изготовлено в полном объеме 01 августа 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заместителя председателя Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее - ООО "Стройинвест", заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации городского поселения "Поселок Чульман" Нерюнгринского района (далее также - заказчик): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, а также письменные пояснения;
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика Администрации городского поселения "Поселок Чульман" Нерюнгринского района при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог городского поселения "Поселок Чульман" в 2016 году (извещение N 0116300037516000061), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
20 июля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия заказчика Администрации городского поселения "Поселок Чульман" Нерюнгринского района при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог городского поселения "Поселок Чульман" в 2016 году (извещение N 0116300037516000061).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 27 июля 2016 года в 12 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из содержания жалобы ООО "Стройинвест" следует, что заявителем обжалуются положения аукционной документации:
1) В аукционной документации заказчика условие о том, что участник не должен являться офшорной компанией в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе отсутствует;
2) 07.07.2016 г заказчик опубликовал ответ на запрос о разъяснении положений аукционной документации. В данном документе заказчик устанавливает требования к сведениям о функциональных характеристиках (потребительских свойствах).
Часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе гласит: "Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть". В данном случае заказчик нарушил норму данного федерального закона, поскольку не внес соответствующие изменения в аукционную документацию
3) Как следует из пункта 14.5 проекта контракта, действие контракта связано с моментом его подписания (начало действия контракта) и до полного исполнения сторонами своих обязательств (окончание действия контракта).
Таким образом, окончание срока действия контракта напрямую зависит от воли и действий сторон контракта, следовательно, заказчик не устанавливает конкретный срок действия контракта, в связи с чем невозможно представление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающий срок действия контракта не менее чем на один месяц, поскольку невозможно установить срок действия контракта, что является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
4) На основании части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно п. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Во исполнение указанного пункта Закона о контрактной системе Правительством РФ принято Постановление от 14 марта 2016 г. N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" действующее до 01.01.2017.
Согласно данному постановлению заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Следовательно, действия Заказчика, не установившего условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) нарушают пункт 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе
Просят признать жалобу обоснованной.
В письменном пояснении заказчика указано следующее:
1. Из первого довода жалобы заявителя не ясно, каким образом, заявитель установил нарушение пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком. Считают, что отсутствие требования о том, что участник не должен являться офшорной компанией не затрагивает интересы ООО "Стройинвест" в виде того, что данная организация зарегистрирована на территории Российской Федерации.
2. 07 июля 2016 года заказчиком было размещено приложение к аукционной документации. Никаких разъяснений положений аукционной документации заказчик не публиковал, поскольку запросов на разъяснения положений аукционной документации от участников закупки до окончания срока подачи заявок не поступало. Суть аукционной документации не изменена.
3. Пунктом 14.5 проекта контракта предусмотрено, что контракт вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств. Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за его надлежащие исполнение.
Обращают внимание на пункт 2.1 проекта контракта, согласно которому начало выполнения работ - с момента заключения контракта, окончание работ - 29 августа 2016 года.
4. ответственность сторон предусмотрена частью 8 проекта контракта. В пункте 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрена отсрочка уплаты неустоек (штрафов, пене), которые определи Правительством РФ, обязанность заказчика указывать в проекте контракта условия, предусмотренные указанной нормой, законодательством не установлена.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
06 июля 2016 года заказчиком на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" и на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0116300037516000061 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог городского поселения "Поселок Чульман" в 2016 году, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 26 558 355.58 руб.
21 июля 2016 года проведена процедура рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300037516000061-1.
Согласно указанному протоколу единственная заявка на участие в закупке признана соответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Стройинвест" частично обоснованной на основании следующего.
Довод в части не установления в аукционной документации требования к участникам закупки, предусмотренного пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, признан обоснованным на основании следующего.
В соответствии пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик при осуществлении закупки устанавливает, в том числе требование, согласно которому участник закупки не может являться офшорной компанией.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0116300037516000061 от 06 июля 2016 года заказчик установил единые требования к участникам в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в разделе 3 "Инструкция участникам электронного аукциона" аукционной документации требование к участникам закупки о соответствии пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком не установлено.
Таким образом, в нарушение части 5 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в аукционной документации не установлено единое требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Поскольку нарушение в части не установления в аукционной документации единого требования, предусмотренного пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не повлияло на результаты осуществления закупки, не ограничило возможность участия в электронном аукционе, предписание об устранении допущенного нарушения не будет выдано.
Довод в части опубликования разъяснения положений аукционной документации, изменяющей суть данной документации, подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
В соответствии части 3 статью 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из письменных пояснений заказчика следует, что запросов о даче разъяснений положений аукционной документации от участников электронного аукциона не поступало, размещенные сведения являются приложением к аукционной документации.
В целях объективного рассмотрения дела, Якутским УФАС России в адрес оператора электронной площадки был направлен запрос (исх. N 06/4072 от 28.07.2016 года) о предоставлении сведений, необходимых для рассмотрения дела.
Оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" в ответ на запрос в адрес Якутского УФАС России были направлены сведения, согласно которым запросов о даче разъяснений положений аукционной документации от участников закупки не поступало.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Стройинвест" действиями заказчика.
Таким образом, довод заявителя подлежит признанию необоснованным.
Довод в части не установления конкретного срока действия контракта, подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 14.5 проекта контракта установлено, что контракт вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Пункт 2.1 проекта контракта устанавливает срок исполнения обязательств подрядчика: "начало выполнения работ - с момента заключения контракта, окончание работ - 29 августа 2016 года".
Пунктом 4.7. проекта контракта установлен срок исполнения обязательств заказчика по оплате оказанных услуг, а именно установлен порядок оплаты: сумма контракта распределяется ежемесячно, согласно актам приемки выполненных работ, КС-2,КС-3, на основании предъявленных подрядчиком счетов, счетов-фактур, в течении10 (десяти) банковских дней.
Следовательно, период действия банковской гарантии, с учетом части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, должен быть установлен не позднее даты 08 октября 2016 года.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку довод жалобы в части не установления заказчиком в проекте контракта конкретного срока его действия предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участников закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Стройинвест" действиями заказчика.
Таким образом, довод заявителя подлежит признанию необоснованным.
Довод в части не установления в проекте контракта условия и порядок предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней), подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
Согласно части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановление Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее по тексту - Постановление) определены случаи и порядок предоставления заказчиками отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Вместе с тем, положения Закона о контрактной системе и Постановления не устанавливают обязанность государственных (муниципальных) заказчиков включать в документацию о закупке товаров (работ, услуг), проект государственного контракта положения об отсрочке уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Таким образом, довод заявителя подлежит признанию необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлены следующие нарушения.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Статья 190 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Согласно пункту 1.2 части 1 раздела 3 "Инструкция участникам электронного аукциона" аукционной документации, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Таким образом, заказчиком, в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в аукционной документации на участие в электронном аукционе не установлены конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Вместе с тем, согласно сведениям, поступившим от оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", запросов о даче разъяснений положений аукционной документации не поступало, в связи с чем данное нарушение в части не установления даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации, не повлияло на результаты осуществления закупки предписание об устранении допущенного нарушения не будет выдано.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Положениями части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 190 Гражданского Кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами, а также может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 5.3 проекта контракта заказчик обязан принимать объемы работ и давать письменные указания о приостановке и переделке работ.
Пунктом 6.8 проекта контракта установлено, что приемка в эксплуатацию законченного ремонтом объекта осуществляется оформлением акта приёмки формы КС-2, КС-3, счета-фактуры - для оплаты работ. При приёмке проверяется качество, объёмы и номенклатура выполненных работ.
Приемка результата выполненных работ осуществляется после выполнения подрядчиком всех обязательств, предусмотренных контрактом.
Указанные в пунктах 5.3 и 6.8 проекта контракта положения не позволяют однозначно определить срок осуществления заказчиком приемки выполненных работ.
Таким образом, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта срок приемки выполненных работ не установлен.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Как установлено материалами дела, в пункте 2.1.2 части 2 раздела 3 "Инструкция участникам электронного аукциона" аукционной документации установлено требование к правомочности участникам закупки заключать контракт.
Между тем, норма Закона о контрактной системе предусматривающая данное требованием (пункт 2 части 1 статьи 31) утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 04.06.2014 года N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, заказчиком в нарушение части 6 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в пункте 11 Информационной карты аукционной документации установлено незаконное требование к участникам закупки.
Поскольку данное нарушение в части установления требования к участникам закупки о наличии правомочности участника закупки заключать контракт, не повлияло на результаты осуществления закупки предписание об устранении допущенного нарушения не будет выдано.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика Администрации городского поселения "Поселок Чульман" Нерюнгринского района при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог городского поселения "Поселок Чульман" в 2016 году (извещение N 0116300037516000061) частично обоснованной, в части не установления в аукционной документации требования к участникам закупки, предусмотренного пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Признать заказчика Администрации городского поселения "Поселок Чульман" Нерюнгринского района нарушившим части 5, 6 статьи 31, часть 13 статьи 34, пункт 11 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации городского поселения "Поселок Чульман" Нерюнгринского района предписание об устранении допущенного нарушения.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: С.Н. Васильева
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 июля 2016 г. N 06-617/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2016