Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 28.07.2016 N 236 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ИП Черняк Г.Е." (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - МКУ "Отдел капитального строительства администрации Белгородского района", уполномоченного органа - администрации Белгородского района, в отсутствие представителей заявителя - ИП Черняк Г.Е. (о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен), рассмотрев материалы дела N 288-16-Т по жалобе ИП Черняк Г.Е. на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ на объекте: "Строительство культурно-спортивного центра в с.Ближняя Игуменка Белгородского района" (далее - Электронный аукцион) (закупка N 0126300029116000688), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ИП Черняк Г.Е. на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы следует, что заказчик при описании объекта закупки допустил нарушения пункта 1 и пункта 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в Приложении N1 "Техническое задание" к документации об Электронном аукционе (далее - Техническое задание), а именно:
1) в нарушение требований ГОСТа 21631-76 в пункте 148 Технического задания установлено требование к относительному удлинению алюминиевого листа марки АД1Н при I =11,3_F сигма не менее 4% вместо - не менее 15 %;
2) в пункте 1 Технического задания при описании требований к характеристикам бетона тяжелого, класса И15 (М200) по ГОСТу 26633-2012 характеристика - "марка бетонной смеси по удобоукладываемости - не ниже П3 (осадка конуса не более 10-15 см)" не содержит указания на группу удобоукладываемости бетонной смеси;
3) в пункте 1 Технического задания при описании требований к характеристикам бетона тяжелого, класса И15 (М200) по ГОСТу 26633-2012 характеристика "средняя прочность бетона на сжатие в возрасте 28 сут., кг/см3" указана в ненадлежащих единицах измерения;
4) в пункте 10 Технического задания при описании требований к характеристикам монтажной пены ("ГОСТ Р 52749-2007. Швы монтажные оконные с паропроницаемыми саморасширяющимися лентами Технические условия") характеристика "теплопроводность Вт/м2К не более 0,034" указана в ненадлежащих единицах измерения и без учета положений постановления Правительства РФ от 31.10.2009 N879.
На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа согласились с третьим доводом жалобы в части применения ненадлежащих единиц измерения в отношении средней прочности бетона на сжатие в возрасте 28 сут., кг/см3.
По четвертому доводу жалобы пояснили, что характеристика "теплопроводность Вт/м2К не более 0,034" указана ошибочно, так как необходимо указывать характеристику "коэффициент теплопроводности" с указанием соответствующей единицы измерения с учетом положений постановления Правительства РФ от 31.10.2009 N 879.
Кроме того, представители заказчика и уполномоченного органа указали, что Электронный аукцион не состоялся, в связи с тем, что до срока окончания подачи заявок на участие в Электронном аукционе не было подано ни одной заявки, а также пояснили, что до рассмотрения жалобы по существу в документацию об Электронном аукционе внесены соответствующие изменения и 29.07.2016 на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru повторно размещены извещение и документация об электронном аукционе на выполнение работ на объекте: "Строительство культурно-спортивного центра в с.Ближняя Игуменка Белгородского района" (закупка N 0126300029116000773).
Комиссия, рассмотрев жалобу ИП Черняк Г.Е., заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 11.07.2016 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - выполнение работ на объекте: "Строительство культурно-спортивного центра в с.Ближняя Игуменка Белгородского района".
Начальная (максимальная) цена контракта - 80 000 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ИП Черняк Г.Е. контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Доводы заявителя, содержащиеся в жалобе, Комиссия считает частично обоснованными по следующим основаниям.
1. Из пункта 148 Технического задания следует, что листы алюминиевые марки АД1Н должны соответствовать ГОСТ 21631-76, а именно: относительное удлинение I =11,3_F сигма - не менее 4%.
Заявитель считает, что указанное выше требование к такому механическому свойству алюминиевого листа марки АД1Н (состояние материала - нагартованный) при растяжении , а именно: относительное удлинение не менее 4% установлено заказчиком неправомерно. В подтверждение своего довода ссылается на таблицу N 8 ГОСТа 21631-76, из которой следует, что алюминиевый лист марки Д1А (состояние материала - закаленный и естественно состаренный) должен иметь относительное удлинение при I =11,3_F сигма не менее 15%.
Таким образом, указанный довод заявителя основан на механических свойствах алюминиевого листа марки и состояния материала листа, которые не соответствуют требованию Технического задания документации об Электронном аукционе, так как согласно таблице N 7 ГОСТа 21631-76 механические свойства алюминиевого листа марки АД1Н (нагартованного) при растяжении, в частности, относительное удлинение I =11,3_F сигма должно быть не менее 4,0 %, а не 15% как указывает заявитель.
При указанных обстоятельствах, требование, содержащееся в пункте 148 Технического задания в отношении относительного удлинения I =11,3_F сигма не менее 4% листа алюминиевого марки АД1Н соответствует требованиям ГОСТа 21631-76.
Таким образом, первый довод жалобы является необоснованным.
2. Из пункта 1 Технического задания следует, что марка бетонной смеси по удобоукладываемости - не ниже П3 (осадка конуса не более 10-15 см).
Заявитель, полагает, что заказчик, указывая на параметры удобоукладываемости, должен был так же указать группу удобоукладываемости (сверхжеские смеси, жеские смеси, подвижные смеси). При этом ссылается на таблицу N 2 "Марки по осадке конуса" ГОСТа 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия", из которой, по его мнению, участникам закупки нельзя сделать вывод о взаимосвязи показателей, содержащихся в таблице (марка и осадка конуса) с таким показателем как удобоукладываемость.
Однако, из таблицы N 1 ГОСТа 7473-94 "Смеси бетонные.Технические условия" следует, что в зависимости от жесткости бетонной смеси существует три группы удобоукладываемости: сверхжеские смеси с марками СЖ3, СЖ2 и СЖ1, жесткие смеси с марками Ж4, Ж3, Ж2, Ж1, а также подвижные смеси с марками П1, П2, П3, П4, П5.
Кроме того, в указанной таблице содержится информация о том, что подвижным смесям марки по удобоукладываемости П3 соответствует осадка конуса 10-15 см.
Таким образом, в пункте 1 Технического задания требование к марке бетонной смеси по удобоукладываемости установлено в соответствии ГОСТ 7473-94 "Смеси бетонные. Технические условия", в связи с чем, второй довод жалобы является необоснованным.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна среди прочего содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Из пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 8 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе описание объекта закупки осуществляется в соответствии с Техническим заданием.
Из пункта 1 Технического задания следует, что средняя прочность бетона на сжатие в возрасте 28 суток измеряется в следующих единицах - кгс/см .
При этом согласно таблице N 8 Приложения 1 ГОСТа 26633-91 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" средняя прочность бетона измеряется в кгс/см.
При указанных обстоятельствах третий довод жалобы является обоснованным.
4. Единицей коэффициента теплопроводности (теплопроводность) является Вт/(м·°С).
Из пункта 10 Технического задания при описании требований к характеристикам монтажной пены ("ГОСТ Р 52749-2007. Швы монтажные оконные с паропроницаемыми саморасширяющимися лентами Технические условия") характеристика "теплопроводность Вт/м2К не более 0,034" указана в ненадлежащих единицах измерения и без учета положений постановления Правительства РФ от 31.10.2009 N879.
При указанных обстоятельствах четвертый довод жалобы является обоснованным.
Таким образом, заказчиком при описании объекта закупки (пункты 1 и 10 Технического задания) не были соблюдены требования пункта 1 и пункта 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, что указывает на нарушение заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проведении внеплановой проверки выявлены следующие нарушения.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Форма свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.07.2011 N 356 (далее - Приказ). Согласно Приложению к Приказу в свидетельстве указывается предельная стоимость работ (по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) по одному договору, на осуществление организации которых член саморегулируемой организации вправе заключать договоры.
В соответствии с частью 1.1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
Следовательно, член саморегулируемой организации вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает сумму, указанную в свидетельстве о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации или по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к организации соответствующих работ, предельная стоимость которых должна быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно пункту 15.1. проекта контракта документации об Электронном аукционе генеральный подрядчик на все время действия Контракта должен иметь свидетельство саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
При этом из пункта 15.1. проекта контракта документации об Электронном аукционе следует, что Минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Соответствие данному требованию определяется исходя из начальной (максимальной) цены контракта, что не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и является нарушением части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что Электронный аукцион признан несостоявшимся, Комиссия приняла решение предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняк Г.Е. частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - МКУ "Отдел капитального строительства администрации Белгородского района" нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 5 августа 2016 г. N 2420
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2016