изготовлено в полном объеме 07 июля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее также - ООО "Стройинвест", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Муниципального учреждения "Комитет имущественных отношений" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - МУ "Комитет имущественных отношений" МО "Ленский район", заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представлено письменное пояснение;
от уполномоченного органа Администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МО "Ленский район", уполномоченный орган): представлено ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя, а также письменное пояснение,
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия уполномоченного органа Администрации МО "Ленский район", заказчика МУ "Комитет имущественных отношений МО "Ленский район" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству "Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес - инкубаторов) (г. Ленск) (третий этап)" (извещение N 0116300005616000093), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
27 июня 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия уполномоченного органа Администрации МО "Ленский район", заказчика МУ "Комитет имущественных отношений МО "Ленский район" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству "Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес - инкубаторов) (г. Ленск) (третий этап)" (извещение N 0116300005616000093).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 04 июля 2016 года в 11 часов 00 минут.
В жалобе ООО "Стройинвест" заявлены следующие доводы:
1. По мнению заявителя, действия заказчика, установившего излишнее требование к участникам закупки, а именно лицензии Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. На основании части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Во исполнение указанного пункта Закона о контрактной системе Правительством РФ принято Постановление от 14 марта 2016 г. N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" действующее до 01.01.2017 года.
Согласно данному постановлению заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
По мнению заявителя, действия заказчика, не установившего условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней), нарушают часть 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком в проекте контракта установлено условие одностороннего расторжения контракта без указания перечня случаев такого отказа, что, по мнению заявителя, не соответствует нормам законодательства.
Просят признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
В письменном пояснении заказчика указано следующее:
1. Заявитель обжалует неправомерное установление заказчиком требования о наличии к участникам закупки лицензии Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации. Данное требование заказчиком было установлено в соответствии с решением и предписанием Комиссии Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12.05.2016 по делу N06-364/16т.
Закупка N 0116300005616000054 с аналогичным объектом закупки была отменена заказчиком вследствие изменения сметного расчета и заново объявлена под N 0116300005616000093 с учетом всех положений решения Комиссии Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12.05.2016 по делу N06-364/16т.
2. В данном пункте заявитель обжалует не указание в проекте контракта условий отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней).
В п. 8.1. проекта контракта указано: "За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, установленных настоящим Контрактом, Заказчик и Подрядчик несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации". Пункт 6.1. статьи 34 Закона о контрактной системе не требует включения обязательного включения в проект контракта порядка применения отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней).
3. В данном пункте заявитель обжалует не указание в проекте контракта, перечня случаев одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Считаем, что пункт 7.3. проекта контракта в полной мере учитывает действия заказчика в вышеуказанном случае "7.3. Настоящий контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ по основаниям предусмотренными Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ". Считают, что если исчерпывающий перечень данных случаев приведен в нормах ГК РФ, то необходимости его переноса в контракт не имеется.
Просят признать жалобу необоснованной.
Из письменного пояснения уполномоченного органа указано следующее:
1. Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 года N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" заказчиком в аукционной документации установлены следующие требования:
1.1. В случае выполнения работ собственными силами, без привлечения подрядчиком субподрядчиков для выполнения работ:
- Участники предоставляют копию свидетельства СРО согласно Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства":
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
- Участники предоставляют копию лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений согласно ФЗ от 04.05.2011 г. N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
1.2. В случае привлечения подрядчиком субподрядчиков для выполнения работ:
- Участники предоставляют копию свидетельства СРО согласно Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства":
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Таким образом, заказчиком не установлены излишние требования к участникам закупки.
По второму и третьему доводам указана аналогичная позиция, изложенная в письменном пояснении заказчика.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
10 июня 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещены извещение N 0116300005616000093 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству "Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес - инкубаторов) (г. Ленск) (третий этап)", а также документация об электронном аукционе.
10 июня 2016 года уполномоченным органом внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона N ИИ1.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 20 202 043,19 руб.
30 июня 2016 года проведена процедура рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300005616000093-1.
Согласно указанному протоколу единственная заявка на участие в закупке признана соответствующей требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе. На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Стройинвест" частично обоснованной на основании следующего.
Довод заявителя о том, что в аукционной документации установлено излишнее требование к участникам закупки, а именно лицензии Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений признан обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из материалов дела установлено, что раздел "Техническое задание" аукционной документации, содержит следующие виды работы:
- установка приборов ПС приемно-контрольные, пусковые, концентратор блок базовый на 20 лучей;
- установка приборов, устанавливаемые на металлоконструкциях, щитах и пультах, масса до 5 кг;
- устройство оптико-(фото)электрическое, блок питания и контроля;
- установка извещателя ОС автоматический контактный, магнитоконтактный на открывание окон, дверей;
- установка извещателя ПС автоматический дымовой, фотоэлектрический, радиоизотопный, световой в нормальном исполнении;
- установка извещателя ОС автоматический ударно-контактный, бесконтактный электромагнитный или пьезоэлектрический, устанавливаемый на стекле;
- установка извещателя пожарного ручного ИПР-513-10;
- устройство коробки ответвительная на стене;
- прокладка кабеля, масса 1 м до 1 кг, по стене бетонной;
- прокладка трубы стальной по установленным конструкциям, по стенам с креплением скобами, диаметр до 25 мм;
- затягивание провода в проложенные трубы и металлические рукава первого одножильного или многожильного в общей оплетке, суммарное сечение до 2,5 мм2.
Аналогичные работы содержатся в приложении к проекту контракта аукционной документации.
Следовательно, в перечень работ выполняемых подрядчиком, входят, в том числе работы по монтажу охранно-пожарной сигнализации.
Федеральным законом от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее также - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) определен перечень видов деятельности, которые должны выполняться на основании лицензий (разрешений), выданных федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее также - Постановление Правительства РФ N 1225) определен порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ N 1225 лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - лицензирующий орган).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1225 лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению (далее соответственно - работы, услуги).
Приложением к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений установлен перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В данный перечень входят монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Следовательно, Законом о лицензировании отдельных видов деятельности, Постановлением Правительства РФ N 1225 предусмотрено требование о выполнении работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений исключительно на основании лицензии.
В этой связи, в целях соблюдения законодательства Российской Федерации участникам закупки необходимо иметь лицензию МЧС России.
Как следует из материалов дела в пункте 33 "Требования к участникам закупки" раздела 2 "Информационная карата об электронном аукционе" установлено следующее, в том числе:
В случае выполнения работ собственными силами, без привлечения подрядчиком субподрядчиков для выполнения работ:
- Участники предоставляют копию свидетельства СРО согласно Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства":
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
- Участники предоставляют копию лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений согласно ФЗ от 04.05.2011 г. N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
1.2. В случае привлечения подрядчиком субподрядчиков для выполнения работ:
- Участники предоставляют копию свидетельства СРО согласно Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства":
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
При этом антимонопольный орган отмечает следующее.
В силу части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Следовательно, в соответствии с вышеуказанным положением законодательства Российской Федерации, а также в случае, если в аукционной документации содержится условие о том, что подрядчик, с которым заключается контракт по результатам проведения закупки, имеет право выполнять работы как лично, так и с привлечением субподрядных организаций.
Наличие у участника допуска свидетельства саморегулируемой организации с функцией генерального подрядчика "Жилищно-гражданское строительство" (пункт 33.3 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 года N 624) исключает обязательное условие наличия у участника закупки наличия лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации, поскольку указанный допуск свидетельства саморегулируемой организации позволяет подрядчику привлечь к выполнению работ, подлежащих лицензированию, субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в части установления наличия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений к участникам закупки при одновременном установлении требований о наличии допуска СРО по организации с функцией генерального подрядчика "Жилищно-гражданское строительство" (пункт 33.3 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 года N 624).
Довод заявителя в части не установления заказчиком в проекте контракта условий предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) признан необоснованным на основании следующего.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Порядок предоставления такой отсрочки или списания начисленных сумм неустоек установлен Постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)".
Вместе с тем, положения Закона о контрактной системе и Постановления не устанавливают обязанность государственных, муниципальных заказчиков включать в документацию о закупке товаров (работ, услуг), проект государственного контракта положения предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) или и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод заявителя в части установления заказчиком в проекте контракта условия об одностороннем расторжении контракта без указания перечня случаев такого отказа, в соответствии с Гражданским кодексом РФ признан необоснованным на основании следующего.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Частями 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе определены основания и порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной систем заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 7.3. проекта контракта "Настоящий контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ по основаниям предусмотренными Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ".
С учетом вышеизложенного, Комиссия не находит оснований для вывода о несоответствии проекта контракта требованиям Закона о контрактной системе в части отсутствия перечня случаев одностороннего отказа, в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку довод заявителя об указании подвидов работ по пункту 33 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участника закупки, положение п. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Стройинвест" действиями заказчика.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
6) утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
(п. 9 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Между тем, как следует из материалов дела в пункте 33 "Требования к участникам закупки" раздела 2 "Информационная карата об электронном аукционе" установлено следующее, в том числе:
8) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) составляет не более 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов)), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, составляет не более 25%;
9) численность работников организации за предшествующий календарный год составила не более 100 человек включительно;
10) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не превысила предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства и составила не более 400 млн. рублей.
Таким образом, антимонопольный орган приходит к выводу, что заказчиком нарушено требование части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку заказчиком установлены излишние требования к участникам закупки, не предусмотренные частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, 27 апреля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия уполномоченного органа Администрации МО "Ленский район", заказчика МУ "Комитет имущественных отношений МО "Ленский район" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству "Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес - инкубаторов) (г. Ленск) (третий этап)" (извещение N 0116300005616000054).
06 мая 2016 года Комиссией Якутского УФАС России по контролю закупок было вынесено решение о признании жалобы ООО "Стройинвест" обоснованной, уполномоченный орган, заказчика нарушившими пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 4 статьи 34, часть 1 статьи 59, пункт 6 части 5 статьи 63, пункты 1, 2, 8 части 1, часть 3 статьи 64, часть 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
12 мая 2016 года Комиссией Якутского УФАС России по контролю закупок на основании своего решения по делу N 06-364/16т было выдано предписание о размещении аукционной документации с внесенными изменениями на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, продлении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии со статьей 65 Закона о контрактной системе.
30 мая 2016 года уполномоченным органом были внесены изменения в аукционную документацию.
В тот же день, уполномоченным органом опубликовано извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Между тем, как установлено Комиссией Якутского УФАС России, указанное предписание заказчиком выполнено не в полном объеме.
Таким образом, антимонопольный орган приходит к выводу, что заказчиком нарушены положения пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в части исполнения предписания антимонопольного органа.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия уполномоченного органа Администрации МО "Ленский район", заказчика МУ "Комитет имущественных отношений МО "Ленский район" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству "Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес - инкубаторов) (г. Ленск) (третий этап)" (извещение N 0116300005616000093) частично обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган Администрацию МО "Ленский район", заказчика МУ "Комитет имущественных отношений МО "Ленский район" нарушившими пункт 1 части 1, часть 6 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать уполномоченному органу Администрации МО "Ленский район", заказчику МУ "Комитет имущественных отношений МО "Ленский район" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 июля 2016 г. N 06-552/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2016