Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. жалобу ООО "ЛК-Трейд" на действия Управления государственных закупок Тюменской области и его аукционной комиссии при проведении электронного аукциона NАЭ-1997/16 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003416002443) на поставку автомасел и специальных жидкостей,
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 13.05.2016 поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа, его комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона NАЭ-1997/16.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 17.05.2016 г. N 164 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка в отношении уполномоченного органа, аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.
Как указывает в своей жалобе заявитель, аукционная комиссия необоснованно отклонила первую часть его заявки на основании непредставления информации, предусмотренной требованиями п.п. "б" п.1 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, в п.1 описания объекта закупки отсутствуют конкретные показатели в части диапазона плотности тосола. Согласно документации требовалось указать: "Плотность при 20С, в пределах 1,065-1,085 г/см
.". Предложение участника в заявке N5: "Плотность при 20
С - 1,070 г/см
".
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 20.05.2016г. N 0500), согласно которым заявка ООО "ЛК-Трейд" была признана несоответствующей требованиям, установленным заказчиком, и была отклонена комиссией по основанию несоответствия требованиям документации в части плотности тосола.
Пункт 3.2.2. раздела 3.2 главы 3 документации содержит инструкцию по заполнению первой части заявки, в которой определено следующее: "В случае указания значений показателей, сопровождающихся словами "в пределах_", "в диапазоне_" участник закупки должен указать показатель диапазона, соответствующий требуемому диапазону значений".
В данном случае, такой показатель как плотность тосола отнесен заказчиком к показателям, которые указаны в диапазонном значении, что обязывает участников электронного аукциона при заполнении своих заявок, руководствуясь инструкцией, указать данный показатель в том же значении, что предусмотрено аукционной документацией. Соответственно, аукционная комиссия, действуя в рамках своих полномочий, обоснованно приняла решение об отказе в допуске к участию в аукционе заявки N5. При этом, жалоб на документацию об аукционе не поступало, а факт подачи заявки означает согласие с установленными показателями и требованиями документации об аукционе, запросов о разъяснении положений документации также не поступало. С учетом изложенного, уполномоченный орган просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя и уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов настоящего дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона NАЭ-1997/16 на поставку автомасел и специальных жидкостей в интересах государственного заказчика - ГБУЗ ТО "Областная больница N 12" (г.Завоводоуковск) с начальной (максимальной) ценой контракта 346 676,95 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым идентификационным номером закупки 0167200003416002443.
До окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в аукционе были подано заявки от 10 (десяти) участников закупки, в том числе от ООО "ЛК-Трейд" с порядковым номером заявки 5.
Как следует из решения аукционной комиссии по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, оформленного протоколом от 11.05.2016 г. заявка участника с номером 5 была не допущена до участия в аукционе со ссылкой на п.1 ч.4 ст. 67 Федерального закона N44-ФЗ - непредоставление информации, предусмотренной требованиями п.п. "б" п. 1 ч.3 ст. 66 Федерального закона N44-ФЗ, раздела 3.1 главы 1, раздела 3.2.1 главы 3 документации об электронном аукционе, п. 1 описания объекта закупки (Приложение N1 к документации об электронном аукционе). В обоснование такого решения комиссия указала, что в п.1 первой части заявки данного участника отсутствуют конкретные показатели в части диапазона плотности тосола: заказчику требовалось: плотность, при 20oС, в пределах 1,065-1,085 г/см3, а в заявке указано: плотность, при 20oС - 1,070 г/см3.
В соответствии с п.1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик и уполномоченный орган при описании объекта закупки в документации о закупки.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 указанной статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при описании объекта закупки заказчик самостоятельно устанавливает показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования и характеристики, которые, по мнению заказчика, являются значимыми и существенными для определения соответствия товара его потребностям. Следовательно, участник закупки при подаче своей заявки на участие в электронном аукционе, при формировании своего ценового предложения должен руководствоваться исключительно требованиями к товару, работам, услугам, установленными заказчиком в документации об аукционе, исходить именно из установленных в документации параметров и значений, которые и являются в данном случае показателями соответствия предлагаемого к поставке товара потребностям заказчика.
В силу п. 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, а также инструкцию по ее заполнению.
Законодателем установлено, что документация должна содержать надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе, позволяющую определить порядок заполнения заявки на участие в аукционе, конкретный перечень товаров, в отношении которых необходимо дать предложения, конкретный перечень показателей, в отношении которых необходимо указать значения.
При этом Заказчику необходимо учитывать специфику (физическую природу) каждого закупаемого товара. Инструкция должна позволять участникам закупки дать предложение в отношении каждого показателя товара единственным правильным образом: указание значения (значений) по тому или иному показателю не должно вызывать у участников торгов каких-либо сомнений, трудностей. Инструкция должна обеспечивать участникам закупок возможность дачи объективных предложений в отношении объекта закупки, в том числе, показателей, его характеризующих и значений по ним.
Согласно разделу 3 документации о проведении данного электронного аукциона объектом закупки (предметом контракта) является поставка автомасел и специальных жидкостей, функциональные, технические и качественные характеристики которых установлены в Приложениях N1 и N2 к документации об электронном аукционе. Приложение N1 (Описание объекта закупки) к документации о проведении данного аукциона представляет собой таблицу с указанием наименования объекта закупки (по трем товарным позициям) и совокупностью функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик в виде трех видов показателей этого объекта закупки: 1) минимальных и (или) максимальных показателей; 2) показателей, которые не изменяются; 3) показателей, указанных в диапазоне.
Во исполнение п. 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе NАЭ-1997/16 в разделе 3.2.2. содержит инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара. Согласно данной инструкции при предоставлении участниками закупок сведений по показателям характеристик, установленных в описании объекта закупки, следует руководствоваться правилами, указанными в таблице, состоящей из трех столбцов, определяющих виды показателей объекта закупки: столбец первый - минимальные и (или) максимальные показатели; столбец второй - показатели, которые не изменяются; столбец третий - показатели, указанные в диапазоне. Согласно третьему столбцу приведенной таблицы предусматривается два варианта формулирования заказчиком значений показателя в диапазоне. Вариант указания заказчиком показателей в диапазоне, примененный в рассматриваемом электронном аукционе, предусмотрен первым абзацем третьего столбца таблицы: "- В случае указания значений показателей, сопровождающихся словами "в пределах_", "в диапазоне" участник закупки должен указать показатель диапазона, соответствующий требуемому диапазону значений".
В приложении N1 документации о проводимом электронном аукционе по позиции N 1 "Тосол" заказчиком установлены показатели, указанные в диапазоне: Плотность, при 20oС, в пределах 1,065-1,085 г/см3,
Из формулировки третьего столбца таблицы по заполнению заявок следует, что участник при подаче своей заявки не может предложить товар с любой конкретной величиной, входящей в диапазон, заданный заказчиком. Диапазонный показатель заказчика должен остаться в неизменном виде и означать, что оба предельных значения, характеризующих плотность тосола должны входить в применение предлагаемого к поставке товара. Именно в случае сохранения такого диапазонного указания данного показателя, как установлено в документации об аукционе, первая часть заявки участника будет соответствовать требованиям документации об аукционе, установленным заказчиком.
Статьей 67 Закона о контрактной системе установлен порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Так, частью 1 указанной статьи установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Аукционной комиссией по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, принимается решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что одним из снований для отклонения заявки на участие в электронном аукционе является непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, а также несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
При этом, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (ч.5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Таким образом, аукционная комиссия действует строго в рамках утвержденной документации об аукционе и установленных в ней требований к товару и какими-либо иными полномочиями не обладает. При этом, согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки участника на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Как следует из представленной в материалы дела первой части заявки ООО "ЛК-Трейд", данным участником закупки при описании диапазона плотности тосола, обозначенная характеристика была изложена следующим образом: плотность, при 20oС - 1,070 г/см3, что не соответствует требованиям заказчика, установленным в документации об аукционе: плотность, при 20oС, в пределах 1,065-1,085 г/см3. Следовательно, информация, предусмотренная п. "б" п.1 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, представленная в заявке на участие в аукционе заявителем, не соответствовала требованиям, установленным в документации об аукционе, что является основанием для отклонения такой заявки в силу п. 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, в действиях аукционной комиссии отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов подателя жалобы как участника закупки.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЛК-Трейд" на действия Управления государственных закупок Тюменской области и его аукционной комиссии при проведении электронного аукциона NАЭ-1997/16 (N 0167200003416002443) на поставку автомасел и специальных жидкостей необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 20 мая 2016 г. N 137
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2016