изготовлено в полном объеме 22 июля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Овчинниковой К.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Чернявской Раисы Андреевны (далее - ИП Чернявская Р.А., заявитель): уведомлена надлежащим образом, на рассмотрение дела не явилась;
от уполномоченного учреждения муниципального казенного учреждения "Контрактная служба" Муниципального образования "Алданский район" (далее также - уполномоченное учреждение, МКУ "Контрактная служба" МО "Алданский район"): не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом, представлены письменные пояснения,
от заказчика муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Томмотская санаторная школа-интернат" МО "Алданский район" (далее также - заказчик, МКОУ "ТСШИ"): не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП Чернявской Р.А. на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения МКУ "Контрактная служба" МО "Алданский район" при проведении электронного аукциона на поставку хлеба для нужд МКОУ "ТСШИ" (извещение N 0816300014516000247), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
12 июля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Чернявской Р.А. на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения МКУ "Контрактная служба" МО "Алданский район" при проведении электронного аукциона на поставку хлеба для нужд МКОУ "ТСШИ" (извещение N 0816300014516000247).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 19 июля 2016 года в 17 часов 00 минут.
До рассмотрения жалоб от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ИП Чернявской Р.А. была оглашена в полном объеме.
Как следует из жалобы, заявителем обжалуются действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения по отклонению заявки заявителя.
Указывает, что заявка ИП Чернявской Р.А. была отклонена по следующему основанию: "Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ). В соответствии с п 2 ч. 4 ст.67 44-ФЗ Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе. 1. Указанные значения параметров по позициям: хлеб пшеничный: вес требуемый заказчиком 05-07 кг. Согласно п.26 ИК (инструкция по заполнению заявки) значения показателей, разделённые "тире" или "дефисом" - включают в себя, в том числе, граничное значение.".
Считает решение аукционной комиссии по недопуску ИП Чернявской Р.А. к участию в электронном аукционе неправомерным, в связи с тем, что в соответствии с подпунктом б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В технической части документации об электронном аукционе установлены следующие требования к предмету закупки:
N п/п |
наименование |
ед. изм. |
кол-во |
Технические характеристики |
1 |
Хлеб пшеничный 0,5-0,7 кг |
бул |
6600 |
Хлеб пшеничный 0,5-0,7 кг Форма, соответствующая хлебной форме, в которой производилась выпечка, с несколько выпуклой верхней коркой, без боковых выплывов. Пропеченный, не влажный на ощупь. Эластичный, после легкого надавливания пальцами мякиш должен принимать первоначальную форму. |
В первой части своей заявки ИП Чернявская Р.А. предложила к поставке товар со следующими характеристиками:
N п/п |
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) |
Единица измерения |
Количество |
Наименование страны происхождения товара |
1 |
Хлеб из пшеничной муки первого сорта |
Хлеб пшеничный вес 1 хлеба 680 гр. Из муки первого сорта. Форма, соответствующая хлебной форме, в которой производилась выпечка, с несколько выпуклой верхней коркой, без боковых выплывов. Пропеченный, не влажный на ощупь. Эластичный, после легкого надавливания пальцами мякиш принимает первоначальную форму. |
булка |
6600 |
Страна производитель - Россия |
Таким образом, показатель веса одной булки хлеба, предложенный ИП Чернявской Р.А. соответствовал значениям, установленным заказчиком в аукционной документации, следовательно решение об отклонении заявки заявителя от участия в электронном аукционе было принято аукционной комиссией уполномоченного учреждения неправомерно.
Просит признать жалобу обоснованной, отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0816300014516000247-1 от 11.07.2016 г.
Из письменных пояснений уполномоченного учреждения следует, что первая часть заявки ИП Чернявской Р.А. была не допущена к участию в электронном аукционе по причине указания конкретного значения веса одной булки хлеба.
Указывают, что из смысла пункта 26 Информационной карты документации электронного аукциона, устанавливающего, что значения показателей, разделенных "Тире" или "дефисом" - включают в себя, в том числе, и граничное значение, следует, что участникам закупки надлежало в своих заявках указать, что вес каждой булки хлеба, предлагаемого ими к поставке, весит от 0,5 кг до 0,7 кг.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Участник закупки при подаче заявки на участие в электронном аукционе должен руководствоваться нормами Закона о контрактной системе, а также положениями инструкции по заполнению заявки.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
30 июня 2016 года уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" размещены извещение N 0816300014516000247 о проведении электронного аукциона на поставку хлеба для нужд МКОУ "ТСШИ", а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 213 378,00 руб.
11 июля 2016 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0816300014516000247-1.
Согласно указанному протоколу на участие в закупке поступило 2 (две) заявки с соответствующими порядковыми номерами. Рассмотрев первые части заявок, аукционная комиссия уполномоченного учреждения приняла решение отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером заявок 1 (ИП Чернявская Р.А.), а также признать заявку с порядковым номером 2 соответствующей требованиям аукционной документации.
12 июля 2016 года состоялось рассмотрение второй части заявки единственного участника электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0816300014516000247-2.
Согласно указанному протоколу вторая часть заявки единственного участника электронного аукциона признана соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ИП Чернявской Р.А. обоснованной по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что участник закупки с порядковым номером заявки 1 (ИП Чернявская Р.А.) указал в первой части своей заявки следующие характеристики предлагаемых к поставке товаров:
N п/п |
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) |
Единица измерения |
Количество |
Наименование страны происхождения товара |
1 |
Хлеб из пшеничной муки первого сорта |
Хлеб пшеничный вес 1 хлеба 680 гр. Из муки первого сорта. Форма, соответствующая хлебной форме, в которой производилась выпечка, с несколько выпуклой верхней коркой, без боковых выплывов. Пропеченный, не влажный на ощупь. Эластичный, после легкого надавливания пальцами мякиш принимает первоначальную форму. |
булка |
6600 |
Страна производитель - Россия |
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0816300014516000247-1 от 11.07.2016 г., участник закупки с порядковым номером заявки 1 (ИП Чернявская Р.А.) отклонена от участия в электронном аукционе по следующему основанию: "Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ). В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе. 1. Указанные значения параметров по позициям: хлеб пшеничный: вес требуемый заказчиком 05-07 кг. Согласно п. 26 ИК (инструкция по заполнению заявки) значения показателей, разделённые "тире" или "дефисом" - включают в себя, в том числе, граничное значение.".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке, в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
При этом по общим правилам инструкция являет собой совокупность правил осуществления определенных видов деятельности, проведения работ, служебного поведения, изложенных в специальных нормативных документах. Инструкции призваны, с одной стороны, конкретизировать, разъяснять, дополнять изданные нормативные и ненормативные акты, и, с другой стороны, инструктировать исполнителей о том, как они должны действовать в тех или иных ситуациях.
Материалами дела установлено, что заказчиком в части III "Техническая часть" аукционной документации установлены следующие характеристики объекта закупки:
N п/п |
наименование |
ед. изм. |
кол-во |
Технические характеристики |
1 |
Хлеб пшеничный 0,5-0,7 кг |
бул |
6600 |
Хлеб пшеничный 0,5-0,7 кг Форма, соответствующая хлебной форме, в которой производилась выпечка, с несколько выпуклой верхней коркой, без боковых выплывов. Пропеченный, не влажный на ощупь. Эластичный, после легкого надавливания пальцами мякиш должен принимать первоначальную форму. |
При этом в подпункте 4 пункта 26 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" части II аукционной документации "Информационная карта аукциона в электронной форме" электронного аукциона на поставку хлеба для нужд МКОУ "ТСШИ" (извещение N 0816300014516000247) установлены следующие положения, разъясняющие условия аукционной документации: "Требуемые параметры, установленные заказчиком, изменяться не могут. В случае если требуемый параметр начинается со слов "минимальный (-ое, -ая)", "максимальный (-ое, -ая)", то участнику закупки необходимо предоставлять конкретное значение показателя. В случае если требуемый параметр начинается со слов "диапазон", то участнику закупки необходимо предоставить диапазон значений, который будет не уже установленного заказчиком. Фракция (смесь фракций) щебня не может быть конкретным значением и должна строго соответствовать требованию, установленному заказчиком и нормативной документацией, т.к. относится к значениям показателей, которые не могут изменяться. В случае если требуемый параметр начинается со слов "предельное отклонение", "отклонение", то участник закупки может предоставить как конкретное значение показателя, так и диапазонное. Предлог "до" следует читать как "менее.." (не включает крайнее значение, если нет дополнительных требований), исключением являются диапазонные значения температур и любые значения, связанные с температурой (рабочая, окружающей среды и т.п.), а также диапазон показаний измерительных приборов (манометры, датчики давления и т.п.) - в данном случае предлог "до" включает в себя крайнее значение); символы ";" (точка с запятой) означает необходимость выбора одного или нескольких значений, указываемых участником по своему усмотрению; символ "," (запятая) следует читать как "и" (за исключением случаев, когда запятая отделяет целую часть числа от дробной или входит в наименование, обозначение самого материала, марки материала, установленного нормативной документацией или обычаями обозначения того или иного товара); предлог "от" следует читать как "более " (не включает крайнее значение, если нет дополнительных требований), исключением являются диапазонные значения температур и любые значения, связанные с температурой (рабочая, окружающей среды и т.п.), а также диапазон показаний измерительных приборов (манометры, датчики давления и т.п.) - в данном случае предлог "от" включает в себя крайнее значение); "/" (косая черта) - следует читать как "или" (за исключением случаев, когда косая черта входит в наименование, обозначение самого материала, марки материала, установленного нормативной документацией или обычаями обозначения того или иного товара (например марки битумов, мастик и т.п.), или когда используется обыкновенная дробь, а также общепринятые обозначения процентов и соотношений); если требуемое значение указано как : "от __ до ___", то участнику необходимо выбрать в указанном пределе одно значение; "" - следует читать как "не более", "<" - следует читать как "менее", ">" - следует читать как "более"; "
"- следует читать как "не менее"; символы: "
", "
", "не более", "не менее", "не уже", "не хуже", "не выше", "не ниже", а также значения показателей, разделённые "тире" или "дефисом" - включают в себя, в том числе, граничное значение. Если прописано в требуемом значении и требуемом параметре, требование к геометрическим размерам со знаками "
", "<", ">" или "
" и размеры представлены в виде "АхВ" или "АхВхС" или иные геометрические размеры), то "
" или "
" касаются каждого значения. В группе "Технические характеристики" (табличная часть) требования подразделяются на две группы: "Требуемый параметр" и "Требуемое значение". Показатели физико-механических свойств, а так же иные качественные характеристики каждого товара (материала), в столбцах "Требуемый параметр" и "Требуемое значение" следует считать как одно целое требование параметра с установленными требованиями, в связи с тем, что при различном выборе разрыва фразы (разделение требования одного показателя на два столбца, суть данного требования может быть кардинально изменена, а именно значения "
", "
", ">", "<"). В случаях, не оговоренных в данной инструкции, и при возникновении вопросов у участников закупки, в соответствии с действующим законодательством участник закупки может направить заказчику запрос на разъяснение положений аукционной документации.".
Пояснения относительно того, какие показатели функциональных, технических, качественных и/или эксплуатационных характеристик надлежит указывать участникам закупки в первых частях своих заявок на участие в электронном аукционе в случае установления заказчиком показателей, включающих в себя несколько значений (в данном случае значений веса булки хлеба), через знак "-" (тире, дефис) без сопровождения какими-либо словами, в том числе словами "минимальный", "максимальный", "диапазон", "предельное отклонение", "отклонение", "от", "до", знаками "/", ">", "<", в инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе отсутствуют.
Вместе с тем, по мнению Комиссии Якутского УФАС России, указанное в инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе положение о том, что "значения показателей, разделённые "тире" или "дефисом" - включают в себя, в том числе, граничное значение" нельзя трактовать как указание на то, что участнику закупки, в случае установления в техническом задании интервального значения определенных характеристик объекта закупки, надлежит указать в первой части своей заявки значение, соответствующее всему интервалу, установленному заказчиком, а не конкретное значение такой характеристики товара.
Из буквального толкования указанного положения инструкции по заполнению заявок следует, что участнику закупки, при заполнении заявки, следует учитывать то, что граничные нижнее и верхнее значения показателей, разделенные знаком "тире", входят в указанный заказчиком интервал. Иное из указанной формулировки, приведенной в инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе не следует.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 26 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" части II аукционной документации "Информационная карта аукциона в электронной форме" электронного аукциона на поставку хлеба для нужд МКОУ "ТСШИ" (извещение N 0816300014516000247) первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно подпункту б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию о конкретных показателях, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Между тем, участник закупки ИП Чернявская Р.А., указал в своей заявке конкретный показатель веса одной булки хлеба (680 гр.), соответствующий интервальному значению, указанному заказчиком в технической части аукционной документации (0,5-0,7 кг).
На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к выводу о том, что аукционная комиссия уполномоченного учреждения не имела правовых оснований отклонять участника закупки от участия в электронном аукционе в связи с указанием им в первой части заявки конкретного, а не интервального значения показателей характеристик товара, предлагаемого к поставке.
Таким образом, аукционная комиссия уполномоченного учреждения признается нарушившей часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе. Жалоба ИП Чернявской Р.А. подлежит признанию обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Чернявской Р.А. на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения муниципального казенного учреждения "Контрактная служба" муниципального образования "Алданский район" при проведении электронного аукциона на поставку хлеба для нужд МКОУ "ТСШИ" (извещение N 0816300014516000247) обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию уполномоченного учреждения муниципального казенного учреждения "Контрактная служба" муниципального образования "Алданский район" нарушившей часть 5 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать аукционной комиссии уполномоченного учреждения муниципального казенного учреждения "Контрактная служба" муниципального образования "Алданский район" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
К.А. Овчинникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 июля 2016 г. N 06-598/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2016