Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председатель Комиссии Тюменского УФАС России, руководитель Тюменского УФАС России <_>,
члены Комиссии Тюменского УФАС России:
начальник отдела <_>
специалист-эксперт <_>,
с участием представителей сторон:
от заявителя: ИП Гончаров Д.В (далее также - заявитель, участник закупки) - не явился, о рассмотрении жалобы, о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы извещены надлежащим образом;
от заказчика: от Администрации Исетского муниципального района (далее - уполномоченный орган и заказчик) Коробейников Н.В.(по доверенности N 37 от 07.09.2016 г.),
рассмотрев жалобу ИП Гончарова Д.В на действия заказчика: Администрации Исетского муниципального района при проведении электронного аукциона N 86-2016-ЭА на ремонт улиц в Исетском муниципальном районе (ул.Строителей, ул.Первомайская, ул.Юбилейная, ул.40 лет Победы в с. Исетское), реестровый но-мер закупки 0167300012516000089,
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 02.09.2016 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе и принята к рассмотрению.
Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа, заявителя. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, издан приказ от 02.09.2016 г. N 341 о проведении внеплановой проверки действий заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300012516000089).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у заказчика были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного электронного аукциона, которые представлены на заседание Комиссии.
Согласно жалобе:
1. Заказчик в Извещении на сайте http://zakupki.gov.ru не указал все требования к участникам закупки, установленные в соответствии с п.3-9 ч. 1 ст.31 44-ФЗ.
2. Заказчиком в Документации не установлены размеры обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта в денежных эквивалентах (указано только в процентах).
3. Заказчик не прописывает установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
4. Заказчик в Проекте контракта отражает: 6.1. Цена Контракта составляет _______руб. ____коп. (сумма прописью), в том числе НДС. Тем самым ограничивает круг участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения.
5. Заказчик в Проекте контракта фиксирует размер штрафных санкций за ненадлежащее исполнение Заказчиком и Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом (2% и 5% соответственно). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по контракту размер штрафа устанавливается в виде следующей фиксированной суммы. Если цена контракта не превышает 3 млн руб. - 10% от нее. Если цена контракта составляет от 3 млн до 50 млн руб. - 5%; от 50 млн до 100 млн руб. - 1%; свыше 100 млн руб. - 0,5%. Если свои обязательства не исполнил заказчик, штраф составит 2,5%, 2%, 1,5% и 0,5% цены контракта соответственно. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 008 580,00 рублей. В момент проведения аукциона цена может снизиться до 3 млн. руб. и ниже. Соответственно штрафы будут: 2,5 % для Заказчика и 10 % для Подрядчика.
6. Заказчик в Проекте контракта не указывает конкретный срок его окончания (10.1 Настоящий Контракт вступает в силу с момента заключения и действует до полного и надлежащего исполнения сторонами всех предусмотренных настоящим Контрактом обязательств). Соответственно, не представляется возможным рассчитать срок действия банковской гарантии.
7. Заказчик в Приложении N1 к техническому заданию в Сведениях о материалах не полноценно расписывает характеристики товара/материала: П.1 - п.7 Щебень - Показатели, имеющие диапазонное значение: (далее ничего не указано).
8. Заказчик указывает неоднозначную информацию: в Проекте контракта в Требованиях к материалам указано: Горячая плотная мелкозернистая ТИП Б МАРКАI, МАРКА II, МАРКАIII (через соединительный союз ","). В Приложении N1 к техническому заданию указано: п.13 Асфальтобетонная смесь - Показатели, которые не изменяются: Асфальтобетонная смесь горячая плотная мелкозернистая тип Б марка II.
Как следует из пояснений заказчика представленных в материалы дела, а также озвученных его представителем в заседании Комиссии, документация об электронном аукционе не содержит нарушений требований законодательства о контрактной системе, доводы изложенные в жалобе заявителя являются несостоятельными.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заказчика и заявителя, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, запрос котировок, запрос предложений.
Как следует из ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системы заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного закона, начальная (максимальная) цена контракта.
В п. 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Статьей 64. Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.
Из материалов дела усматривается, что Администрация Исетского муниципального района выступила организатором проведения электронного аукциона N 86-2016-ЭА на ремонт улиц в Исетском муниципальном районе (ул.Строителей, ул.Первомайская, ул.Юбилейная, ул.40 лет Победы в с. Исетское) (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru N 0167300012516000089).
1. Как было указано выше, заявитель считает, что заказчик нарушил требования ст. 31 Закона о контрактной системе, в этой связи Комиссия считает необходимым указать следующее.
Разделом 2.1 документации о проведении электронного аукциона N 86-2016-ЭА установлены единые требования к участникам электронного аукциона: "РАЗДЕЛ 2.1 Единые требования к участникам электронного аукциона (с учетом Раздела 5 Главы 1 Информационной карты)
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки;
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с выполнением работ, оказанием услуг, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящего пункта понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов уставном капитале хозяйственного общества;
- участник закупки не является офшорной компанией;
- отсутствие в предусмотренном Федеральным законом N44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного органа участника закупки - юридического лица;
*в случае установления данного требования заказчиком в информационной карте документации о проведении электронного аукциона".
Согласно п.3-9 ч. 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
6) утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
Таким образом, как установлено Комиссией Тюменского УФАС России Разделом 2.1 документации о проведении электронного аукциона N 86-2016-ЭА установлены единые требования к участникам электронного аукциона, которые соответствуют п.3-9 ч. 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Соответственно Комиссия Тюменского УФАС России довод заявителя о том, что Заказчик в Извещении на сайте http://zakupki.gov.ru не указал все требования к участникам закупки, установленные в соответствии с п.3-9 ч. 1 ст.31 44-ФЗ, считает необоснованным.
2. В части довода заявителя о том, что Заказчиком в Документации не установлены размеры обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта в денежных эквивалентах (только в процентах), Комиссия считает необходимым указать следующее.
Раздел 13 документации об электронном аукционе N 86-2016-ЭА: "Размер обеспечения заявок на участие в электронном аукционе - 5% от начальной максимальной цены контракта".
Разделом 14.1. документации об электронном аукционе N 86-2016-ЭА установлен: "Размер обеспечения исполнения контракта - 30 % от начальной максимальной цены контракта".
В соответствии с ч. 14 ст. 44 Закона N 44-ФЗ размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Таким образом, как установлено Комиссией Тюменского УФАС России Разделом 13 и 14.1 документации о проведении электронного аукциона N 86-2016-ЭА установлены размеры обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта в процентах), что не противоречит ч. 14 ст. 44 и ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Соответственно Комиссия Тюменского УФАС России довод заявителя о том, что Заказчиком в Документации неправомерно установлены размеры обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта в только в процентах, считает необоснованным.
3. В части довода о том, что Заказчик не прописывает установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, Комиссия считает необходимым указать следующее.
В соответствии с п. 7 ч. 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Комиссией установлено, что в разделе 2.7 главы 2 документации об аукционе установлен порядок предоставления обеспечения исполнения контракта и требования к обеспечению исполнения контракта: "Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 Федерального закона N44-ФЗ случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Федерального закона N44-ФЗ;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Федерального закона N44-ФЗ;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии".
В соответствии с частью 5 статьи 63. В извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:
1) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
3) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день;
4) размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе;
5) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона;
6) требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
7) условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно ч. 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона;
6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Таким образом, Законом о контрактной системе не установлена обязанность устанавливать перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
На основании изложенного Комиссия считает, довод заявителя о том, что Заказчик нарушил Закон о контрактной системе не прописав установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии не нашел своего подтверждения и является несостоятельным.
4. В части довода о том, что Заказчик в Проекте контракта отражает: 6.1. Цена Контракта составляет _______руб. ____коп. (сумма прописью), в том числе НДС. Тем самым ограничивает круг участников закупки, применяющие упрощенную систему налогообложения, Комиссия считает необходимым указать следующее.
П. 6.1. проекта Муниципального контракта на ремонт улиц в Исетском муниципальном районе (ул.Строителей, ул.Первомайская, ул.Юбилейная, ул.40 лет Победы в с. Исетское).гласит: "6.1. Цена Контракта составляет _______руб. ____коп. (сумма прописью), в том числе НДС, с объемом приемки - _____ км
Цена Контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев предусмотренных ст.95 Федерального закона РФ N44-ФЗ от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Цена включает в себя все расходы, связанные с исполнением Контракта (в том числе с учетом НДС, налогов, сборов и иных обязательных платежей, установленных действующим законодательством Российской Федерации).". Так, частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч.1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч.13 статьи 34 Закона о контрактной системе).
В соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе устанавливается порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей. При этом, вопросы уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей указанным Федеральным законом не регулируются.
Согласно п. п. 2 и 3 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Кодекса.
Кроме того, на основании п. 5 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных Кодексом. В иных случаях организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, исчислять налог на добавленную стоимость не должны.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, реализуют товары (работы, услуги) без учета налога на добавленную стоимость.
Исходя из этого, цена реализации товара (работы, услуги) хозяйствующими субъектами, применяющих такой режим налогообложения при заключении государственного (муниципального) контракта указывается без исчисления НДС, что будет являться ценой контракта, предложенной участником закупки и которую заказчик обязан оплатить в установленном размере при надлежащем его исполнении.
Согласно ч.1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (ч.10 статьи 70 Закона о контрактной системе).
Соответственно, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. При этом, применение участником закупки упрощенной системы налогообложения не может повлечь за собой изменение условий документации о закупке и в частности, контракта, поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрена зависимость цены контракта от системы налогообложения исполнителя работ (подрядчика), с которым заключается такой контракт.
Исходя из изложенного, Комиссия Тюменского УФАС России довод заявителя о том, что Заказчиком в Документации ограничивает круг участников закупки, не работающих с выделением НДС, считает необоснованным.
5. В части довода заявителя о том, что Заказчик в Проекте контракта не фиксирует размер штрафных санкций за ненадлежащее исполнение Заказчиком и Подрядчиком обязательств, если в момент проведения аукциона цена снизится до 3 млн. руб. и ниже. Соответственно штрафы будут: 2,5 % для Заказчика и 10 % для Подрядчика, Комиссия считает необходимым указать следующее.
Как следует из ч.1 ст.59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
По смыслу части 4 статьи 64, части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе с приложением проекта контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
При этом Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, содержит следующие положения:
"8.6. За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, устанавливается штраф в размере 2% цены Контракта, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных Контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) , и составляет _________ (________) рублей, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного Контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ).
8.7. За ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, устанавливается штраф в размере 5% цены Контракта, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных Контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) , и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного Контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ) и составляет _________ (________) рублей".
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Следовательно, Заказчиком в проекте контракта не установлен соответствующий требованиям Правил порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего порядок определения размера штрафа надлежащим образом, нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В части довода о том, что Заказчик в Проекте контракта не указывает конкретный срок его окончания. Соответственно, не представляется возможным рассчитать срок действия банковской гарантии. Комиссия считает необходимым указать следующее.
П. 10.1 проекта Муниципального контракта на ремонт улиц в Исетском муниципальном районе (ул.Строителей, ул.Первомайская, ул.Юбилейная, ул.40 лет Победы в с. Исетское).гласит: "10.1 Настоящий Контракт вступает в силу с момента заключения и действует до полного и надлежащего исполнения сторонами всех предусмотренных настоящим Контрактом обязательств."
В соответствии с частью 2 статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Из содержания данной нормы следует, что стороны могут определить срок действия контракта путем указания лишь на то событие, наступление которого не зависит от воли и действий сторон (п.4 Информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 11.01.2002 N66). Если событие не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять начало (окончание) течения срока, в том числе и срока действия контракта.
Согласно п. 10.1 проекта контракта электронного аукциона N 86-2016-ЭА, договор вступает в силу с момента его заключения и действует до "полного и надлежащего исполнения сторонами всех предусмотренных настоящим Контрактом обязательств".
Данное событие (до полного исполнения принятых обязательств) не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять окончание течения срока, в том числе и срока действия договора.
Учитывая, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, при этом, п. 10.1 проекта контракта данный срок не определен, Комиссия приходит к выводу о том, что в данном случае невозможно представление участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия договора не менее чем на один месяц, поскольку заранее невозможно установить срок действия данного контракта, что является нарушением ч.3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта.
Так, в действиях заказчика установлено нарушение требований п.8 части 1 статьи 64, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
7. В части довода о том, что Заказчик в Приложении N1 к техническому заданию в Сведениях о материалах не полноценно расписывает характеристики товара/материала: П.1 - п.7 Щебень - Показатели, имеющие диапазонное значение: (далее ничего не указано) Комиссия считает необходимым указать следующее.
В соответствии с документацией о аукционе в разделе "Характеристики товаров, используемых при выполнении работ" в пунктах 1- 7 отсутствуют диапазонные значения. Из пояснений заказчика следует, что материалы в пунктах 1- 7 показателей диапазонного значения не имеют.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, заявителем в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность жалобы в данном пункте.
Исходя из изложенного, Комиссия Тюменского УФАС России довод заявителя о том, что Заказчиком в Приложении N1 к техническому заданию в Сведениях о материалах не полноценно расписывает характеристики товара/материала , считает необоснованным.
8. Как было указано выше, заявитель считает, что Заказчик указывает неоднозначную информацию в Проекте Контракта в разделе 16 Требования к материалам и в Приложении N1 к техническому заданию. Комиссия считает необходимым указать следующее.
Согласно разделу 3.1 Описания объекта закупки характеристики товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг установлены согласно приложению к техническому заданию. В то же время раздел 16 Проекта Контракта содержит требования к материалам, которые отличаются от приложения к техническому заданию.
Так, Комиссией установлено, что в Проекте Контракта содержатся требования к материалам (Раздел 16 Требования к материалам), которые не являются предметом Контракта, что вводит в заблуждение участников закупки. Так, Комиссия приходит к выводу о том, что раздел 16 Требование к материалам Проекта Контракта, является избыточным требованием. Поскольку в соответствии с аукционной документацией раздел 3.1.4 Характеристики товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг установлены согласно приложению к техническому заданию. Установление Заказчиками требований необъективного характера путем установления избыточных требований приводит к ограничению количества участников закупки, не создает предпосылок для экономии и эффективного освоения бюджетных средств.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Таким образом, к Проекту Контракта Заказчик, помимо цены, предложенной участником, должен включить информацию о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанных в заявке на участие в аукционе его участником.
В соответствии с п. 1.1 Проектом Контракта: "В целях сохранности сети автомобильных дорог общего пользования местного значения в Исетском районе стороны заключили Контракт, согласно которому Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по ремонту улиц в Исетском муниципальном районе (ул.Строителей, ул.Первомайская, ул.Юбилейная, ул.40 лет Победы в с. Исетское) в соответствии с Техническим заданием (приложение N1 к контракту), далее Объект, а Заказчик берет на себя обязательства принимать выполненные работы и обеспечивать их финансирование, в соответствии с условиями настоящего Контракта".
Вместе с тем, как было установлено Комиссией в ходе внеплановой проверки, Приложением 1 к Проекту Контракта на ремонт улиц в Исетском муниципальном районе (ул. Строителей, ул. Первомайская, ул. Юбилейная, ул.40 лет Победы в с. Исетское) является перечень работ (Технико-экономические показатели), тогда как Закон о контрактной системе гласит, что заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Исходя из изложенного, Комиссия Тюменского УФАС России довод заявителя о том, что Заказчик указывает неоднозначную информацию в Проекте Контракта в разделе 16 Требования к материалам и в Приложении N1 к техническому заданию, считает обоснованным.
Так, в действиях Заказчика установлено нарушение требований части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Комиссией, в ходе проведенной внеплановой проверки выявлено, что заказчиком установлены избыточные требования к Характеристикам товара (материала), используемого при выполнении работ. Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом действующего законодательства.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок - установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.
При этом положения пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в технической части аукционной документации (Приложение N1 в характеристике товара (материала), используемого при выполнении работ) установлены требования к товарам, характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ.
Так например:
3. Щебень
Минимальные и (или) максимальные показатели:
марка прочности на сжатие - не менее 800
марка по морозостойкости - не менее F50
марка по истираемости - не менее И3
Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы - не более 15%
4. Щебень
Минимальные и (или) максимальные показатели:
марка прочности на сжатие - не менее 800
марка по морозостойкости - не менее F50
марка по истираемости - не менее И3
Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы - не более 15%
6. Дорожные знаки
Показатели, которые не изменяются:
типоразмер дорожных знаков - II
компоновочный размер - 200
тип светоотражающей пленки - Б
Показатели, имеющие диапазонное значение:
Отклонения линейных размеров каймы, символов, букв и цифр изображений знаков всех типоразмеров не должны превышать _1 мм
Отклонения линейных размеров поля знаков всех типоразмеров не должны превышать _1 мм
знаков индивидуального проектирования _5 мм
14. Битум
Минимальные и (или) максимальные показатели:
Глубина проникания иглы 0,1 мм:
При 0 0С не менее 28
При 25 0С 91-130
Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже 43
Растяжимость при 25 0С, не менее 65 см
Растяжимость при 0 0С, не менее 4,0 см
Температура хрупкости, °С, не выше -17
Температура вспышки, °С, не ниже 230.
Необходимость их включения в первую часть заявки требует от участников закупки неоправданных временных затрат, связанных с поиском смеси и поставщиков смеси, которые готовы предоставить информацию о конкретных значениях данных показателей, в том числе ввиду отсутствия такой информации в отрытых источниках (например, в сети Интернет). Вместе с тем, на вопрос о том, как з будет проверяться и приниматься столь детализированные материалы заказчик ответить не смог.
Рассматриваемые требования к составу заявки могут привести к уменьшению круга добросовестных участников закупки ввиду необходимости указания ими тех точных значений рассматриваемых показателей, соблюдение которых участник гарантирует ввиду необходимости при выполнении работ в строгом соответствии с указанными участниками закупки значениями.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, тем более в объеме необходимом для выполнения работ, указанные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупки товара используемого при выполнении работ ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного следует, что участником закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо представить конкретные показатели не только используемого при выполнении работ товара, но и конкретные показатели физико-механических свойств указанного товара.
Между тем, в силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе сформирована заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 5, 8 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 2 статьи 70, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комиссия считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона N 86-2016-ЭА (N0167300012516000089).
На основании изложенного, с учетом выявленных нарушений Комиссия решила выдать предписание об устранении нарушений, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Гончарова Д.В на действия заказчика: Администрации Исетского муниципального района при проведении электронного аукциона N 86-2016-ЭА на ремонт улиц в Исетском муниципальном районе (ул.Строителей, ул.Первомайская, ул.Юбилейная, ул.40 лет Победы в с. Исетское), реестровый номер закупки 0167300012516000089 , частично обоснованной.
2. Признать Администрацию Исетского муниципального района нарушившими ст. 33, ст. 34, ст.63, ст.64, ст. 66, ст. 70, ст. 96 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 86-2016-ЭА на ремонт улиц в Исетском муниципальном районе (ул.Строителей, ул.Первомайская, ул.Юбилейная, ул.40 лет Победы в с. Исетское), реестровый номер закупки 0167300012516000089.
3. Выдать заказчику Администрации Исетского муниципального района обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию, отмены протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, продления сроков подачи заявок на участие в аукционе и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
4. Оператору электронной площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка" (адрес в сети Интернет: www.roseltorg.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания (реестровый номер закупки 0167300012516000089).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Тюменского УФАС
Члены Комиссии
Тюменского УФАС
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 7 сентября 2016 г. N 269
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2016