изготовлено в полном объеме 11 июля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Овчинниковой К.А. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж 2002" (далее - ООО "Строймонтаж 2002", заявитель): Анисимов С.Г. (представитель по доверенности),
от заказчика государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее - заказчик, ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)): Семенов А.Л. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж 2002" на действия заказчика ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)" при проведении запроса котировок на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Агропромышленный комплекс. Проектирование и строительство агропромышленного комплекса в п. Витим (Инженерная и транспортная инфраструктура с/х угодий, пашен, производственной и жилой зоны агропромышленного комплекса). Сети тепловодоснабжения - 1 этап" (изв. N 0316200000116000053), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
29 июня 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Строймонтаж 2002" на действия заказчика ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)" при проведении запроса котировок на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Агропромышленный комплекс. Проектирование и строительство агропромышленного комплекса в п. Витим (Инженерная и транспортная инфраструктура с/х угодий, пашен, производственной и жилой зоны агропромышленного комплекса). Сети тепловодоснабжения - 1 этап" (изв. N 0316200000116000053).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 06 июля 2016 года в 14 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения представитель ООО "Строймонтаж 2002" пояснил следующее.
Заявителем обжалуются положения извещения о проведении запроса котировок, в частности установление заказчиком в извещении о проведении запроса котировок заведомо неисполнимого срока выполнения работ - 10 календарных дней с даты подписания контракта, с приемкой по акту приемки выполненных работ и затрат.
Указывает, что установленный заказчиком срок выполнения работ не отвечает правилу о том, что описание объекта закупки должно быть объективным, установленному в статье 33 Закона о контрактной системе.
Просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушении Закона о контракта.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика с жалобой согласился и указал, что срок исполнения обязательств по контракту, равный 10-ти дням с даты подписания контракта, установлен в извещении о проведении запроса котировок в связи с технической ошибкой.
Указывает, что заказчик не имел правовых оснований для самостоятельного внесения изменений в извещение о проведении запроса котировок, по причине истечения сроков, установленных частью 1 статьи 36, частью 6 статьи 74 Закона о контрактной системе.
Просит выдать соответствующее предписание о внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
15 июня 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0316200000116000053 о проведении запроса котировок на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Агропромышленный комплекс. Проектирование и строительство агропромышленного комплекса в п. Витим (Инженерная и транспортная инфраструктура с/х угодий, пашен, производственной и жилой зоны агропромышленного комплекса). Сети тепловодоснабжения - 1 этап", а также проект контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 497 742,05 руб.
27 июня 2016 года состоялось рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе котировок, о чем составлен протокол N П1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок (11 часов 00 минут 27.06.2016 г.) на участие в запросе котировок подано 3 (три) заявки с соответствующими порядковыми номерами. Котировочная комиссия заказчика, рассмотрев указанные заявки приняла решение признать заявки всех участников запроса котировок соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок.
По результатам оценки заявок победителем запроса котировок признан участник закупки с порядковым номером заявки 3.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Строймонтаж 2002" обоснованной по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта).
В соответствии с частью 2 статьи 73 Закона о контрактной системе к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях контракта, содержащих наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
При этом частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из системного толкования вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что качество описания объекта закупки является одним из ключевых условий проведения эффективной закупки, по итогам которой заказчик заключает контракт на условиях максимально отвечающих его потребностям, а победитель определяется в соответствии с установленными правилами. При этом положения проекта контракта, в том числе его существенные условия, устанавливающие суть обязательств по контракту, должны носить, так же как описание объекта закупки, объективный характер.
В пункте 2 "Сроки окончания работ" приложения N 1 "Техническое задание" извещения о проведении запроса котировок заказчиком указано следующее: "Начало работ - с момента заключения настоящего Контракта. Окончание работ - 10 дней с даты подписания Контракта.
В пункте 4.2 проекта контракта установлено, что срок окончания выполнения работ подрядчиком равен 10-ти календарным дням с даты подписания контракта, с приемкой по акту приемки выполненных работ.
При этом из пояснений представителя заказчика следует, что срок исполнения обязательств по контракту, равный 10-ти дням с даты подписания контракта, установлен в извещении о проведении запроса котировок в связи с технической ошибкой.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Между тем, установленный заказчиком срок выполнения работ - "10 дней с даты подписания Контракта" не соответствует требованиям добросовестности, разумности и справедливости, установленным в пункте 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации и основным началам гражданского законодательства (пункт 2 статьи 1 ГК РФ).
В связи с вышеизложенным заказчик признается нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 статьи 42, пункт 1 части 1, часть 2 статьи 73 Закона о контрактной системе. Жалоба признается обоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Как указано выше, пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта).
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, информация об условиях контракта, содержащих наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно части 2 статьи 73 Закона о контрактной системе к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что положения извещения о проведении запроса котировок и положения проекта контракта не должны содержать разночтений.
В извещении о проведении запроса котировок N 0316200000116000053 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Агропромышленный комплекс. Проектирование и строительство агропромышленного комплекса в п. Витим (Инженерная и транспортная инфраструктура с/х угодий, пашен, производственной и жилой зоны агропромышленного комплекса). Сети тепловодоснабжения - 1 этап" отсутствует указание на установленные в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требования к специальной правоспособности участников закупки, также отсутствует перечень документов, которые участникам закупки надлежит представить в целях подтверждения своего соответствия таким требованиям.
Между тем пунктами 13.1 и 13.2 проекта контракта установлено следующее:
"13.1. Подрядчик обязан иметь Свидетельство о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемое саморегулируемой организацией, содержащее допуск на выполнение работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или Заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
13.2. В случае если Подрядчик выполняет работы собственными силами и средствами, то он обязан иметь Свидетельство о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемое саморегулируемой организацией.".
Таким образом, проект контракта содержит требования к специальной правоспособности исполнителя по контракту, не предусмотренные извещением о проведении запроса котировок.
В связи с вышеизложенным заказчик признается нарушившим пункт 2 статьи 42, пункт 1 части 1, часть 2 статьи 73 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж 2002" на действия заказчика государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" при проведении запроса котировок на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Агропромышленный комплекс. Проектирование и строительство агропромышленного комплекса в п. Витим (Инженерная и транспортная инфраструктура с/х угодий, пашен, производственной и жилой зоны агропромышленного комплекса). Сети тепловодоснабжения - 1 этап" (изв. N 0316200000116000053) обоснованной.
2. Признать заказчика государственное казенное учреждение "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 статьи 42, пункт 1 части 1, часть 2 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику государственному казенному учреждению "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)", котировочной комиссии заказчика предписание об устранении допущенного нарушения.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
К. А. Овчинникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 июля 2016 г. N 06-556/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2016