Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, начальника отдела контроля органов власти <_>.
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
заместителя начальника отдела контроля закупок <_>
ведущего специалиста - эксперта <_>.,
с участием представителей сторон:
от заказчика: Администрация Горьковского муниципального образования (далее также-заказчик) <_> по доверенности N б/н от 22.08.2016г,
от заявителя: ООО "Технострой - 95" (далее также - заявитель, участник закупки) <_>по доверенности N б/н от 01.08.2016,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона от 03.08.2016 N0167300007916000008 на выполнение работ по сносу ветхого и аварийного жилья Горьковского муниципального образования (далее также - электронный аукцион, аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 17.08.2016 года в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте торгов (www.zakupki.gov.ru).
В этой связи, на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 17.08.2016г. N320 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, уполномоченного органа, аукционной комиссии при проведении обозначенного электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы заявитель считает, что отказ аукционной комиссии ООО "Технострой-95" в допуске к участию в электронном аукционе является незаконным и необоснованным, так как заявка подана в полном соответствии с требованиями заказчика и аукционной документации. Действия заказчика нарушили права заявителя жалобы, препятствуя участию в открытом аукционе в электронной форме, так в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, Заявка ООО "Технострой-95" не допущена по причинам: "п. 1. ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ непредставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно, в первой части заявки участника не указана страна происхождения товара (Раздел II ч. 15.1 п. 3 подп. "в" документации об электронном аукционе).
В разделе I Документации о проведении электронного аукциона п.2 Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и инструкции по ее заполнению, в качестве требования к содержанию первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, предписано указывать наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
В п. 15.1. Раздела II Информационная карта открытого аукциона в электронной форме указано аналогичное требование: наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В Разделе II Рекомендуемые формы для заполнения в таблице Перечень и характеристики товаров, использующихся при выполнении работ, также содержится специальная графа для указания наименования производителя товара.
ООО "Технострой - 95" оформило заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с требованиями документации об аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно ч.3 ст.7 Федерального закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, размещение заказчиком в документации о проведении электронного аукциона примера формы "Перечень и характеристики товаров, использующихся при выполнении работ", который не содержит требований об указании страны происхождения товара, является нарушением принципов открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок.
Формальный подход к выполнению требований Федерального закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе в части необходимости указания страны происхождения товара позволяет комиссии уполномоченного органа принять решение об отказе в допуске к участию в аукционе.
Однако, исходя из принципа обеспечения конкуренции (статьи б и 8 Федерального закона о контрактной системе) размещение в документации о проведении электронного аукциона примера формы Перечень и характеристики товаров, использующихся при выполнении работ, в которую не включено требование об указании страны происхождения товара, является покушением заказчика на совершение запрещённых действий, предусмотренных ч.2 ст.8 Федерального закона о контрактной системе, а именно - это есть ни что иное, как инструмент ввода в заблуждение участников закупки с целью необоснованного ограничения их числа.
Представитель заказчика с доводами заявителя не согласился, по той причине, что в соответствии с требованиями п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, пунктом в ч. 15 Информационной карты документации об аукционе предусмотрено требование к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с которым, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать кроме прочего указание на страну происхождения товара, при этом заявитель указал только наименование производителя "ООО "Саломатовское".
Исследовав материалы дела, заслушав мнения сторон, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу ч.2 ст.61 Закона о контрактной системе для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки следующие документы и информацию:
1) заявление этого участника о его аккредитации на электронной площадке;
2) копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения с заявлением, указанным в пункте 1 настоящей части, копия документа, удостоверяющего личность этого участника (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
3) копии учредительных документов этого участника (для юридического лица), копия документа, удостоверяющего его личность (для физического лица);
4) копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени этого участника - юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым данное лицо обладает правом действовать от имени этого участника без доверенности для получения аккредитации (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность на осуществление от имени такого участника соответствующих действий, заверенная его печатью (при наличии печати) и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица;
5) копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность, выданная физическому лицу на осуществление от имени этого участника действий по участию в таких аукционах (в том числе на регистрацию на таких аукционах), заверенная его печатью (при наличии печати) и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица;
6) идентификационный номер налогоплательщика этого участника или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика этого участника (для иностранного лица);
7) адрес электронной почты этого участника для направления оператором электронной площадки уведомлений и иной информации в соответствии с настоящей главой;
8) решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени этого участника закупки - юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки. В случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени этого участника закупки - юридического лица.
В соответствии с ч.2 ст.69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Из материалов дела следует, что Администрация Горьковского муниципального образования выступило организатором проведения электронного аукциона на выполнение работ по сносу ветхого и аварийного жилья Горьковского муниципального образования
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки N0167300007916000008).
Как следует из решения аукционной комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в электронном аукционе, заявка заявителя отклонена аукционной комиссией по причине: п. 1 ч.4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ - непредставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ - а именно, в первой части заявки участника не указана страна происхождения товара (Раздел II ч. 15.1 п. 3 подп. "в" Документации об электронном аукционе).
Комиссия отмечает следующее: в соответствии с пунктом "б" части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе кроме прочих показателей участник электронного аукциона должен указать наименование страны происхождения (такой показатель как "наименование производителя" отсутствует). Тем не менее, учитывая тот факт, что в подпункте "а" пункта 3 части 2 раздела I документации о проведении электронного аукциона на выполнение работ по сносу ветхого и аварийного жилья Горьковского муниципального образования заказчик определил "наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, (аналогичное требование определено в п. 15.1 Раздела II Информационной карты открытого аукциона в электронной форме. Также в разделе II "Рекомендуемые формы для заполнения" во второй таблице также указан показатель "Наименование производителя товара") Комиссия приходит к выводу о нарушении аукционной комиссии в части отказа в допуске заявки на участие в указанном электронном аукционе участнику ООО "Технострой - 95".
Кроме того, Комиссией, в ходе проведенной внеплановой проверки выявлено, что заказчиком установлены избыточные требования в разделе "Качественные, технические, характеристики материалов, применяемых при выполнении работ". Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом действующего законодательства.
Установление Заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания товара, не являющегося объектом закупки, по сути, приводит к ограничению количества участников закупки, не создает предпосылок для экономии и эффективного освоения бюджетных средств.
Учитывая вышеизложенное, Заказчику:
- в разделе "Качественные, технические, характеристики материалов, применяемых при выполнении работ" указать только такие характеристики поставляемого товара, которые заказчик сможет объективно проверить;
- исключить из аукционной документации требование об указании наименования производителя, как не соответствующее пункту "б" части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе (подпункт "а" пункта 3 части 2 раздела I документации о проведении электронного аукциона, п. 15.1 Раздела II Информационной карты открытого аукциона в электронной форме, раздел II "Рекомендуемые формы для заполнения" вторая таблица).
На основании изложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Технострой-95" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0167300007916000008 на выполнение работ по сносу ветхого и аварийного жилья Горьковского муниципального образования обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим статьи 33, 66 и 67 Федерального закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0167300007916000008 на выполнение работ по сносу ветхого и аварийного жилья Горьковского муниципального образования.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе электронного аукциона, внесения изменений в аукционную документацию, продлении сроков подачи заявок и проведения процедуры аукциона с учетом выводов, изложенных в решении и положений Федерального закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" (101000, г. Москва, Милютинский пер., д. 10, стр. 4, адрес в сети Интернет: www.sberbank-ast.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения электронного аукциона N 0167300007916000008.
В соответствии с ч. 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 22 августа 2016 г. N 258
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2016