Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 7 октября 2016 г. N 294
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. жалобу ООО "Аксиома" на действия Управления государственных закупок Тюменской области и ГБУЗ ТО "ОКБ N2" при проведении электронного аукциона N АЭ-4669/16 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003416005207) на поставку медицинских расходных материалов (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 03.10.2016 г. поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии уполномоченного органа и заказчика при проведении электронного аукциона N АЭ-4669/16.
Сведения о заключенном контракте (договоре) по результатам электронного аукциона на официальном сайте на момент поступления жалобы отсутствуют.
Согласно жалобе, заявитель считает неправомерным отказ заказчика учесть в протоколе разногласий на проект контракта замечания относительно исключения п. 4.1. из проекта контракта, предусматривающего снижение цены на поставляемый товар на 15% от предложенной поставщиком при проведении электронного аукциона.
По мнению заявителя, положения Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155 к настоящему аукциону не применимы, поскольку его участниками не предоставлены документы, подтверждающие страну происхождения всех объектов закупки (товаров), происходящих из стран ЕАЭС, соответственно, условий для снижения цены контракта на 15 % в данном случае не возникло. Кроме того, заявитель указал на необоснованный допуск к участию в аукционе остальных участников аукциона, не предоставивших документов, подтверждающих страну происхождения товара, в то время как соответствующее требование было установлено в документации об электронном аукционе N АЭ-4669/16.
Уполномоченный орган с доводами, изложенными в жалобе заявителя не согласился, факт нарушения Закона о контрактной системе не признает, считает, что аукционная комиссия при рассмотрении вторых частей заявок участников аукциона действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и требованиями, установленными в документации об аукционе. В данном случае, для соблюдения положений Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155 участникам закупки достаточно было только продекларировать в заявке страну товара, предложенного к поставке, в свою очередь у комиссии по осуществлению закупки отсутствуют основания требовать предоставления иных документов, подтверждающих страну происхождения товара, помимо декларации, прямо поименованной в п.13 названного Приказа.
При этом, согласно ч.2 статьи 66 Закона N44-ФЗ, заявка на участие в электронном аукционе является единым документом, состоящим из двух частей, соответственно решение о предоставлении преимуществ, предусмотренных Приказом N155, может быть принято информации о стране происхождения товара, предоставленной участником аукциона в первой части заявки. По результатам рассмотрения вторых частей заявок в соответствии с протоколом проведения электронного аукциона победителем аукциона N АЭ-4669/16 признано ООО "Аксиома", заявка которого содержала предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза. С учетом указанного обстоятельства в силу п. 7 Приказа N 155 контракт с ООО "Аксиома" подлежал заключению по цене, сниженной на 15% от предложенной таким участником цены контракта.
Заказчик поддержал позицию заявителя о несостоятельности доводов жалобы заявителя, представил письменные пояснения.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей уполномоченного органа, заказчика и Общества, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Процедура определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого аукциона в электронной форме регламентирована разделом 2 главы 3 Закона о контрактной системе.
В силу положений части 2 статьи 24 и части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе аукцион в электронной форме (электронный аукцион) относится к конкурентным способам определения поставщиков и под ним понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В силу ч. 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с ч. 3 данной статьи.
Согласно п. 7 ч. 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N 155 (далее - Приказ N 155), зарегистрирован в Минюсте России 06.05.2014 N 32183, определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в прилагаемой к Приказу таблице.
Согласно пункту 3 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
Исходя из пункта 7 Приказа N 155, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
В свою очередь, подп."в" пункта 8 Приказа N 155 установлено, что при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 настоящего приказа, не применяется если в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
Как усматривается из материалов дела, Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона N АЭ-4669/16 в интересах государственного заказчика - ГБУЗ ТО "ОКБ N2" на поставку медицинских расходных материалов с начальной (максимальной) ценой договора 2 521 500,00 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 24.08.2016 г. была размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003416005207.
В рассматриваемом случае объектом закупки (предметом контракта) является поставка медицинских расходных материалов - медицинских катетеров, что соответствует коду ОКПД2 32.50.13.110 "Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты", который входит в перечень товаров, предусмотренных п. 1 Приказа N155.
Комиссией установлено, что п. 24 извещения о проведении электронного аукциона N АЭ-4669/16 содержит указание, что условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами установлены в соответствии с документацией об электронном аукционе.
В разделе 4 информационной карты (гл.1 документации об электронном аукционе) определено, что условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств устанавливаются в соответствии с вышеупомянутым Приказом N 155 от 25.03.2014 г.
Кроме того, положения Приказа N155 о порядке соблюдения условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств, продублированы уполномоченным органом в разделе 2.9. документации об электронном аукционе N АЭ-4669/16
В п.п. 2.9.9. указанного раздела содержится разъяснение о том, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в пункте 2.9.1 настоящего раздела, будет является декларация участника закупки, при этом наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В разделе 3.2.2 аукционной документации "Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе" указано, что участник закупки в первой части заявки указывает (декларирует) страну происхождения поставляемого товара.
Соответственно, исходя из вышеприведенных положений аукционной документации в их взаимосвязи с требованиями Приказа N155 следует, что для надлежащего подтверждения страны происхождения товара участнику аукциона достаточно было указать (продекларировать) в заявке страну происхождения товара.
Комиссией установлено, что до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в аукционе (02.09.2016 10:00) ООО "Аксиома" посредством программно-аппаратного функционала оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" подало заявку на участие в названном электронном аукционе, которой был присвоен порядковый номер 2.
По результатам рассмотрения первых частей заявок, заявка данного участника была признана соответствующей требованиям аукционной документации и допущена к участию в электронном аукционе, что следует из протокола заседания аукционной комиссии от 07.09.2016 г.
При этом, Обществом к поставке были предложены медицинские катетеры иностранного происхождения (Япония, Бельгия, США), то есть государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза.
Данный участник принял участие в аукционе и сделал ценовое предложение в размере 3 408 032,00 рублей (протокол проведения электронного аукциона от 12.09.2016 г.).
Статьей 69 Закона о контрактной системе установлен порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Согласно частям 1, 2 указанной статьи аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Исходя из части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона N АЭ-4669/16 (N0167200003416005207) от 14.09.2016 г. победителем был признан участник закупки - ООО "Аксиома", сделавший наименьшее ценовое предложение при проведении аукциона и заявка которого была признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок контракт заключается по цене, предложенной победителем электронного аукциона.
В силу пункта 7 Приказа N 155, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Как установлено Комиссией, заказчик 21.09.2016 г. направил оператору электронной площадки проект гражданско-правового договора бюджетного учреждения N 847 на поставку медицинских расходных материалов для его подписания победителем аукциона по цене 2 046 827 рублей, то есть с учетом снижения на 15% от предложенной победителем аукциона цены Договора (2 408 032, 00 рублей).
Однако, 23.09.2016 г. ООО "Аксиома" был сформирован протокол разногласий к проекту контракта, в котором Общество предложило исключить п. 4.1. из проекта контракта, изложенный следующим образом: "Цена на поставляемый товар установлена в соответствии с результатами проведения электронного аукциона и составляет 2 408 032 (Два миллиона четыреста восемь тысяч тридцать два) рубля 00 копеек, НДС не облагается согласно п.п. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ. В связи с тем, что победителем аукциона предложен к поставке товар, происходящий из иностранного государства, в соответствии с пунктом 7 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155 цена на поставляемый товар снижается Заказчиком на 15% от предложенной победителем аукциона цены Договора и составляет 2 046 827 (Два миллиона сорок шесть тысяч восемьсот двадцать семь) рублей 20 копеек, НДС не облагается согласно п.п. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ. Из приложения N 1 к договору ("Описание объекта закупки") также следует снижение заказчиком цены на поставляемый товар на 15% от предложенной Поставщиком".
При этом, направление протокола разногласий было мотивировано Обществом тем обстоятельством, что обозначенные положения договора не соответствуют Закону N44-ФЗ, документации электронного аукциона NАЭ-4669/16 (0167200003416005207) и предложению поставщика. В частности, аукционной документацией (п.2.9.3) было предусмотрено, что для снижения цены на 15% (п. 2.9.4) необходимо наличие у участников закупки документа, подтверждающего страну происхождения из стран ЕАЭС.
Учитывая, что участниками указанного аукциона не предоставлено документов, подтверждающих страну происхождения всех объектов закупки из стран ЕАЭС, основания для снижения заказчиком цены договора на 15% у заказчика отсутствовали.
Вместе с тем, Комиссия, полагает данный довод заказчика ошибочным, как основанный на ошибочном толковании вышеприведенным норм законодательства о контрактной системе и противоречащий фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела.
Как было уже указано выше, документацией об электронном аукционе NАЭ-4669/16 (п.2.9.9 п.,3.2.2) со ссылками на соответствующие положения Приказа N 155 было однозначно установлено, что подтверждением страны происхождения товара будет являться декларация, предоставление иных документов не предусмотрено.
В свою очередь, учитывая, что Приказом N155 не установлено какого-либо конкретного документа для участника закупки, в соответствии с которым должна указываться страна происхождения товара, а также не установлено требований к форме и содержанию данного документа, допустимо декларирование страны происхождения товара заявки любым доступным способом. С учетом того, что в силу статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе является единым документом, состоящим из двух частей, предоставление преференции, предусмотренной Приказом N 155, может быть реализовано на основании информации о стране происхождения товара, предоставленной участником аукциона в первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Помимо этого, следует признать несостоятельной ссылку заявителя в качестве правового обоснования своих доводов на письмо Министерства экономического развития РФ от 17.09.2015 г. N Д28и-2780, в котором содержатся разъяснения о применении законодательства о контрактной системе, в том числе Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 (далее - Постановление N 102).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и утвержден Перечень таких товаров.
Пунктом 2 Постановления N 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме СТ-1.
Учитывая, что при проведении названного аукциона обозначенные выше условия не были соблюдены, соответственно, ограничения, установленные Постановлением N 102, не подлежали применению.
При таких обстоятельствах довод заявителя о нарушении аукционной комиссией уполномоченного органа части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ, согласно которой заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления или несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, подлежит отклонению, поскольку невыполнение требования о представлении сертификата о происхождении товара СТ-1 могло послужить основанием для отклонения заявки участников лишь с при соблюдении всех условий, установленных Постановлением N 102.
В свою очередь, Комиссия считает необходимым сослаться на правовую позицию Министерства экономического развития РФ, изложенную им в письме от 16.02.2016 г. NД28и-319, согласно которой при осуществлении закупки путем электронного аукциона с применением Приказа N 155 в случае отсутствия в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе декларации о стране происхождения такая заявка не отклоняется. С учетом того что согласно части 2 статьи 66 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе является единым документом, состоящим из двух частей, заказчик рассматривает заявку участника в совокупности. В этой связи полагаем, что решение о предоставлении преимуществ, предусмотренных приказом N 155, может быть принято на основании информации о стране происхождения товара, предоставленной участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе.
При таких обстоятельствах, в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа и заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов заявителя при участии в указанном электронном аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Аксиома" на действия Управления государственных закупок Тюменской области и ГБУЗ ТО "ОКБ N2" при проведении электронного аукциона N АЭ-4669/16 (N 0167200003416005207) на поставку медицинских расходных материалов необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 7 октября 2016 г. N 294
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2016