Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 13 октября 2016 г. N 1918
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Лазарева Е.А. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Балабина Н.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии:
- Воронцова А.А. |
- |
представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода (доверенность от 13.10.2016 N 14-17/013557), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВКК" (далее - ООО "ВКК", заявитель) на действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода (далее также - заказчик) при определении поставщика путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку товара для обеспечения гомсударственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "ВКК" о нарушении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на приобретение систем кондиционирования административного здания ИФНС России по Канавинскому району г.Н.Новгорода, номер извещения 0332100020116000019 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, положения документации о закупке не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители ООО "ВКК" на заседании комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признал, считает жалобу ООО "ВКК" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, заслушав доводы лица, участвующего при рассмотрении дела, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 27.09.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и электронной площадке www.sberbank-ast.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на приобретение систем кондиционирования административного здания ИФНС России по Канавинскому району г.Н.Новгорода, номер извещения 0332100020116000019 и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Инспекция Федеральной налоговой службы по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода.
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Предметом контракта является приобретение систем кондиционирования административного здания ИФНС России по Канавинскому району г.Н.Новгорода.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 141 000,00 рублей.
2) По смыслу части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 названного Федерального закона.
Как установлено Комиссией Нижегородского УФАС России закупка на приобретение систем кондиционирования административного здания ИФНС России по Канавинскому району г.Н.Новгорода (номер извещения 0332100020116000019) осуществляется среди субъектов малого предпринимательства, и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Однако в нарушение части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение об осуществлении рассматриваемой закупки не содержит информацию относительно преимуществ, предоставляемых заказчиком в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того согласно пункту 6) части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация о требованиях, предъявляемых к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 названного Федерального закона, однако, в нарушение названной нормы заказчиком требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 1 (относительно требования о наличии лицензии), 5, 7, 8, 9, 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении не установлены.
Изложенное свидетельствует о нарушении Заказчиком требований части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3) Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, среди прочих, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
По смыслу пункта 1) части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Описание объекта закупки, а также требования к техническим, функциональным, качественным и эксплуатационным характеристикам поставляемого товара определены в разделе II "Информационной карты электронного аукциона" и в разделе III аукционной документации.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что в документации установлены требования к характеристикам, в соответствии с которыми невозможно предоставить достоверные сведения, не имея в наличии закупленную партию продукции, не проведя лабораторные исследования и испытания.
Требуемые показатели по позиции "Механические свойства труб" (временное сопротивление, относительное удлинение после разрыва, Мпа(кгс/мм), твердость по Викскеру HV) нужно вычислять с помощью лабораторных исследований и испытаний, хотя Закон о контрактной системе не обязывает участников иметь в наличии товар на момент подачи заявок на участие в закупке.
При этом согласно инструкции по заполнению заявок необходимо указание конкретных значений (п. 3.7. Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме.
Аналогичная ситуация по позиции "Краска", "Водоэмульсионный состав", "Грунтовка".
Таким образом, на момент подачи заявки участник не может достоверно указать конкретные характеристики по названным позициям.
Изложенное указывает на отсутствие объективности описания объекта закупки в указанной части.
Кроме того, Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что ГОСТ Р 51387-99 (указанный заказчиком как требование к нормативно-методическому обеспечению по энергосбережению) утратил силу с 1 января 2015 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 23.11.2012 N 1107-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 31607-2012.
Однако рассматриваемая закупка не содержит обоснования необходимости использования утратившего силу ГОСТа.
Изложенное указывает на не соответствие требованиям части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В этой связи жалоба ООО "ВКК" признается обоснованной в рассматриваемой части.
Кроме того, как установлено Комиссией Нижегородского УФАС России, в нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок в документации рассматриваемого электронного аукциона отсутствует срок, в течении которого победитель должен подписать контракт.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
4) Согласно пункту 7 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 названного Федерального закона.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению, среди которых декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Данная закупка проводится для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, в связи с чем в извещении и документации установлены соответствующие ограничения.
Между тем в нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в требованиях к составу вторых частей заявок требование о предоставлении декларации о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям неправомерно не установлено.
Кроме того, в нарушение части 1 статьи 64 и части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок в пункте 15 информационной карты документации об электронном аукционе содержится требование о предоставлении документов, подтверждающих право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 названного Федерального закона, или копии этих документов.
Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что преимущества названным участникам закупки могут предоставляться в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг, однако, поставка систем кондиционирования в вышеуказанные перечни не входит.
Изложенное свидетельствует об обоснованности жалобы заявителя в рассматриваемых частях.
5) В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 названной статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 названного Федерального закона.
Ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации установлено извещением об осуществлении закупки.
Однако в нарушение части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок рассматриваемый проект контракта не содержит обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 названного Федерального закона (пункт 6.2. раздела 6 проекта контракта содержит следующее условие об оплате:
"1 этап 2016 г ___________ по факту поставки товара в течение 5 (пяти) банковских дней после поставки Товара, подписания обеими сторонами Акта сдачи-приемки Товара (товарной накладной) и выставления счета.
2 этап 2017 г ___________ при доведении финансирования 2017 г.
Изложенное свидетельствует об обоснованности жалобы ООО "ВКК" в рассматриваемой части").
6) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные заказчиком - Инспекцией Федеральной налоговой службы по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода, - повлияли на результаты электронного аукциона, в связи с чем существует необходимость выдачи заказчику и его аукционной комиссии предписания об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе, устранение которых возможно в данном случае только путем отмены всех протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение и документацию электронного аукциона при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на приобретение систем кондиционирования административного здания ИФНС России по Канавинскому району г.Н.Новгорода, номер извещения 0332100020116000019.
Также возникает необходимость в выдаче соответствующего предписания оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ".
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "ВКК" на действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Канавинскому району г. Нижнего Новгорода при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на приобретение систем кондиционирования административного здания ИФНС России по Канавинскому району г.Н.Новгорода, номер извещения 0332100020116000019, обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования части 8 статьи 30, части 1 статьи 33, части 5 статьи 63, части 1 и 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" (www.sberbank-ast.ru) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии Е.А. Лазарева
Н.В. Балабина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 13 октября 2016 г. N 1918
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2016