Резолютивная часть решения объявлена 08.09.2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 13.09.2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)
рассмотрев жалобу Портнягина Василия Алексеевича на действия Заказчика Администрации Юргамышского района Курганской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение строительство объекта: "Сеть газораспределения с. Малое Белое, д.Колупаевка, д.Пичевка Юргамышского района Курганской области" (извещение N 0143300021716000004), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
В Курганское УФАС России поступила жалоба (вх. N5299 от 02.09.2016) Портнягина Василия Алексеевича на действия заказчика Администрации Юргамышского района Курганской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ строительство объекта: "Сеть газораспределения с. Малое Белое, д.Колупаевка, д.Пичевка Юргамышского района Курганской области" (извещение N 0143300021716000004).
В жалобе заявитель указал, согласно п. 3 Положений о пользовании официальным сайтом РФ в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом установлено, что информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающим возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"). Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающим возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме"). На основании Письма ФАС России от 30 июня 2014г. N АЦ/26237/14 если документация о закупке, размещенная заказчиком на Официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающим возможности копирования фрагментов, то данное действие нарушает часть 4 статьи 4, часть 5 статьи 112 Закона о контрактной системе. В составе документации электронного аукциона к аукциону содержится документ "Приложение 1 ТЗ Требования к материалам" (Необходимые минимальные функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики поставляемого товара (выполнения работ, оказания услуг) стандартные показатели, требования, условные обозначения, терминологии, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки и другие характеристики поставляемого товара (выполнения работ, оказания услуг)), не обеспечивающий возможности копирования фрагментов, имеющий тип файла Adobe Acrobat Document (.pdf')
2. В соответствии с п. 5, 6 ст. 110.2 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта, объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ. В аукционной документации, в том числе в проекте контракта, в техническом задании, отсутствуют и график выполнения работ и график оплаты выполненных работ (по информации, содержащейся в плане-графике, периодичность выполнения работ - согласно графику выполнения работ) что является нарушением ст. 110.2 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с п. 14 ст. 21 ФЗ N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее, чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
Согласно информации, содержащейся в ЕИС план-график N 44201601433000217001 размещен 18.08.2016 г. в 16:20 (уникальный реестровый номер заказа в плане-графике Г144201601433000217001000009), что является нарушением ст. 21 Закона о контрактной системе.
4. В составе аукционной документации опубликована лишь сметная документация, проектная документация в полном объеме размещена в ЕИС 22.08.2016 г., при этом не продлены сроки подачи заявок в соответствии с п. 6 ст. 65 ФЗ N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Представитель заказчика представил письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе.
С доводами, изложенными в жалобе, не согласен по основаниям, указанным в возражениях.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 15.08.2016 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) опубликовано извещение N 0143300021716000004 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Сеть газораспределения с. Малое Белое, д. Колупаевка, д. Пичевка Юргамышского района Курганской области".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 11 155 270,00рублей.
Заказчиком является Администрация Юргамышского района Курганской области.
Дата начала подачи заявок - 15.08.2016 10:04, дата окончания подачи заявок -05.09.2016 09:00.
На момент заседания Комиссии Курганского УФАС России контракт не заключен.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
В силу ч. 2 ст. 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в ч. 1 данной статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Довод заявителя основан на размещении требований электронного аукциона в формате PDF.
Таким образом, исходя из анализа норм Закон о контрактной системе и судебной практики размещение технического задания в формате PDF не ограничивает возможность ознакомления участников размещения заказа с документацией об аукционе. Довод заявителя является необоснованным.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно ч.5, ч.6 ст.110.2 Закона о контрактной системе, следует, что "контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта". При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
В проекте контракта отсутствует положения определяющее график выполнения строительно-монтажных работ.
Таким образом, в действиях заказчика усматриваются нарушения ч.5, ч.6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в том, что не указан график оплаты выполненных работ, а также степени и размеры оплаты в соответствии с ним.
В соответствии с ч.14 ст.21 Закона о контрактной системе изменение в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее, чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
План-график на закупку по выполнению строительство объекта: "Сеть газораспределения с. Малое Белое, д.Колупаевка, д.Пичевка Юргамышского района Курганской области" (извещение N 0143300021716000004) размещен 19.07.2016. 18.08.2016 года размещен план график на поставку "автомобильного бензина марки АИ-92, АИ-95 для нужд Администрации Юргамышского района". Довод заявителя не обоснован.
В соответствии с ч.6 ст. 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Довод заявителя считается не обоснованным, так как Администрация Юргамышского района Курганской области давали разъяснения на поступивший запрос о разъяснении документации об аукционе N извещения 0143300021716000004 строительство объекта: "Сеть газораспределения с. Малое Белое д.Колупаевка, д.Пичевка Юргамышского района Курганской области". В ответ на запрос даны разъяснения, что по адресу электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.sberbank-ast.ru вместе с извещением о проведении электронного аукциона и документацией к электронному аукциону размещена проектная документация в формате Microsoft Excel, дополнительно в ответе на запрос были прикреплены сканы и фото проектной документации.
Согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть. Прикрепление в разъяснении данных документов не является внесением изменений в документацию об электронном аукционе, Техническое задание и Требования к материалам при этом не менялись
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика, Комиссии Заказчика Администрации Юргамышского района Курганской области установлены нарушения требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч.5 и ч.8 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пунктом 9.3 муниципального контракта, указано "За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения Подрядчик уплачивает Муниципальному заказчику штраф, в размере 557 763 рублей 50 копеек". "За ненадлежащее исполнение Муниципальным заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, Муниципальный заказчик уплачивает Подрядчику штраф, в размере 223 105 рублей 40 копеек"
Исходя из выше сказанного Заказчик не вправе был устанавливать фиксированные суммы штрафа, за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом до момента определения цены контракта, определяемой при подведении торгов. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 70 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Комиссией Курганского УФАС России в действиях Заказчика Администрацией Юргамышского района Курганской области установлены нарушения ч. 1 ст. 34, ч. 5 ст. 34, ч.8 ст. 34, ч.2 с.70, ч.5, ч.6 ст.110.2 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неверном установлении размера штрафа, в отсутствии графика оплаты выполненных работ.
Начальная (максимальная) цена контракта (извещение N 0143300021716000004) 11 155 270,00рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Следовательно, Заказчик в нарушение норм Закона о контрактной системе в проекте контракта сформирует конкретную цену.
Заказчик, утверждая документацию, не обладает информацией о цене контракта, которая будет предложена победителем электронного аукциона.
Таким образом, Комиссией Курганского УФАС России установлено в действиях Заказчика Администрацией Юргамышского района нарушение ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении размера пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом не в соответствии с Законом о контрактной системе (указание "не менее"), размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом не в полном объеме согласно Правилам.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Портнягина Василия Алексеевича частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика Администрации Юргамышского района нарушение ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении размера пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом не в соответствии с Законом о контрактной системе.
3.Признать в действиях Заказчика Администрации Юргамышского района нарушение ч.1, ч. 8 ст. 34, ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении фиксированной суммы размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
4. Признать в действиях заказчика Администрации Юргамышского района нарушение ч. 5, ч. 6 ст.110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии графика оплаты выполненных работ в проекте контракта.
5. Выдать заказчику Администрации Юргамышского района предписание об устранении нарушений ч.1, ч.5, ч.8 ст.34, ч. 2 ст. 70, ч. 5, ч. 6 ст.110.2 Закона о контрактной системе путем внесения изменений в проект контракта.
6. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 8 сентября 2016 г. N 05-02/165-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2016