Резолютивная часть решения объявлена 27.07.2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 01.08.2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика в лице МОУ "Башкирская СОШ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт начальной школы- детского ( извещение N 0843300039816000001) и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройинвест" (далее- Заявитель) (вх. N 4471 от 22.07.2016 г.) на действия заказчика в лице МОУ "Башкирская СОШ" (далее- Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт начальной школы- детского, (извещение N 0843300039816000001).
В жалобе Заявитель указал на отсутствие в извещении о проведении аукциона и в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Считает, что в проекте контракта Заказчиком формулировка "оплата в течении 120 дней" содержит коррупционную составляющую.
Также полагает, что в аукционной документации Заказчика условие, предусмотренное ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе не указано, что нарушает права потенциальных участников аукциона и вводит их в заблуждение относительно цены контракта.
Указывает, что Заказчиком некорректно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями ст. 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 99.
Представители Заказчика представили письменные возражения по доводам изложенным в жалобе.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 09.07.2016 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение N 0843300039816000001 о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт начальной школы- детского сада.
Начальная (максимальная) цена контракта- 23 397 220,00рублей.
Заказчиком является МОУ "Башкирская СОШ" Половинского района Курганской области.
Дата и время начала подачи заявок 09.07.2016 10:33
Дата и время окончания подачи заявок 25.07.2016 09:00
На момент рассмотрения жалобы комиссией Курганского УФАС России закупка приостановлена в части подписания контракта.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГК РФ В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с п. 15 ст. 12 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с п.2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) настоящего Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 ч. 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией Курганского УФАС установлено, что в аукционной документации Заказчика требование к участникам аукциона о наличии лицензии МЧС не предъявлено.
Таким образом, довод Заявителя о нарушении Заказчиком п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, выразившееся в неуказании в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации требований к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является необоснованным.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно ст. 314 ГК РФ в случае, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
В п. 2.7 Проекта муниципального контракта Заказчиком установлено: "Платежи производятся в течении 120 рабочих дней по мере представления подрядчиком подписанных сторонами настоящего контракта актов приемки выполненных работ, составленных по форме КС-2, справок о стоимости выполненных работ и произведенных затрат, составленных по форме КС-3, счета и счет - фактур".
Таким образом, Комиссией Курганского УФАС установлено, что в исполнение требований ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе и норм ГК РФ Заказчиком в Проекте муниципального контракта установлен срок оплаты работ, а именно период, в течении 120 рабочих дней. Довод заявителя о содержании коррупционной составляющей в Проекте контракта не нашел своего подтверждения.
Довод Заявителя об отсутствии в аукционной документации Заказчика условия, предусмотренного ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, нарушении права потенциальных участников аукциона и ввода их в заблуждение относительно цены контракта так же не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Согласно п. 2 Приложения 1 к Постановлению Правительства от 04.02.2015 N 99 "Дополнительные требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов" выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей- требуется наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Пунктом 10 Информационной карты электронного аукциона установлено "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года (_)"
Довод заявителя о некорректном установлении Заказчиком дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с требованиями ст. 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 99 является необоснованным.
Жалоба ООО "Стройинвест" на положения документации о закупке (извещение N 0843300039816000001) на право заключения контракта "Капитальный ремонт начальной школы- детского сада", заказчиком является МОУ "Башкирская СОШ" признана необоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст. 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка.
Согласно п.3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- согласие, предусмотренное п.2 ст. 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное п.2 ст. 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
- согласие, предусмотренное п.2 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, Законом о контрактной системе установлены требованияк первым частям заявок на участие в электронном аукционе.
Согласно п. 1,2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Из пояснений Заказчика можно сделать вывод, что материалы необходимые к поставке предоставляются победителем электронного аукциона, при этом в аукционной документации установлено требование только к работам.
Заказчиком не предъявлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товаров, используемых при производстве работ. Заказчик предполагал, что требования документации электронного аукциона потенциальный участник закупки обязан исполнить путем выборки материалов из Проектно- сметной документации с самостоятельным определением характеристик поименованных выше.
Федеральный закон от 05.04.2016 N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации", вступивший в силу с 01.07.2016 устанавливает изложение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в следующей редакции: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В следствии чего, Комиссией Курганского УФАС установлены нарушения:
- п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в аукционной документации Заказчика при описании объекта закупки функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационные характеристик объекта закупки.
- п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в не использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которая предусмотрена техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
- п. 2 ч 1. ст. 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В документации электронного аукциона в части требований, предъявляемых к участникам п. 10 Заказчиком установлены единые требования к участникам аукциона, а именно соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом аукциона и установленным в Информационной карте требованиям: " свидетельство СРО на Генподряд. Причем генподрядчик может не включать в допуск ни одного вида работ, кроме п. 33 перечня видов работ для получения соответствующего свидетельства СРО. В этом случае, генподрядчик должен передавать все работы субподрядчикам, у которых должен быть допуск на выполняемые работы" .
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно п. 1 ст. 706 Градостроительного кодекса РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Таким образом, участник закупки вправе иметь все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки или допуск на генеральный подряд.
Комиссией Курганского УФАС России в действиях Заказчика установлено нарушение п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований по предоставлению свидетельства СРО во второй части заявки, ограничивающих количество потенциальных участников закупки (не предусмотрена возможность предоставления копии свидетельства СРО на перечень работ поименованных в Техническом задании).
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
При этом в нарушение вышеуказанной нормы в части Технического задания в разделе "Виды и объемы работ" Заказчиком установлено: "Наружная отделка: стены - навесной вентилируемый фасад с утеплителем из минераловатной гидрофобизированной плиты "Лайнрок Венти", что является неправомерным поименованием торговой марки в форме требований к качеству, техническим, функциональным характеристикам товара.
В соответствии с п.1 ч.4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации.
Согласно ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В то время как п. 11.2.2. аукционной документации установлено: " первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие (_), а так же конкретные показатели используемого товара (_)"
На участие в электронном аукционе на право заключения контракта "Капитальный ремонт начальной школы- детского сада" подано две заявки, обе заявки согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок допущены. Однако в заявке N 1 указано только согласие участника такого аукциона на поставку товара.
В нарушение п.1 ч.4 ст. 67 Закона о контрактной системе Заказчиком, заявка несоответствующая требованиям положений Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиями аукционной документации.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МОУ "Башкирская СОШ" нарушение п. 2 ч 1. ст. 67 Закона о контрактной системе выразившееся в не установлении в документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона инструкции по заполнению заявки на участие в таком аукционе.
3. Признать в действиях Заказчика - МОУ "Башкирская СОШ" нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в аукционной документации Заказчика при описании объекта закупки функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационные характеристик объекта закупки.
4. Признать в действиях Заказчика - МОУ "Башкирская СОШ" нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении при описании в документации о закупке объекта закупки, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которая предусмотрена техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
5. Признать в действиях Заказчика - МОУ "Башкирская СОШ" нарушение п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований по предоставлению свидетельства СРО во второй части заявки, ограничивающих количество потенциальных участников закупки (не предусмотрена возможность предоставления копии свидетельства СРО на перечень работ поименованных в Техническом задании).
6. Признать в действиях Заказчика - МОУ "Башкирская СОШ" нарушение п.1 ч.4 ст. 67 Закона о контрактной системе выразившееся в необоснованном допуске участника электронного аукциона.
7. Выдать Заказчику - МОУ "Башкирская СОШ" предписание об аннулировании закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт начальной школы- детского сада.
8. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 27 июля 2016 г. N 05-02/131-6
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2016