изготовлено в полном объеме 11августа 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. -начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Овичнниковой К.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "Стройинвест"(далее также -ООО "Стройинвест", Общество, заявитель):не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации муниципального района "Усть-Майский улус (район)"(далее также - Администрация МР "Усть-Майский улус (район)", заказчик): Слепцов А.Ю. (представитель по доверенности),
рассмотревжалобуООО "Стройинвест" на действия заказчика Администрации МР "Усть-Майский улус (район)"при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" здание районного архива в п.Усть-Мая Усть-Майского района (извещение N 0316300025516000033),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
01августа2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "Стройинвест" на действия заказчика Администрации МР "Усть-Майский улус (район)" при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" здание районного архива в п.Усть-Мая Усть-Майского района (извещение N 0316300025516000033).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 08августа 2016 года в 11 часов 00 минут.
До рассмотрения дела возражений от заинтересованных лиц не поступило.
В жалобе ООО "Стройинвест" заявлено следующее:
В аукционной документации отсутствует требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В пункте 4.1.43 проекта контракта установлено неправомерное требование о том, что подрядчик обязан использовать полученные от заказчика на расчетный счет денежные средства исключительно в целях исполнения обязательств по настоящему контракту. Данным требованием заказчик вмешивается в административно-хозяйственную деятельность подрядчика.
В аукционной документации не указано, по какой именно группе работ следует предоставить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
В проекте контракта указано:"17.1.4. Срок предоставленного Подрядчиком обеспечения исполнения Контракта должен превышать срок действия Контракта, указанного в пункте 23.12. настоящего Контракта, не менее чем на 1 (один) месяц". Следовательно, не установлен конкретный минимальный срок действия банковской гарантии.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
В ходе рассмотрения представительАдминистрации МР "Усть-Майский улус (район)"с жалобой не согласился и пояснил следующее.
Пунктом 19 Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии у них свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенным видам работ либо в качестве генерального подрядчика. При этом допускается привлечение генподрядчиком к исполнению государственного контракта субподрядчиков с лицензией на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Закон о контрактной системе не содержит положений, регулирующих отношения, соответствующие содержанию пункта 4.1.43 проекта контракта. Включение данного положения в проект контракта возможно в силу принципа свободы договора (п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" в пункте 19 раздела 1 информационной карты аукционной документации установлено требование о наличии опыта исполнения на выполнение аналогичных работ.
Установленные заказчиком условия обеспечения исполнения контракта соответствуют статье 96 Закона о контрактной системе.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
17июля 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки АО "ЕЭТП"размещены извещение N 0316300025516000033о проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" здание районного архива в п.Усть-Мая Усть-Майского района, а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила18 176 120,00руб.
04августа 2016 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0316300025516000033-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило 3 (три) заявки.Решением аукционной комиссии все участники закупки допущены к участию в электронном аукционе.
На момент рассмотрения жалобы по существу срок проведения электронного аукциона, а также рассмотрения вторых частей заявок не наступил.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобуООО "Стройинвест"частично обоснованнойна основании следующего.
Довод заявителяв отношении требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооруженийпризнан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ, определенные Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, 7 которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ Минрегиона РФ), по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее также - допуск СРО). Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В силу части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Пунктом 19 Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии у них допуска СРО по следующим видам работ:
6. Механизированное рыхление и разработка вечномерзлых грунтов
6.1. Опалубочные работы
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
12.11. Работы по теплоизоляции трубопроводов
15.2. Устройство и демонтаж системы отопления
15.4. Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха
15.5. Устройство системы электроснабжения
20.1. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 1 кВ включительно
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных
18.1. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия
18.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения,
или
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей.
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Из анализа положений проекта контракта следует, что подрядчик вправе привлечь кисполнению контракта субподрядчиков.
Следовательно, в соответствии с вышеуказанными положениями законодательства Российской Федерации, а также содержанием конкурсной документации подрядчик, с которым заключается контракт по результатам проведения конкурса, имеет право выполнять работы как лично, так и с привлечением субподрядных организаций.
Из описания объекта закупки следует, что в предмет закупки включено выполнение работ по установке, монтажу охранно-пожарной сигнализации.
В силу пункта 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также частная охранная деятельность, в которую входит, в том числе, осуществление работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, подлежат лицензированию.
При этом, наличие у участника допуска СРО с функцией генерального подрядчика "Жилищно-гражданское строительство" (пункт 33.3 Приказа Минрегиона РФ) исключает обязательное условие наличия у участника закупки вышеуказанных разрешительных документов, поскольку указанный допуск СРО позволяет подрядчику привлечь к выполнению работ, подлежащих лицензированию, субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
Таким образом, довод заявителя признан необоснованным.
Довод заявителя в отношении пункта 4.1.43 проекта контрактапризнан обоснованным в силу следующего.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Проектом контракта установлено следующее:"4.1.43. Подрядчик обязан использовать полученные от Заказчика на расчётный счёт денежные средства исключительно в целях исполнения обязательств по настоящему Контракту".
При этом из положений раздела 7 проекта контракта следует, что аванс не предусмотрен, оплата производится по факту выполненных работ и представления соответствующей документации.
Таким образом, требование, установленное в пункте 4.1.43. проекта контракта является излишним, что нарушает часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, довод заявителя признан обоснованным.
Довод заявителя в отношении отсутствия указанияпо какой именно группе работ следует предоставить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта признан необоснованным в силу следующего.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с приведенными нормами Закона о контрактной системе, а также ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"в пункте 19 Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупкиналичие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение аналогичных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. В составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе предоставляют копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Следовательно, требование, установленное в аукционной документации согласно Постановлению N 99 содержит указание о том, что участники закупки должны представить контракты по аналогичным работам.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Довод заявителя в отношении пункта 17.1.4 проекта контракта признан необоснованным в силу следующего.
Закон о контрактной системе не устанавливает правил, регулирующих срок действия контракта.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 425 Гражданского кодекса РФ контракт становится обязательным для сторон с момента его заключения и по общему правилу действует до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств, что в свою очередь отражено в статье 16 "Срок действия контракта" части IV проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В проекте контракта указано: "21.12. Настоящий Контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон со дня его подписания и действует до "30" июня 2017 г., а в части всех взаиморасчетов по Контракту до полного их завершения, в части исполнения гарантийных обязательств - до срока их истечения согласно разделу 13 настоящего Контракта".
Также впроекте контракта указано:"17.1.4. Срок предоставленного Подрядчиком обеспечения исполнения Контракта должен превышать срок действия Контракта, указанного в пункте 23.12. настоящего Контракта, не менее чем на 1 (один) меся".
"5.1. Срок начала выполнения работ по Контракту исчисляется с даты двустороннего подписания Контракта.
5.2. Срок окончания выполнения работ по Контракту устанавливается "30" июня 2017 года, с приемкой Объекта по акту приемки законченного строительством Объекта".
Таким образом, положения контракта не противоречат нормам действующего законодательства о контрактной системе, доводы Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно пункту 1 статьи 766 ГК РФ "Содержание государственного или муниципального контракта": Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
При этом согласно пункту 1 статьи 314 ГК РФ "Срок исполнения обязательства": Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения, либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Согласно основным положения о заключении договора, установленным пунктом 1 статьи 432 ГК РФ: Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.
Следовательно, условие о сроке оплаты работ, является существенным условием муниципального контракта
Между тем, в проекте контракта отсутствует срок окончательного расчета за выполненные работы по контракту, что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
При этом в ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что срок окончательного расчета за выполненные работы по контракту - три месяца со дня приемки работ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1.Признать жалобуООО "Стройинвест" на действия заказчика Администрации МР "Усть-Майский улус (район)" при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" здание районного архива в п.Усть-Мая Усть-Майского района (извещение N 0316300025516000033)частично обоснованной в части неправомерности 4.1.43 проекта контракта.
2. Признать заказчика Администрацию МР "Усть-Майский улус (район)" нарушившим часть 13 статьи 34, часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчикуАдминистрации МР "Усть-Майский улус (район)"предписание об устранении допущенных нарушений.
2.В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: Я.Д. Осипова
Члены комиссии: К.А. Овчинникова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 августа 2016 г. N 06-647/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2016