Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
||||||
- Сдельников А.В. |
- |
член комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок, |
||||||
- Смирнова Л.О.
|
-
-
-
|
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
ВрИО начальника Управления Судебного департамента в Пермском крае (приказ N 540-К-УСД от 11.08.2016), представителя Управления Судебного департамента в Пермском крае (доверенность б/н от 19.08.2016), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия" (далее также - ООО "Стройиндустрия", заявитель) на действия Управления Судебного департамента в Пермском крае (далее также - заказчик) путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "Стройиндустрия" о нарушении Управлением Судебного департамента в Пермском крае требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания Чердынского районного суда Пермского края расположенного по адресу: г.Чердынь. микрорайон Нефтянников, 5, номер извещения 0156100008316000151 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, положения документации названного электронного аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители ООО "Стройиндустрия" на заседании отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представители Управления Судебного департамента в Пермском крае, присутствующие на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ООО "Стройиндустрия" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 31.05.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и электронной площадке www.sberbank-ast.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания Чердынского районного суда Пермского края расположенного по адресу: г. Чердынь. микрорайон Нефтянников, 5, номер извещения 0156100008316000151 и документация об электронном аукционе.
01.08.2016 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.sberbank-ast.ru во исполнение предписания Нижегородского УФАС России N 1197-ФАС52-КТ-64-09/06-16 (390-НБ) от 04.07.2016 размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания Чердынского районного суда Пермского края расположенного по адресу: г. Чердынь. микрорайон Нефтянников, 5, номер извещения 0156100008316000151 и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Управление Судебного департамента в Пермском крае.
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Предметом контракта является выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания Чердынского районного суда Пермского края расположенного по адресу: г. Чердынь. микрорайон Нефтянников, 5.
Начальная (максимальная) цена контракта - 20 625 185,78 рублей.
2) Подпунктами 2.7 и 2.8 пункта 26 Информационной карты документации электронного аукциона установлены требования ко вторым частям заявок, о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к определённым видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, свидетельства, выданного саморегулируемой организацией по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), а также лицензии МЧС РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, что является неправомерным, поскольку для выполнения работ по данному контракту достаточно наличия либо свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к определённым видам работ, либо свидетельства, выданного саморегулируемой организацией по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) и лицензии МЧС РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Изложенное свидетельствует о нарушении Заказчиком требований части 6 статьи 31, части 3 статьи 64, части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3) Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к списку дополнительных требований, установленных Постановлением N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 43.99.90.190, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 20 625 185, 78 рублей, в связи с чем Заказчику необходимо установить в документации об аукционе дополнительные требования, предусмотренные в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
Вместе с тем, Заказчиком в извещении и документации об электронном аукционе к участникам такого аукциона не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в своих заявках для подтверждения соответствия указанным дополнительным требованиям.
Кроме того, Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что требования к составу вторых частей заявок установлены с нарушением части 1 статьи 64 и части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно в подпункте 2.2 пункта 26 информационной карты установлено требование о наличии в составе второй части заявки декларации о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным в подпункте 1-10 пункта 22 части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" (участник закупки не является оффшорной компанией и подтверждения отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также требование о предоставлении, в случае привлечения субподрядных организаций (третьих лиц) для выполнения работ, копий ранее заключенных государственных контрактов с такими организациями. Однако Законом о контрактной системе не установлено обязанности участников закупки подтверждать, что они не являются офшорными компаниями, также заказчик не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям и устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Изложенное свидетельствует о нарушении Заказчиком требований части 6 статьи 31, части 5 статьи 63, частей 1 и 3 статьи 64, части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом жалоба ООО "Стройиндустрия" признана обоснованной в данной части.
4) Комиссия Нижегородского УФАС России относительно остальных доводов заявителя отмечает следующее.
Пунктом 26 информационной карты документации электронного аукциона установлены требования к составу второй части заявки о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к определённым видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства или копии лицензии МЧС РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности на выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
Поскольку в перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, установленных в приказе Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 входят работы по огнезащите материалов, изделий и конструкций, а также данные работы подлежат обязательному лицензированию в соответствии с пунктом 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, установление в требованиях ко вторым частям заявок требования о наличии лицензии МЧС РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности на выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций является правомерным.
Следовательно, доводы жалобы заявителя в данной части признаются необоснованными.
5) В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона заказчик указывает условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
Пунктом 5 перечня установлено, что оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено.
Пунктом 52 документации аукциона установлен запрет на выполнение работ (оказание услуг), являющихся объектом настоящей закупки, в отношении организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Однако в нарушение части 5 статьи 63 извещение об осуществлении закупки не содержит запрет на выполнение работ (оказание услуг), являющихся объектом настоящей закупки, в отношении организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
28.04.2016 издано совместное письмо Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы NN 12589-ЕЕ/Д28и, АЦ/28993/16, согласно которому представление участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.
Однако в нарушение части 1 статьи 64 и части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе пункт 26 информационной карты документации об электронном аукционе содержит требование о предоставлении документов (декларации), подтверждающих непринадлежность участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.
6) Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 2 статьи 34 при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Однако в проекте контракта на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания Чердынского районного суда Пермского края расположенного по адресу: г. Чердынь микрорайон Нефтянников, 5, указанное условие о цене контракта отсутствует, кроме того в пункте 2.1 определено, что цена контракта может быть изменена с учетом положений предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации по соглашению сторон путем составления и подписания дополнительного соглашения к Контракту.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 4 и 5 Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063. За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей, а также за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
В нарушение части 4 статьи 64 и частей 4, 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе размеры штрафов установлены только применительно к одной ситуации (если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей).
7) В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 названной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
10.08.2016 оператору электронной площадки направлен запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, который передан заказчику в установленные действующим законодательством сроки.
В соответствии с данным запросом необходимо предоставить пояснения к Техническому заданию.
Однако Управление Судебного департамента в Пермском крае, разместив в Единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе (12.08.2016), не указало предмет запроса. Данный факт свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
8) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, допущенные заказчиком нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, являются существенными, устранение которых возможно в данном случае только путем внесения изменений в извещение и документацию электронного аукциона на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания Чердынского районного суда Пермского края расположенного по адресу: г.Чердынь. микрорайон Нефтянников, 5, номер извещения 0156100008316000151.
В связи с этим существует необходимость выдачи соответствующего предписания заказчику, его единой комиссии и оператору электронной площадки, на которой проведен рассматриваемый электронный аукцион (ЗАО "Сбербанк-АСТ").
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройиндустрия" на действия Управления Судебного департамента в Пермском крае при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания Чердынского районного суда Пермского края расположенного по адресу: г.Чердынь. микрорайон Нефтянников, 5, номер извещения 0156100008316000151, обоснованной в части установления излишних требований к составу вторых частей заявок.
2. В остальной части жалобу ООО "Стройиндустрия" на действия Управления Судебного департамента в Пермском крае при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания Чердынского районного суда Пермского края расположенного по адресу: г.Чердынь. микрорайон Нефтянников, 5, номер извещения 0156100008316000151, признать необоснованной.
3. Признать Управление Судебного департамента в Пермском крае нарушившим части 6 статьи 31, часть 5 статьи 63, частей 1 и 4 статьи 64, части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику, единой комиссии и оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ") предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1.4, 4 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии А.В. Сдельников
Л.О. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 22 августа 2016 г. N 1489
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2016