Резолютивная часть решения объявлена 27.07.2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 01.08.2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) рассмотрев жалобу ООО "Мастер" (далее- Заявитель) на действия заказчика в лице - Администрации Нифанского сельсовета Щучанского района Курганской области (далее- Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на газоснабжение жилых домов д. Козино Щучанского района Курганской области (извещение N 0343300006016000029) и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 105 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области 20.07.2016 г. поступила жалоба (вх. N 4401 от 20.07.2016) ООО "Мастер" на действия заказчика в лице - Администрации Нифанского сельсовета Щучанского района Курганской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на газоснабжение жилых домов д. Козино Щучанского района Курганской области (извещение N 0343300006016000029).
В жалобе Заявитель указывает на нарушения, влекущие за собой ограничение конкуренции, а именно установление требований к поставке материалов и товаров с используемых при проведении строительных работ с указанием предъявляемых к данным материалам и товарам требований, поставка которых на объект строительства не предусмотрена Техническим заданием, сметным расчетом и проектной документацией. Считает, что в аукционной документации содержится большое количество требований к товарам вспомогательным, не влияющим на эксплуатационные, технические характеристики объекта капитального строительства, требования к техническим характеристикам материалов указаны расплывчато, некорректно или не указаны в Проектно- сметной документации вообще.
Так же на заседании Комиссии Курганского УФАС представитель Заявителя дополнил, что считает необоснованным отклонение своей заявки на участие в закупке.
Представители Заказчика считают жалобу необоснованной, представили письменные возражения по доводам Заявителя, изложенными в жалобе.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС установлено, что 04.07.2016 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (zakupki.gov.ru) опубликовано извещение N 0343300006016000029 о проведении электронного аукциона на газоснабжение жилых домов д. Козино Щучанского района Курганской области.
Начальная (максимальная) цена контракта- 6 035 834,00рублей.
Заказчиком является Администрация Нифанского сельсовета Щучанского района Курганской области.
Дата и время начала подачи заявок 04.07.2016 10:30
Дата и время окончания подачи заявок 20.07.2016 17:00
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При рассмотрении документации Электронного аукциона на газоснабжение жилых домов с. Козино Щучанского района Курганской области (извещение N 0343300006016000029) Комиссией Курганского УФАС установлено, что в п. 10,33,34 требований к качеству, техническим характеристикам товара, его безопасности, функциональным характеристикам товара, размеру, отгрузке товаров и иных сведениях о товарах, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме на газоснабжение жилых домов д. Козино Щучанского района Курганской области (далее- Требования к товарам и материалам) и материалам устанавливает требования к поставке товаров и материалов не предусмотренных локально- сметным расчетом.
Также установлено, что пунктом 13 Требований к товарам и материалам установлены требования к Трубам стальным сварным, прямошовным, со снятой фаской, а именно требования: "наружный диаметр, мм32; толщина стенки, мм не менее 3; теоретическая масса 1 м труб, кг не более 2,35". При этом ГОСТом 10704-91 "Трубы стальные электросварные, прямошовные" установлены соответствующие размеры труб, так, труба наружного диаметра 32 мм, толщиной стенки 3,0 мм соответствует значению теоретической массы 1 м требы 2,15 кг, в то время как Заказчиком установлено требование "теоретическая масса 1 м труб, кг не более 2,35", что позволяет потенциальному участнику закупки установить конкретное значение теоретической масса 1 м труб, кг от 2,16 до 2,35, что будет являться исполнением требований Заказчика и нарушением требований вышепоименованного ГОСТа.
В нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в Требования к товарам и материалам поименованы позиции, поставка которых не предусмотрена Локально- сметным расчетом.
Таким образом, довод Заявителя об установлении Заказчиком требований к поставке материалов и товаров с указанием предъявляемых к данным материалам и товарам требований, поставка которых на объект строительства не предусмотрена локально- сметным расчетом является обоснованным.
Также Комиссией Курганского УФАС установлено, что в первой части заявки N8 (ООО "Мастер") содержащей так же согласие на поставку товара, являющегося предметом проводимого аукционе в части сведений о поставляемом товаре отсутствуют конкретные показатели требований к товарам и материалам, установленным Заказчиком, так, например, в позициях 2,4 Заявителем конкретные значения не установлены в отношении длины, ширины, а так же толщины брусков и досок обрезных хвойных пород.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной систе6ме участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о необоснованным отклонении своей заявки на участие в закупке не нашел своего подтверждения.
Жалоба ООО "Мастер" на действия заказчика в лице - Администрации Нифанского сельсовета Щучанского района Курганской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на газоснабжение жилых домов д.Козино Щучанского района Курганской области (извещение N 0343300006016000029) признана частично обоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка.
Федеральный закон от 05.04.2016 N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации", вступивший в силу с 01.07.2016 устанавливает изложение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в следующей редакции: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В нарушение императивных требований п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки не используются при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминология, которая предусмотрена техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Так, например, в описании позиций 33,34,35 требования к товарам и материалам поименованные выше требования отсутствуют.
Указанные в Требовании к товарам и материалам требования к ГОСТ указаны Заказчиком только на упаковку поставляемого в рамках строительных работ товаров и материалов (например, в позициях 2,4,5 Требований к товарам и материалам), таким образом, установление Заказчиком данных требований не реализует требование п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления требований к ГОСТу поставляемых в рамках строительных работ товаров и материалов.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкции по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В рамках исполнения вышеуказанной нормы Заказчиком в Информационной карте Электронного аукциона установлено: "Предоставляемые Участником аукциона сведения НЕ должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "должен быть", "должна быть", "должны быть", "не должен", "не должна", "не должны". Значения показателей НЕ должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слова или сопровождаться словами "не более", "не менее", "более", "менее", "или", "диапазон должен быть не более от_- до_", "диапазон должен быть не менее от_-до_", "до", то есть должны быть КОНКРЕТНЫМИ".
Также в разделе V Аукционной документации Заказчиком установлено: "При описании характеристик товаров, работ, услуг не допускается использование словосочетаний типа "должен быть", "должен представлять", а также формулировок "не более", "не менее", "", за исключением случаев, когда показатель не имеет конкретного значения в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В ЕИС по вопросам заполнения первых частей заявок на участие в электронном аукционе на газоснабжение жилых домов д. Козино Щучанского района Курганской области (извещение N 0343300006016000029) потенциальными участниками закупок направлено 2 запроса на разъяснения положений документации об электронном аукционе, что говорит о том, что представленная Заказчиком Инструкция по заполнению заявки на участие в электроном аукционе установлена в ненадлежащем виде и не позволяет потенциальным участником закупки воспользоваться данной частью аукционной документации при формировании заявки на участие в электронном аукционе.
При этом Комиссией Курганского УФАС установлено, что для реализации требований п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Заказчиком в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели необходимо установить в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а так же порядок их указания участниками закупок в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством РФ о техническом регулировании (далее- Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами)
5) в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации Стандарта, а так же не должны вводить в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, который должен содержать информацию, в том числе: о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
В Протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0343300006016000029 при рассмотрении заявки N7 Комиссией Уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно - коммунального хозяйства не указаны положения Заявки N 7 на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем (какие конкретно показатели Заявки N7 не соответствуют требованиям, установленным документацией).
Таким образом, Комиссией Курганского УФАС России в действиях единой комиссии Уполномоченного органа Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно - коммунального хозяйства нарушение п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе указания на положения заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мастер" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа- Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно- коммунального хозяйства нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении Требований к товарам и материалам, поставка которых не предусмотрена Локально- сметным расчетом.
3. Признать в действиях Уполномоченного органа- Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно- коммунального хозяйства нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении при описании в документации о закупке объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которая предусмотрена техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
4. Признать в действиях Уполномоченного органа- Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно- коммунального хозяйства нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе ненадлежащего вида.
5. Признать в действиях Уполномоченного органа- Районного отдела службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно- коммунального хозяйства нарушение п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе указания на положения заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
6. Выдать Уполномоченного органу - Районному отделу службы заказчика, строительства, транспорта и жилищно- коммунального хозяйства предписание об аннулировании закупки путем проведения электронного аукциона на газоснабжение жилых домов д. Козино Щучанского района Курганской области (извещение N 0343300006016000029).
7. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 27 июля 2016 г. N 05-02/127-6
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2016