Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председатель Комиссии Тюменского УФАС России, руководитель Тюменского УФАС России <_>,
члены Комиссии Тюменского УФАС России:
заместитель начальника отдела <_>,
специалист-эксперт <_>,
с участием представителей сторон:
от Управления государственных закупок Тюменской области (далее также - уполномоченный орган) Шуневич М.И.(по доверенности N 003)
от ГКУ "Управление капитального строительства" (далее также - заказчик) Жернов С.Н. (по доверенности N77) Шарапова А.А. (по доверенности N 111)
от ООО "Строительные технологии" (далее также - ООО "Строительные технологии", Общество, заявитель) Дроздова Е.В. (по доверенности)
рассмотрев жалобу ООО "Строительные технологии" на положения документации заказчика: ГКУ "Управление капитального строительства", уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона N АЭ-4239/16 на выполнение подрядных работ по консервации объекта: "Участковая больница на 5 коек/135 посещений в смену в п. Горноправдинск Ханты-Мансийского района", реестровый номер закупки 0167200003416004797,
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 17.08.2016 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению.
Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа, заявителя. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, издан приказ от 18.08.2016 г. N 321 о проведении внеплановой проверки действий заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N АЭ-4239/16 (реестровый номер закупки 0167200003416004797).
Согласно доводам жалобы аукционная документация не соответствуют правилам, содержащимся в Законе о контрактной системе. А именно:
1. п. 4.1.3. проекта Муниципального контракта на Подрядчика возложены обязанности по осуществлению мероприятий по проверке наличия и правильности всей сопутствующей технической документации (чертежей, смет, журналов учета выполненных работ и иных документов). Возложение указанной обязанности на Подрядчика, по мнению заявителя, неправомерно и не связано с предметом контракта. Данные мероприятия должна осуществлять специализированная организация. Также, этот вид работ не включен в сметную документацию к проекту Муниципального контракта.
2. п. 6.4. проекта Муниципального контракта: "В случае если Подрядчик не является плательщиком НДС, Государственный заказчик компенсирует Подрядчику затраты по оплате НДС на приобретение строительных материалов, изделий, конструкций, эксплуатацию механизмов". Ч. 1 ст. 715 Гражданского кодекса РФ устанавливает запрет на вмешательство в деятельность подрядчика в целом. На основании ч. 1 ст. 748 Гражданского кодекса РФ, Заказчик имеет право контролировать в любое время ход и качество выполняемой Подрядчиком работы по Контракту без вмешательства в его оперативно-хозяйственную деятельность, тогда как закуп материалов для выполнения работ - это оперативно-хозяйственная деятельность Подрядчика. Федеральный закон N 44-ФЗ не устанавливает ни обязанность ни право Подрядчика осведомлять Заказчика о стоимости приобретенных им материалов. Также, заявитель указывает на то, что в случае заключения контракта с лицом, не являющимся плательщиком НДС, цена контракта не изменится, в силу требований, установленных п. 2.1. проекта Контракта и ч. 2 ст. 34 ФЗ N 44-ФЗ, согласно которым, цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
В этой связи, заявитель считает, что нужно исключить из проекта муниципального контракта п. 6.4. в силу его противоречия действующему законодательству РФ.
3. в аукционной документации между локально-сметным расчетом и требованиями к применяемым материалам есть расхождения: п. 6 требований к материалам установлены характеристики к силовому кабелю не соответствующие требованиям ГОСТ - 16442-80 и отличные от характеристик данного кабеля, установленных сметой. Заявитель считает, что следует устранить расхождения между сметой и требованиями к материалам и внести соответствующие изменения в аукционную документацию.
Как следует из пояснений уполномоченного органа, аукционная документация N АЭ-4239/16 на выполнение подрядных работ по консервации объекта: "Участковая больница на 5 коек/135 посещений в смену в п. Горноправдинск Ханты-Мансийского района" не содержит в себе заявленных в жалобе нарушений действующего законодательстве о контрактной системе, а также представлены сведения и документы, необходимые для рассмотрения жалобы.
Заказчик полностью поддерживает позицию уполномоченного органа, и считает доводы жалобы несостоятельными.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Статьей 64. Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.
Так п. 3 указанной статьи документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области выступило организатором проведения электронного аукциона N АЭ-4239/16 на выполнение подрядных работ по консервации объекта: "Участковая больница на 5 коек/135 посещений в смену в п. Горноправдинск Ханты-Мансийского района" (реестровый номер закупки 0167200003416004797) в интересах заказчика: ГКУ "Управление капитального строительства".
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 08.08.2016 была размещена на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки: 0167200003416004797.
1. Согласно п. 4.1.3. проекта Муниципального контракта (приложение N2 к документации) Подрядчик обязан: "Осуществить мероприятия по инвентаризации строительных объектов, проверке наличия и правильности всей сопутствующей технической документации (чертеже, смет, журналов учета выполненных работ и иных документов), а также проведению осмотров, контрольных обмеров, выполнению конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных), освобождению емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, приведению технологического оборудования в безопасное состояние, отключению инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта), принятию необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки и других необходимых мероприятий, предусмотренных технической документацией и настоящим контрактом".
В соответствии с пунктами 7, 9 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 N 802, (далее по тексту - Правила) на основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:
а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;
б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:
о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;
о наличии сметной документации;
о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.
В состав работ по консервации объекта входят в том числе:
а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);
б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;
в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;
г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;
д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);
е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
Указанные обязанности Подрядчика, в части осуществления мероприятий по инвентаризации объекта, проверке наличия и правильности всей сопутствующей технической документации (чертежей, смет, журналов учета выполненных работ и иных документов), а также проведению осмотров, контрольных обмеров корреспондируются с обязанностями Государственного заказчика, предусмотренными пунктами 5.1.1,5.,1,2 проекта контракта по передаче Подрядчику необходимой технической документации и предоставлению Подрядчику незавершенного строительством объекта по акту приема передачи для производства работ по консервации.
Исходя из условий проекта государственного контракта, следует, что между сторонами возникают правоотношения, регулируемые главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ). Согласно части 1 статьи 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. В соответствии со статьей 714 ГК РФ Подрядчик несет ответственность за несохранность предоставленных заказчиком материала, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного имущества, оказавшегося во владении подрядчика в связи с исполнением договора подряда. Учитывая вышеизложенное, исходя из системного толкования положений действующего законодательства РФ и условий проекта государственного контракта, осуществление оспариваемых 3аявителем мероприятий является объективно необходимым при приеме-передаче незавершённого строительством объекта для производства работ по консервации. Прием-передача незавершённого, строительством объекта подразумевает обоюдные действия сторон по фиксации фактического состояния объекта,, наличие технической документации, конструкций, материалов и оборудования.
Обязанности Подрядчика в части осуществления мероприятий по выполнению конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных), освобождению емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, приведению технологического оборудования в безопасное состояние, отключению инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта), принятию необходимых мер; препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки, предусмотрено техническим заданием и включены в стоимость работ. В частности, выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных), предусмотрено пунктами 44, 45,46, 81 локального сметного расчета N 02-01-01. Освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей предусмотрено пунктами 32, 3З,34 локального сметного расчета N 02-01-01 . Приведение технологического оборудования в безопасное состояние 229 локального сметного расчета N 02-01-01 . Отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта) предусмотрено пунктами 82,83 локального сметного расчета N 02-01-01.
Принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки предусмотрено пунктами 41,42,43, 50, 51,52,53, 54, 13В, 139, 140, 153, 154 локального сметного расчета N 02-01-01.
2. По поводу второго пункта доводов жалобы Комиссия Тюменского УФАС России считает нужным сказать следующее. П. 6.4. проекта Муниципального контракта гласит: "В случае если Подрядчик не является плательщиком НДС, Государственный заказчик компенсирует Подрядчику затраты по оплате НДС на приобретение строительных материалов, изделий, конструкций, эксплуатацию механизмов".
Так, частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч.1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч.13 статьи 34 Закона о контрактной системе).
В соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе устанавливается порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей. При этом, вопросы уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей указанным Федеральным законом не регулируются.
Согласно п. п. 2 и 3 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Кодекса.
Кроме того, на основании п. 5 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных Кодексом. В иных случаях организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, исчислять налог на добавленную стоимость не должны.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, реализуют товары (работы, услуги) без учета налога на добавленную стоимость.
Исходя из этого, цена реализации товара (работы, услуги) хозяйствующими субъектами, применяющих такой режим налогообложения при заключении государственного (муниципального) контракта указывается без исчисления НДС, что будет являться ценой контракта, предложенной участником закупки и которую заказчик обязан оплатить в установленном размере при надлежащем его исполнении.
Согласно ч.1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (ч.10 статьи 70 Закона о контрактной системе).
Соответственно, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. При этом, применение участником закупки упрощенной системы налогообложения не может повлечь за собой изменение условий документации о закупке и в частности, контракта, поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрена зависимость цены контракта от системы налогообложения исполнителя работ (подрядчика), с которым заключается такой контракт.
3. В отношении довода заявителя о том, что в аукционной документации между локально-сметным расчетом и требованиями к применяемым материалам есть расхождения: п. 6 требований к материалам установлены характеристики к силовому кабелю не соответствующие требованиям ГОСТ - 16442-80 и отличные от характеристик данного кабеля, установленных сметой, Комиссия Тюменского УФАС считает нужным сказать следующее.
В соответствии со статей 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает требования к участникам закупки.
Так п. 1 ч. 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом действующего законодательства.
В ходе внеплановой проверки Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее. П. 6 требований к материалам, установлены характеристики к силовому кабелю соответствуют требованиям ГОСТ - 16442-80, а именно согласно обозначению марки кабеля к примеру ПвВГ число жил составляет 5 и 6 номинальное сечение основных жил 1,5-25 мм2 при номинальном напряжении 0,66 кВ.
В соответствии со статьей 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Следует заметить, что при составлении локально сметного расчета Заказчиком не нарушено прав и законных интересов подателя жалобы.
Из пояснений Заказчика следует, что смета на выполнение работ составлена в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, согласно части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе. Заказчик не ввел в заблуждение участника закупки ООО "Строительные технологии" и не нарушил его интересы, так как сметная документация несёт информативный характер для определения вида и объема выполняемых работ. При заполнении первой части заявки участник должен руководствоваться именно положениями документации (Приложением 1 к которой является документ "Характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ по консервации объекта: "Участковая больница на 50 коек/135 посещений в смену в п. Горнопровдинск Ханты-Мансийского района")данным участником была подана заявка на участие в электронном аукционе.
Таким образом, в вышеуказанных действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, рассмотрев доводы жалобы на документацию Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок не установила нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Строительные технологии" на действия заказчика - ГКУ "Управление капитального строительства", уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона N АЭ-4239/16 на выполнение подрядных работ по консервации объекта: "Участковая больница на 5 коек/135 посещений в смену в п. Горноправдинск Ханты-Мансийского района" (реестровый номер закупки 0167200003416004797) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Тюменского УФАС
Члены Комиссии
Тюменского УФАС
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 22 августа 2016 г. N 259
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2016