изготовлено в полном объеме 15 июля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее - ООО "Монолит", заявитель): Михеев М.А. (представитель по доверенности),
от уполномоченного органа Администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее - уполномоченный орган, Администрация МР "Вилюйский улус"): Черемкин Н.Д. (представитель по доверенности),
от заказчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Екюндюнская основная общеобразовательная школа" с. Екюндю муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - МБОУ "Екюндюнская ООШ" МР "Вилюйский улус"): на рассмотрение дела не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Монолит" на действия уполномоченного органа Администрации МР "Вилюйский улус", заказчика МБОУ "Екюндюнская ООШ" МР "Вилюйский улус" при проведении открытого конкурса на право заключения энергосервисного контракта на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Екюндюнская основная общеобразовательная школа" (изв. N 0116300041416000066), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
05 июля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Монолит" на действия уполномоченного органа Администрации МР "Вилюйский улус", заказчика МБОУ "Екюндюнская ООШ" МР "Вилюйский улус" при проведении открытого конкурса на право заключения энергосервисного контракта на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Екюндюнская основная общеобразовательная школа" (изв. N 0116300041416000066).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение указанной жалобы назначено на 12 июля 2016 года в 17 часов 00 минут в помещении Якутского УФАС России.
До рассмотрения жалоб от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Монолит" огласил доводы жалобы в полном объеме.
Из жалобы следует, что заявителем обжалуются положения конкурсной документации в части установления такого порядка оценки подкритериев нестоимостного критерия "Квалификация участника конкурса", согласно которому оцениваются лишь контракты, зарегистрированные на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru.
Между тем, в соответствии с пунктом 4 Приложения N 1 к Информационной карте открытого конкурса "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости и порядок оценки", заказчиком в целях оценки заявок участников закупки также оцениваются работы и услуги, выполненные в рамках договоров субподряда.
Указывает, что Закон о контрактной системе не устанавливает обязанность заказчиков по размещению в единой информационной системе договоров субподряда, следовательно положения порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения энергосервисного контракта на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Екюндюнская основная общеобразовательная школа" (изв. N 0116300041416000066) являются противоречивыми и не соответствующими положениям Закона о контрактной системе.
Подчеркивает, что ООО "Монолит" имело намерения приять участие в данной закупке, однако порядок оценки заявок участников закупки, установленный по данному открытому конкурсу, ограничивает количество участников закупки и ставит их в неравное положение.
Просит признать жалобу обоснованной и выдать уполномоченному органу и заказчикам предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель уполномоченного органа с жалобой ООО "Монолит" не согласился и пояснил следующее.
Установленный порядок оценки подкритериев нестоимостного критерия "Квалификация участника конкурса" соответствует потребностям заказчика и позволяет ему выбрать наиболее квалифицированного исполнителя.
Регистрация договора на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru позволяет, во-первых, проверить заказчику добросовестность участника закупки, во-вторых - свидетельствует о наличии у участника закупки опыта исполнения государственных и муниципальных контрактов.
Исполнителей государственных/муниципальных контрактов от исполнителей гражданско-правовых договоров отличает повышенный уровень ответственности, что может являться подтверждением высокого уровня их квалификации.
При этом порядок оценки подкритериев нестоимостного критерия "Квалификация участника конкурса" не противоречит законодательству Российской Федерации о контрактной системе, а напротив, обеспечивает реализацию принципа обеспечения конкуренции, установленного в статье 8 закона о контрактной системе.
Просит признать жалобу необоснованной, а требования, содержащиеся в ней - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
27 мая 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0116300041416000066 о проведении открытого конкурса на право заключения энергосервисного контракта на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Екюндюнская основная общеобразовательная школа", а также конкурсная документация.
20 июня 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещены изменения N ИИ1 извещения N 0116300041416000066 о проведении открытого конкурса на право заключения энергосервисного контракта на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Екюндюнская основная общеобразовательная школа", а также измененная конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила 11 913 935,85 руб.
05 июля 2016 года состоялось вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПВК1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе поступило 2 (две) заявки с соответствующими порядковыми номерами.
На момент рассмотрения жалобы процедура рассмотрения оценки заявок на участие в открытом конкурсе не проведена.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Монолит" обоснованной, по следующим основаниям.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки регламентируется статьей 32 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Участникам правоотношений, возникающих в рамках контрактной системы Российской Федерации, надлежит руководствоваться принципами контрактной системы в сфере закупок, установленными в статьях 6-12 Закона о контрактной системе.
Так, часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе устанавливает, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из совокупного смысла указанных норм Закона о контрактной системе следует, что при определении критериев оценки заявок на участие в конкурсе, величин значимости этих критериев, порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе заказчик должен установить критерии и показатели оценки заявок участников закупки, а также порядок рассмотрения и оценки таких заявок таким образом, чтобы не ограничить конкуренцию и не допустить необоснованное ограничение количества участников закупки.
В пункте 4 "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости и порядок оценки" Приложения N 1 к Информационной карте конкурсной документации открытого конкурса на право заключения энергосервисного контракта на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Екюндюнская основная общеобразовательная школа" (изв. N 0116300041416000066) установлен следующий порядок оценки участников открытого конкурса по подкритериям нестоимостного критерия "Квалификация участника конкурса":
N |
Подкритерии для определения значения критерия "Квалификация Участника конкурса" |
Максимальное значение баллов |
|
1 |
Оценивается выполнение работ и оказание услуг в том числе в рамках договоров субподряда, по реализации энергосервисных контрактов направленных на достижение экономии энергетических ресурсов в бюджетных учреждениях, зарегистрированных на официальном сайте http://zakupki.gov.ru(по форме N 4.2 Тома 3) |
50 |
|
|
Более 30 договоров |
50 |
|
|
От 25 до 30 договоров |
25 |
|
|
Менее 25 договоров |
0 |
|
2 |
Выполнение работ и оказание услуг, в том числе в рамках договоров субподряда по реализации энергосервисных контрактов, направленных на достижение экономии энергетических ресурсов в бюджетной сфере, по которым Исполнителем такого контракта была достигнута фактическая экономия энергетических ресурсов не менее чем 4500 Гкалл, зарегистрированных на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, (по форме N 4.3 Тома 3) |
50 |
|
|
Итого |
|
100 |
В соответствии с частью 1 статьи 103 Закона о контрактной системе реестр контрактов, заключенных заказчиками ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включаются следующие документы и информация:
1) наименование заказчика;
2) источник финансирования;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) дата подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта;
5) дата заключения контракта;
6) объект закупки, цена контракта и срок его исполнения, цена единицы товара, работы или услуги, наименование страны происхождения или информация о производителе товара в отношении исполненного контракта;
7) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), идентификационный номер налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя) или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением информации о физическом лице - поставщике культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофондов и аналогичных фондов;
8) информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены;
9) копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика;
10) информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта;
11) информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения;
12) идентификационный код закупки;
13) документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
14) решение врачебной комиссии, предусмотренное пунктом 7 части 2 статьи 83 и пунктом 28 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, с обеспечением предусмотренного законодательством Российской Федерации в области персональных данных обезличивания персональных данных;
15) иные информация и документы, определенные порядком ведения реестра контрактов.
При этом частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Таким образом, если из положений государственного или муниципального контракта, а также условий осуществления закупки не вытекает обязанность подрядчика исполнить предмет контракта лично, такой подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств по контракту субподрядчиков.
Из смысла части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе следует, что в реестре контрактов размещаются копии государственных и муниципальных контрактов, а также включается информация об исполнителях по таким контрактам.
Между тем, обязанность заказчиков по направлению в орган исполнительной власти для последующего размещения в единой информационной системе договоров субподряда, заключенных исполнителями (подрядчиками) по контракту с субподрядными организациями, законодательством о контрактной системе не предусмотрена.
Следовательно, такие договоры (контракты) не размещаются в единой информационной системе, из чего следует, что проведение оценки в соответствии с установленными подкритериями нестоимостного критерия "Квалификация участника конкурса" не представляется возможным.
В ходе рассмотрения дела представитель Администрации МР "Вилюйский улус" пояснил, что в целях оценки заявок участников открытого конкурса уполномоченным органом будут рассматриваться договоры (контракты), исполненные такими участниками в рамках субподрядных обязательств, при этом договоры (контракты) не зарегистрированные на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru оцениваться не будут.
При изложенных обстоятельствах порядок оценки заявок участников закупки, установленный в рамках открытого конкурса на право заключения энергосервисного контракта на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Екюндюнская основная общеобразовательная школа" (изв. N 0116300041416000066), признается не соответствующим положениям законодательства о контрактной системе.
Согласно пункту 5 части 1 раздела V "Права и обязанности уполномоченного органа и заказчиков при взаимодействии в целях осуществления закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений муниципального района "Вилюйский улус (район)" уполномоченный орган согласовывает критерии оценки и величины их значимости, установленные заказчиками в соответствии с Федеральным законом, в целях применения для оценки заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), окончательных предложений участников закупки.
Уполномоченный орган, заказчик признаются нарушившими часть 1 статьи 32, пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе. Жалоба ООО "Монолит" признается обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Монолит" на действия уполномоченного органа Администрации МР "Вилюйский улус", заказчика МБОУ "Екюндюнская ООШ" МР "Вилюйский улус" при проведении открытого конкурса на право заключения энергосервисного контракта на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Екюндюнская основная общеобразовательная школа" (изв. N 0116300041416000066) обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган Администрацию муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия), заказчика МБОУ "Екюндюнская ООШ" МР "Вилюйский улус" нарушившими часть 1 статьи 32, пункт 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать уполномоченному органу Администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия), заказчику МБОУ "Екюндюнская ООШ" МР "Вилюйский улус" предписание об устранении допущенного нарушения.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
5. Передать материалы проверки должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель комиссии Осипова Я.Д.
Члены комиссии: Мохначевская М.Н.
Нанова Т.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 июля 2016 г. N 06-575/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2016