изготовлено в полном объеме 04 августа 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М. Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "МАССТРОЙ" (далее по тексту решения - ООО "МАССТРОЙ", заявитель): представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей заявителя;
от уполномоченного органа муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений и муниципальных закупок" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) (далее по тексту решения - МКУ "КИОиМЗ" Нюрбинского района РС(Я)): Иванов К.Р. (представитель по доверенности),
от заказчика муниципального казенного учреждения "Инвестиционно-строительное управление" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) (далее по тексту решения - заказчик, МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я)): Иванов К.Р. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "МАССТРОЙ" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа МКУ "КИОиМЗ" Нюрбинского района РС(Я), уполномоченного органа, заказчика МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по строительству объекта: "4-х квартирный жилой дом для молодых специалистов" в с. Бысыттах (изв. N 0316300092216000195), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
25 июля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "МАССТРОЙ" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа МКУ "КИОиМЗ" Нюрбинского района РС(Я), уполномоченного органа, заказчика МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по строительству объекта: "4-х квартирный жилой дом для молодых специалистов" в с. Бысыттах (изв. N 0316300092216000195).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 01 августа 2016 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалоб от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела доводы жалобы ООО "МАССТРОЙ" были оглашены в полном объеме.
Из текста жалобы следует, что заявителем обжалуются действия аукционной комиссии по отклонению первой части заявки ООО "МАССТРОЙ" от участия в электронном аукционе, а также положения аукционной документации.
1. Как указывает заявитель решение аукционной комиссии по отклонению первой части заявки ООО "МАССТРОЙ" от участия в электронном аукционе по причине непредставления конкретного показателя ширины без гребня обшивки наружной и внутренней обшивки карниза (позиция 6.5 технического задания аукционной документации), и непредставления конкретного показателя толщины листа профилированного (позиция 9.5 технического задания аукционной документации) является неправомерным.
Указывают, что в техническом задании аукционной документации показатели ширины без гребня обшивки наружной и внутренней карниза сопровождаются словами "от" и "до", при этом в инструкции по заполнению первой части заявки отсутствуют указания относительно того, какие показатели необходимо указывать участникам закупки в первых частях своих заявок если показатели товаров в техническом задании аукционной документации сопровождаются указанными словами.
При этом стандарт ГОСТ 8242-88, положения которого распространяются на профильные детали из древесины и древесных материалов для строительства, устанавливает, что предельные отклонения от номинальных размеров деталей не должны быть по ширине более чем +/- 1,0 мм.
Считают, что из вышеизложенного следует, что у производителей могут отсутствовать изделия с конкретными показателями ширины без гребня 70 мм, поскольку предельное отклонение не может равняться нулю.
Указание в первой части заявки конкретного показателя ширины без гребня обшивки наружной и внутренней карниза может ввести заказчика в заблуждение и не соответствовать параметрам поставленного товара.
Также указывают на то, что ООО "МАССТРОЙ" в первой части своей заявки представило конкретные значения показателей по показателю толщина листа профилированного - 0,7 мм.
Подчеркивают, что основания для отклонения первой части заявки ООО "МАССТРОЙ", указанные в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, являются полностью необоснованными.
2. Заявитель указывает на то, что заказчиком в техническом задании аукционной документации установлены некорректные требования относительно высоты профиля листа профилированного (позиция 9.5) - "не менее 8 мм".
ООО "МАССТРОЙ" направило запрос в сертификационный орган, согласно ответу, полученному на указанный запрос, высота гофра 8 мм подходит только для стеновых ограждений, а для настилов, в соответствии с пунктом 3.2 ГОСТ 24045-2010, применяют лист с высотой гофра 20-160 мм.
Указывают, что вышеизложенное свидетельствует о том, что заказчиком в техническом задании аукционной документации допущена ошибка, которая противоречит нормам стандартов, норм и правил, регламентирующих соответствующую деятельность и может привести к ухудшению качества работ, являющихся предметом закупки.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об отмене результата рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе и о внесении изменений в аукционную документацию.
В ходе рассмотрения жалобы представитель аукционной комиссии уполномоченного органа пояснил, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе участник закупки с порядковым номером заявки 1 (ООО "МАССТРОЙ") был отклонен единогласным решением аукционной комиссии по следующему основанию: "В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пункта 21 Требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в аукционе аукционной документации. Не указаны: конкретная ширина без гребня обшивки наружной и внутренней из древесины по позиции 6.6. технического задания - устройство карнизов; конкретная толщина листа по позиции 9.5 технического задания - устройство кровель из профилированного листа".
В указанном протоколе, вследствие технической ошибки пункт 6.5 технического задания был указан как пункт 6.6.
Вместе с тем, указанное не изменяет основания отклонения заявки ООО "МАССТРОЙ", поскольку в пункте 23 раздела I аукционной документации "Общие условия аукциона" содержится инструкция по заполнению заявки, в которой указано, что указываемые участниками закупки значения должны быть точными, конкретными, не сопровождаться словами "не более", "не менее", "не хуже", "или" и др. (за исключением случаев, когда производитель товара по данному показателю не использует конкретное значение).
При этом ГОСТ 8242-88 устанавливает, что предельные отклонения от номинальных размеров по толщине и ширине гребня и четверти равняется 0/-0,5 мм.
Таким образом, заявитель должен был указать конкретный показатель ширины обшивки без гребня.
Указывает на то, что ООО "МАССТРОЙ" в первой части своей заявки не представило конкретное значение по показателю "толщина защитного слоя полиэстер" товара "профилированный лист" - указано "не менее 22 мкм".
Вышеизложенное также послужило основанием для не допуска заявки ООО "МАССТРОЙ" к участию в электронном аукционе, однако указанное основание не было должным образом отражено в протоколе рассмотрения первых частей заявок.
Относительно второго довода жалобы ООО "МАССТРОЙ" указывает, что в техническом задании аукционной документации заказчиком по показателю высота профиля листа профилированного (позиция 9.5) установлено значение "не менее 8 мм", следовательно участники закупки могут предложить к поставке лист профилированный с профилем выше указанного.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
01 июля 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещены извещение N 0316300092216000195 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по строительству объекта: "4-х квартирный жилой дом для молодых специалистов" в с. Бысыттах, а также документация об электронном аукционе.
01 июля 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещены изменения N ИИ1 извещения N 0316300092216000195 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по строительству объекта: "4-х квартирный жилой дом для молодых специалистов" в с. Бысыттах, а также измененная документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 279 220,00 руб.
19 июля 2016 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0316300092216000195-1.
Согласно указанному протоколу на участие в закупке поступило 4 (четыре) заявки с соответствующими порядковыми номерами. Рассмотрев первые части заявок, аукционная комиссия уполномоченного учреждения приняла решение допустить к участию в электронном аукционе участников закупки с порядковыми номерами заявок 2, 3, 4 и отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером заявки1 (ООО "МАССТРОЙ").
Заявка ООО "МАССТРОЙ" была отклонена по следующему основанию: "В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пункта 21 Требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в аукционе аукционной документации. Не указаны: конкретная ширина без гребня обшивки наружной и внутренней из древесины по позиции 6.6. технического задания- устройство карнизов; конкретная толщина листа по позиции 9.5 технического задания - устройство кровель из профилированного листа".
25 июля 2016 года состоялся электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0316300092216000195-2. Согласно указанному протоколу все поступившие от участников электронного аукциона минимальные предложения о цене контракта выглядят следующим образом.
N п/п |
Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Тип цены |
Процент снижения |
Время поступления предложения |
Порядковый номер заявки |
1 |
5 900 000.00 |
понижение |
6.04 % |
25.07.2016 07:37:32 |
3 |
2 |
6 090 843.40 |
понижение |
3.00 % |
25.07.2016 07:36:53 |
4 |
25 июля 2016 года состоялось рассмотрение вторых частей заявок на участие в закупке и подведение итогов электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0316300092216000195-3.
Согласно указанному протоколу аукционная комиссия уполномоченного органа рассмотрев вторые части заявок, приняла решение признать заявки обоих участников электронного аукциона, подавших предложения о цене контракта, соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "МАССТРОЙ" необоснованной, а довод об обжаловании положений аукционной документации не подлежащим рассмотрению по следующим основаниям.
1. Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе установлен статьей 67 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 названной статьи аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Материалами дела установлено, что предметом контракта является выполнение работ с использованием товаров.
В соответствии с подпунктом б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из пояснений представителя уполномоченного органа следует, что участник закупки ООО "МАССТРОЙ" был отклонен от участия в электронном аукционе, в том числе, на основании непредставления конкретного показателя толщины защитного слоя полиэстер товара "профилированный лист" (позиция 9.5 технического задания аукционной документации).
В Техническом задании аукционной документации на выполнение работ по капитальному строительству "Четырехквартирный жилой дом для молодых специалистов" с. Бысыттах Нюрбинского района РС(Я) по позиции 9.5 установлены следующие функциональные и технические требования к работам и товарам, используемым при выполнении работ:
N п/п |
Наименование работ |
Ед. изм. |
Объем |
Характеристика применяемых материалов |
9.5 |
Устройство кровель из профилированного листа |
100 м2 кровли |
0,4216 |
Цвет согласовать с Заказчиком. Ширина листа номинальная не менее 1150 мм; - Ширина листа полезная не менее 1100 мм; - Длина листа от 0,5 до 9 метров; - Высота профиля не менее 8 мм; - Шаг волны не более 62,5 мм; Толщина листа не менее 0,7 мм. Толщина защитного слоя полиэстер не менее 22 мкм; Доски обрезные хвойных пород (лиственница) длиной не менее 6 м, шириной 110-150 мм, толщиной не менее 25 мм, не ниже II сорта. |
Материалами дела установлено, что участником закупки ООО "МАССТРОЙ" по позиции 9.5 в первой части своей заявки представлены следующие характеристики выполняемых работ и используемых товаров:
N п/п |
Наименование работ |
Ед. изм. |
Объем |
Характеристика применяемых материалов |
Страна производителя |
9.5 |
Устройство кровель из профилированного листа |
100 м2 кровли |
0,4216 |
Цвет согласовать с Заказчиком. Ширина листа номинальная 1180 мм; - Ширина листа полезная 1150 мм; - Длина листа 5,8 метров; - Высота профиля 8 мм; - Шаг волны 62,5 мм; Толщина листа 0,7 мм. Толщина защитного слоя полиэстер не менее 22 мкм; Доски обрезные хвойных пород (лиственница) длиной 6 м, шириной 150 мм, толщиной 25 мм, II сорт. |
РФ |
В пункте 23 раздела I аукционной документации "Общие условия аукциона" приведена инструкция по заполнению заявки.
В подпункте 2.1 указанной инструкции указано, в том числе, следующее: "Указываемые значения должны быть точными, конкретными, не сопровождаться словами "не более", "не менее", "не хуже", "или" и др. (за исключением случаев, когда производитель товара по данному показателю не использует конкретное значение).".
Таким образом, участник закупки ООО "МАССТРОЙ" не представил конкретное значение по показателю "Толщина защитного слоя полиэстер", сопроводив указанное значение словами "не менее", что противоречит положениям инструкции по заполнению заявок. Указание на то, что производитель товара по данному показателю не использует конкретное значение, в заявке ООО "МАССТРОЙ" отсутствует, доказательство указанного в материалы дела заявителем жалобы не представлено.
При изложенных обстоятельствах первая часть заявки ООО "МАССТРОЙ" на участие в электронном аукционе на оказание услуг по строительству объекта: "4-х квартирный жилой дом для молодых специалистов" в с. Бысыттах (изв. N 0316300092216000195) является не соответствующей требованиям аукционной документации. Первый довод жалобы ООО "МАССТРОЙ", указывающий на необоснованное отклонение заявки от участия в электронном аукционе, признается необоснованным.
2. Порядок подачи жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего установлен статьей 105 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 указанной статьи обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
Сроком окончания подачи на участие в электронном аукционе на оказание услуг по строительству объекта: "4-х квартирный жилой дом для молодых специалистов" в с. Бысыттах (изв. N 0316300092216000195) установлено 16 часов 25 минут 18.07.2016 г.
Между тем, из материалов дела следует, что жалоба ООО "МАССТРОЙ" поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 25.07.2016 г.
В связи с вышеизложенным, второй довод жалобы ООО "МАССТРОЙ", указывающий на неправомерные действия заказчика по установлению в аукционной документации показателей товаров, используемых при выполнении работ, несоответствующих действующим стандартам Российской Федерации, признается не подлежащим рассмотрению.
При изложенных обстоятельствах жалоба ООО "МАССТРОЙ" подлежит признанию необоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе установлен статьей 67 Закона о контрактной системе.
Из части 6 названной статьи следует, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0316300092216000195-1 от 19.07.2016 г. заявка участника закупки ООО "МАССТРОЙ" была отклонена по следующему основанию: "В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пункта 21 Требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в аукционе аукционной документации. Не указаны: конкретная ширина без гребня обшивки наружной и внутренней из древесины по позиции 6.6. технического задания- устройство карнизов; конкретная толщина листа по позиции 9.5 технического задания - устройство кровель из профилированного листа".
Между тем, из пояснений представителя уполномоченного органа следует, что участник закупки ООО "МАССТРОЙ" был отклонен от участия в электронном аукционе, в том числе, на основании непредставления конкретного показателя толщины защитного слоя полиэстер товара "профилированный лист" (позиция 9.5 технического задания аукционной документации). Указанное основание отклонения ООО "МАССТРОЙ" от участия в электронном аукционе не было включено в протокол рассмотрения первых частей заявок вследствие технической ошибки.
В связи с вышеизложенным аукционная комиссия уполномоченного органа признается нарушившей пункт 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Материалами дела установлено, что аукционная документация на оказание услуг по строительству объекта: "4-х квартирный жилой дом для молодых специалистов" в с. Бысыттах (изв. N 0316300092216000195) утверждена председателем уполномоченного органа МКУ "КИОиМЗ" Нюрбинского района РС(Я), согласована руководителем заказчика МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я).
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как установлено материалами дела, заказчиком/уполномоченным органом в пунктах 4.2, 10.6, 11.3 Технического задания аукционной документации на выполнение работ по капитальному строительству "Четырехквартирный жилой дом для молодых специалистов" с. Бысыттах Нюрбинского района РС(Я) указано следующее:
N п/п |
Наименование работ |
Ед. изм. |
Объем |
Характеристика применяемых материалов |
4.2 |
Антисептическая обработка деревянных конструкций составом "Пирилакс" при помощи аппарата аэрозольно-капельного распыления |
100 м2 |
2,01963 |
Защитно-декоративное покрытие для древесины "Акватекс" Экстра. |
10.6 |
Установка вентилей, задвижек, затворов, клапанов обратных, кранов проходных на трубопроводах из стальных труб диаметром до 25 мм |
1 шт. |
13 |
Краны шаровые фланцевые "Danfoss" JiP-FF с рукояткой, давлением 4,0 МПа (40 кгс/см2), диаметром 20 мм. |
11.3 |
Автомат одно-, двух-, трехполюсный, устанавливаемый на конструкции на полу, на ток до 25 А |
шт. |
10 |
Выключатели автоматические <IEK> ВА47-29 1Р 16А, характеристика С. |
Согласно данным из открытых реестров товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, размещенным на официальном сайте Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности" (www.fips.ru), словесные обозначения "Пирилакс", "Акватекс", Danfoss, IEK являются наименованиями товарных знаков. Правообладателем товарного знака "Пирилакс" является Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение НОРТ" (номер регистрации 457200), правообладателем товарного знака "Акватекс" является Закрытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие РОГНЕДА" (номер регистрации 300853), правообладателем товарного знака Danfoss является Данфосс А/С, Нордборг (DK) (номер регистрации 120570), правообладателем товарного знака IEK является Общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕРЭЛЕКТРОКОМПЛЕКТ" (номер регистрации 307206).
Доказательств того, что другого способа, кроме как указание товарных знаков, без сопровождения словами "или эквивалент", обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки не имеется заказчиком/уполномоченным органом в материалы дела не представлено.
В связи с вышеизложенным заказчик/уполномоченный орган признаются нарушившими пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Правила).
Согласно пункту 1 Правил требования энергетической эффективности подлежат применению в отношении товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случая их несовместимости при взаимодействии с товарами, используемыми государственным или муниципальным заказчиком.
Из пунктов 2, 3 Правил следует, что требования энергетической эффективности устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации в отношении следующих видов товаров:
- товары согласно приложению к Правилам (подпункт "а" пункта 3);
- товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, за исключением товаров, указанных в подпункте "а" пункта 7 Правил (подпункт "б" пункта 3);
- товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений (подпункт "в" пункта 3).
В соответствии с пунктом 4 Правил в случае если в ходе выполнения работ для государственных или муниципальных нужд в качестве материала используется товар, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.
Кроме того, Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.06.2010 года N 229 "О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений" утверждены требования энергетической эффективности в отношении товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений (далее также - Требования энергетической эффективности.
Согласно Требованиям энергетической эффективности соответствующие требования установлены в отношении:
- радиаторов отопления - наличие на подводящих теплоноситель трубах средств регулирования теплоотдачи радиаторов, таких как ручные регулирующие краны или термостатические краны.
- водоразборных смесителей и кранов для умывальников, рукомойников, моек, раковин, предназначенных для подачи холодной и/или горячей воды, поступающей из централизованных систем водоснабжения, используемых в местах общественного пользования в здании, строении, сооружении, - наличие функций автоматического прекращения подачи воды, таких как порционные контактные полуавтоматические смесители, краны с локтевым или педальным управлением, порционные бесконтактные полуавтоматические смесители и краны.
- входных дверей в здание - наличие дверного доводчика (за исключением карусельных входных дверей и иных входных дверей, конструкцией которых не предусмотрена возможность установки дверного доводчика).
- средства измерений, используемые для учета электрической энергии (мощности), должны иметь класс точности 0,5 и выше и обладать функцией учета электрической энергии, потребленной в различные установленные периоды времени внутри суток.
- при остеклении оконных блоков доля стеклопакетов, показатели сопротивления теплопередаче которых ниже, чем у стеклопакетов со стеклами с низкоэмиссионным твердым покрытием, при размещении государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных заказов на поставки стеклопакетов с суммарной площадью остекления более 200 квадратных метров в год не должна превышать 90 процентов от общего объема таких заказов (в натуральном выражении).
- доля осветительных приборов, отличных от светодиодов, при размещении государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных заказов на поставки осветительных приборов для зданий, магистральных дорог, магистральных улиц общегородского значения в объеме, превышающем 500 единиц в год, не должна превышать 95 процентов от общего объема таких заказов (в натуральном выражении).
Из аукционной документации следует, что предметом закупки является выполнение работ строительству жилого дома, при этом при строительстве дома предполагается, в том числе, выполнение таких работ с использованием товаров как установка металлических дверей (позиция 8.2 Технического задания), установка радиаторов чугунных (позиция 10.5 Технического задания), установка счетчиков учета электрической энергии (позиция 11.2 Технического задания).
На товары, используемые при выполнении вышеуказанных работ, распространяется действие нормативных правовых актов, устанавливающих требования энергетической эффективности, вместе с тем, в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе аукционная документация на оказание услуг по строительству объекта: "4-х квартирный жилой дом для молодых специалистов" в с. Бысыттах (изв. N 0316300092216000195) не содержит требований энергетической эффективности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.06.2010 года N 229 "О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из смысла вышеизложенной нормы следует, что в случае, если предметом закупки является выполнение работ/оказание услуг, осуществление которых требует наличия разрешительных документов, заказчику надлежит устанавливать соответствующее требование к специальной правоспособности участников закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная документация должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
В соответствии с Техническим заданием аукционной документации, предметом закупки является, в том числе, выполнение работ по антисептической обработке деревянных конструкций составом "Пирилакс" при помощи аппарата аэрозольно-капельного распыления (позиция 4.2).
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624.
В раздел III указанного перечня включены, помимо прочего, работы по защите строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов), в том числе работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования (пункт 12.12 Перечня)
Таким образом, поскольку работы, входящие в предмет контракта, на право заключить который проводится электронный аукцион, оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ, уполномоченному органу/заказчику, во исполнение положения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, надлежало установить в извещении о проведении электронного аукциона, а также в аукционной документации требование к участникам закупки о наличии свидетельств, выданных саморегулируемыми организациями о допуске к указанным работам, а также установить перечень видов работ, свидетельство о допуске к выполнению которых надлежит представить участникам закупки.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа/заказчика согласился с тем, что к участникам рассматриваемого электронного аукциона надлежало установить требования о предоставлении свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Между тем, материалами дела установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона, а также аукционной документации к участникам закупки не установлено требование о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к соответствующим видам работ.
На основании вышеизложенного, уполномоченный орган/заказчик признаются нарушившими положения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком, (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 (далее по тексту решения - Правила).
Пунктами 4 и 5 Правил установлено следующее.
За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В соответствии с пунктами 6, 7, 8 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
где:
Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Из материалов дела следует, что пунктами 14.2, 14.3 проекта муниципального контракта на оказание услуг по строительству объекта: "4-х квартирный жилой дом для молодых специалистов" в с. Бысыттах размер штрафов за ненадлежащее исполнение подрядчиком и заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, установлен в размере пяти и двух процентов от цены контракта соответственно.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 281 140,00 руб.
Между тем, на начальном этапе осуществления закупки, при размещении аукционной документации в единой информационной системе, заказчик/уполномоченный орган не обладают сведениями о том, насколько, в конечном итоге, будет снижена цена контракта победителем закупки и по какой цене будет заключен контракта по итогам закупки.
Помимо указанного, в проекте муниципального контракта на оказание услуг по строительству объекта: "4-х квартирный жилой дом для молодых специалистов" в с. Бысыттах отсутствует формула расчета пени, начисляемой за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по контракту.
Между тем, из смысла частей 4 и 5 статьи 34 Закона о контрактной системе следует, что в целях надлежащего исполнения требований законодательства о контрактной системе, в проект контракта надлежит включать условие о начислении пени за просрочку исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, в том числе формулу начисления такой пени, а также условие о начислении штрафов за ненадлежащее исполнение подрядчиком (поставщиком, исполнителем) и заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, в том числе размеры штрафов для каждого порогового значения начальной (максимальной) цены контракта, соответствующего начальной (максимальной) цене контракта по конкретной закупке.
В связи с вышеизложенным, уполномоченный орган/заказчик признаются нарушившими части 4 и 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "МАССТРОЙ" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа МКУ "КИОиМЗ" Нюрбинского района РС(Я), уполномоченного органа, заказчика МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по строительству объекта: "4-х квартирный жилой дом для молодых специалистов" в с. Бысыттах (изв. N 0316300092216000195) необоснованной, довод об обжаловании положений аукционной документации не подлежащим рассмотрению в связи с истечением сроков, установленных Законом о контрактной системе для обжалования положений аукционной документации.
2. Признать аукционную комиссию уполномоченного органа МКУ "КИОиМЗ" Нюрбинского района РС(Я) нарушившей пункт 2 части 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать уполномоченный орган МКУ "КИОиМЗ" Нюрбинского района РС(Я), заказчика МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я) нарушившими пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, части 4 и 5 статьи 34, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать аукционной комиссии уполномоченного органа МКУ "КИОиМЗ" Нюрбинского района РС(Я), уполномоченному органу, заказчику МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 1 августа 2016 г. N 06-635/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2016