изготовлено в полном объеме 28 июля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
заявитель индивидуальный предприниматель Дьяконов Гаврил Гаврильевич (далее - ИП Дьяконов Г.Г., заявитель) не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
от заказчика Администрации Муниципального образоваия "Таттинский наслег" Таттинского улуса Республики Саха (Якутия) (далее - АМО "Таттинский наслег" Таттинского улуса РС (Я), заказчик): не явились, представили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, а также письменные пояснения,
рассмотрев жалобу ИП Дьяконова Г.Г. на действия заказчика Администрауии муниципального образования "Таттинский наслег" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку металлических труб в количестве, в соответствии с техническим заданием (извещение N 0116300010816000037), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
18 июля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Дьяконова Г.Г. на действия заказчика Администрауии муниципального образования "Таттинский наслег" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку металлических труб в количестве, в соответствии с техническим заданием (извещение N 0116300010816000037).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 25 июля 2016 года в 11 часов 40 минут
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из жалобы ИП Дьяконова Г.Г. следует, что заявка в пункте 18 главы 2 "Техническая часть. Информационная карта" аукционной документации указано о том, что участниками закупки могут быть субъекты малого предпринимательства согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а в извещении опубликованном на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru данного требования не установлено.
Считает, что требования аукционной документации к участникам закупки установлены с нарушением Законодательства о контрактной системе, а именно в части разночтений в аукционной документации и извещении о проведении электронного аукциона.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что с доводом жалобы ИП Дьяконова Г.Г. согласны.
Нарушение вызвано невнимательностью сотрудника, ответственного за размещение закупки, в связи с чем, к данному сотруднику применены меры дисциплинарного взыскания.
Просят признать жалобу ИП Дьяконова Г.Г. обоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
30 июня 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещено извещение N 0116300010816000037 о проведении электронного аукциона на поставку металлических труб в количестве, в соответствии с техническим заданием, а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила 9 872 751,00 руб.
19 июля 2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок, о чем составлен протокол N 0116300010816000037-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило 2 (две) заявки с порядковыми номерами 1, 2. Единая комиссия приняла решение допустить всех участников закупки к участию в электронном аукционе;
22 июля 2016 года проведен электронный аукцион на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ", о чем составлен протокол N0116300010816000037-2.
Согласно указанному протоколу предложения участников о цене муниципального контракта выглядят следующим образом:
N п/п |
Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Тип цены |
Процент снижения |
Время поступления предложения |
Порядковый номер заявки |
1 |
8737384.52 |
понижение |
11.50 % |
22.07.2016 09:04:16 |
2 |
2 |
8786748.28 |
понижение |
11.00 % |
22.07.2016 09:03:20 |
1 |
27 июля 2016 года состоялась процедура подведения итогов электронного аукциона, о чем составлен соответствующий протокол N 0116300010816000037-3.
Согласно данному протоколу, аукционная комиссия приняла решение признать вторые части заявок участников закупки N1 (ИП Винокуров Н.Г.) и N2 (ООО "Росбаланс") соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) признала жалобу ИП Дьяконова Г.Г. обоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует действия заказчика в части не установления в извещении о проведении электронного аукциона требования к участникам закупки о том, что участниками электронного аукциона могут быть субъекты малого предпринимательства.
В соответствии с частью 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе императивно установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, в том числе путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно извещению об электронном аукционе N 0116300010816000037 от 30 июня 2016 года на поставку металлических труб в количестве, в соответствии с техническим заданием ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе не установлено.
Как следует из материалов дела, в пункте 18 главы 2 "Техническая часть. Информационная карта" аукционной документации установлено, что участниками электронного аукциона могут быть субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Также пункт 18 главы 2 "Техническая часть. Информационная карта" аукционной документации устанавливает, что участник электронного аукциона должен соответствовать следующим требованиям, в том числе требованиям установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" или статьей 2 Федерального закона от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Вместе с тем, Комиссией антимонопольного органа установлено, что в извещении об электронном аукционе N 0116300010816000037 от 30 июня 2016 года, опубликованном на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, преимущества, предоставляемые заказчиком субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с пунктом 1 частью 1статьи 30 Закона о контрактной системе не установлены.
Таким образом, заказчиком нарушено требование пункта 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Между тем, поскольку данное нарушение не повлияло на результаты осуществления закупки, не ограничило возможность участия в электронном аукционе, предписание об устранении допущенного нарушения не будет выдано.
В ходе проведения внеплановой проверки установлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик при осуществлении закупки устанавливает требование, согласно которому участник закупки не может являться офшорной компанией.
Пунктом 18 главы 2 "Техническая часть. Информационная карта" аукционной документации установлены следующие требования к участникам закупки:
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, являющегося объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- отсутствие между участником закупки и Заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель Заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы Заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Также подпункт 2 пункта 20 главы 2 "Техническая часть. Информационная карта" аукционной документации устанавливает, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе декларацию о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3,4,5,7,9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком не установлено единое требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Поскольку данное нарушение в части не установления требования, предусмотренного пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не повлияло на результаты осуществления закупки, не ограничило возможность участия в электронном аукционе, предписание об устранении допущенного нарушения не будет выдано.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Часть 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьдесят миллионов рублей.
Извещением об электронном аукционе, а также пунктом 13 главы 2 "Техническая часть. Информационная карта" аукционной документации установлена начальная (максимальная) цена контракта - 9 872 751,00 (девять миллионов восемьсот семьдесят две тысячи семьсот пятьдесят один) рубль.
Как установлено материалами дела, в извещении об электронном аукционе заказчиком установлено требование об обеспечении исполнения контракта в размере 493 637.55 рублей.
Также, согласно пункту 22 главы 2 "Техническая часть. Информационная карта" аукционной документации обеспечение исполнения контракта установлено заказчиком в размере 5 % начальной (максимальной) цены договора, что составляет 493 637,55 (четыреста девяноста три тысячи шестьсот тридцать семь) рублей 55 копеек.
Вместе с тем, в разделе "Обеспечение исполнения Контракта" проекта контракта заказчиком установлено, что поставщик перечисляет обеспечение исполнения Контракта на сумму 319 272,84 рубля в форме ___________ (безотзывной банковской гарантии, выданной банком или залога денежных средств).
Как следует из письменных пояснений заказчика, при составлении проекта контракта допущена техническая опечатка, правильный размер требуемого обеспечения контракта указан в извещении об электронном аукционе и аукционной документации - 493 637 рублей 55 копеек.
Таким образом в нарушение части 1 статьи 96 в проекте контракта не установлен размер обеспечения исполнения контракта, предусмотренный в соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пунктом 2 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее по тексту - Правила) размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими правилами.
Как установлено материалами дела, пункт 7.5. проекта контакта устанавливает следующее "за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, поставщик выплачивает Заказчику штраф в размере 10 процентов от цены контракта, что составляет ________(_____) рублей".
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Следовательно, в случае, если цена контракта превышает 3 миллиона рублей, заказчику при установлении размера штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом необходимо руководствоваться подпунктом "б" пункта 4 Правил.
Комиссией антимонопольного органа ранее было установлено, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 872 751.00 рубль
Также, согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0116300010816000037-2 от 22 июля 2016 года от участников закупки поступили следующие предложения о цене контракта: 8 737 384.52 рубля и 8 786 748.28 рублей.
Таким образом, заказчиком в нарушение части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе неправомерно завышен размер штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом.
Руководствуясь п. 1 ч 15 ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП Дьяконова Г.Г. на действия заказчика Администрации муниципального образования "Таттинский наслег" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку металлических труб в количестве, в соответствии с техническим заданием (извещение N 0116300010816000037) обоснованной.
2. Признать заказчика Администрацию муниципального образования "Таттинский наслег" Республики Саха (Якутия) нарушившей часть 6 статьи 34, пункт 5 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64, часть 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации муниципального образования "Таттинский наслег" Республики Саха (Якутия) предписание об устранениии допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: С.Н. Васильева
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 июля 2016 г. N 06-604/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2016