43 ОКПД2, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 миллионов рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учётом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключения которого проводится закупка.
В соответствии с примечанием к списку дополнительных требований, установленных Постановлением от 04.02.2015 N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
Предметом рассматриваемой закупки является выполнение комплекса работ и мероприятий (I Этап) по капитальному ремонту здания, включая относящиеся к нему сети и системы инженерно-технического обеспечения, с проведением их модернизации и дооборудования, установку недостающих систем.
Заказчик в извещении о проведении электронного аукциона применил код ОКПД2 43.29.19.190, при этом начальная (максимальная) цена контракта - 12 744 270,94 рублей.
Следовательно, УСД в Пензенской области обязано в извещении об осуществлении закупки и документации об электронном аукционе установить к участникам закупки дополнительные требования, предусмотренные Постановлением от 04.02.2015 N99.
Между тем такие требования в документации об электронном аукционе и извещении об осуществлении закупки отсутствуют.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком положений части 4 статьи 31 и части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, жалоба ООО "Стройинвест" признается обоснованной в данной части.
3) Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В пункте 21 Информационной карты документации об электронном аукционе заказчиком установлено обязательное требование к участнику электронного аукциона - наличие свидетельства саморегулируемой организации в соответствии со статьёй 55.8, пунктом 7 статьи 55.16 ГрК РФ и с Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N624 по Разделу III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, пункт 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем): 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
В соответствии с требованиями статьи 55.6 ГрК РФ в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридические лица, в том числе иностранные, и индивидуальные предприниматели, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации.
Следовательно, контракт не может быть заключен с физическим лицом, не обладающим статусом индивидуального предпринимателя.
Таким образом, жалоба ООО "Стройинвест" в рассматриваемой части является необоснованной.
4) В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 названной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Также в пункте 4.2 части I документации об электронном аукционе определено, что разъяснение положений документации об электронном аукционе размещается в единой информационной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса участника аукциона, с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе
В пункте 25 Информационной карты документации о закупке УСД в Пензенской области определены даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации (дата начала: 13.07.2016, дата окончания: 25.07.2016).
Согласно Извещению о проведении указанного электронного аукциона дата и время окончания подачи заявок - 29.07.2016 09:00.
Участник закупки направил запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе оператору электронной площадки 25.07.2015, который передан заказчику в установленные действующим законодательством сроки.
В соответствии с данным запросом участник закупки просил разъяснить, почему в проектно-сметной документации предусмотрен котел "Пантера 30 ktv".
Однако УСД в Пензенской области, разместив в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе (27.07.2016), не указало предмет запроса и не ответило по существу вопроса. Данный факт свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба заявителя в рассматриваемой части признаётся обоснованной.
5) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России нарушения положений части 4 статьи 31 и части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, допущенные УСД в Пензенской области, являются существенными и повлияли на результаты определения подрядчика.
Данные нарушения необходимо устранить путём внесения изменений в извещение об осуществлении закупки и документацию об электронном аукционе, что свидетельствует о необходимости выдачи заказчику соответствующего предписания.
Также выдаётся предписание оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ") для обеспечения возможности исполнения предписания заказчиком.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" о нарушении Управлением Судебного департамента в Пензенской области требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение комплекса работ и мероприятий (I Этап) по капитальному ремонту здания, включая относящиеся к нему сети и системы инженерно-технического обеспечения, с проведением их модернизации и дооборудования, установку недостающих систем, а также благоустройство территории Сосновоборского районного суда Пензенской области, расположенного по адресу: Пензенская область, Сосновоборский район, пгт. Сосновоборск, пер. Ленинский, 6А номер извещения 0355100010916000100, обоснованной в части нарушения порядка предоставления разъяснений положений документации о закупке и отсутствия в извещении об осуществлении закупки и документации об электронном аукционе дополнительных требований к участникам электронного аукциона.
2. В остальной части жалобу ООО "Стройинвест" на действия УСД в Пензенской области при проведении указанного электронного аукциона признать необоснованной.
3. Признать заказчика нарушившим положения части 4 статьи 31, части 3 статьи 64 и части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. Выдать УСД в Пензенской области и оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1.4 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии Д.В. Рыжов
Л.О. Киселева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 4 августа 2016 г. N 1376
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2016