изготовлено в полном объеме 19августа2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д.-начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Овчинниковой К.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "Стройинвест"(далее также -ООО "Стройинвест", заявитель):не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации муниципального района "Усть-Алданскийулус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МО "Усть-Алданский район" РС(Я), заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представлено письменное пояснение,
рассмотревжалобуООО "Стройинвест"на действия заказчика Администрации МО "Усть-Алданский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги Борогон-Танда на км 40,0-км 42,5 (извещение N 0116300008416000070),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
09августа 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилажалобаООО "Стройинвест"на действия заказчика Администрации МО "Усть-Алданский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги Борогон-Танда на км 40,0-км 42,5 (извещение N 0116300008416000070).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 16августа 2016 года в 17 часов 30 минут.
В жалобе ООО "Стройинвест" заявлены следующие доводы:
1. В проекте контракта отсутствует информация о сроке оплаты выполненных работ, что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. В аукционной документации отсутствует требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99"Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Согласно письменным пояснениям Администрации МО "Усть-Алданский район" РС(Я) заказчик с доводами жалобы согласен.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
25июля 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ"размещены извещение N 0116300008416000070о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги Борогон-Танда на км 40,0-км 42,5, а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила31 580 000,01руб.
10августа 2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300008416000070-1.
Согласно указанному протоколу на участие в закупке поступилотри заявки с порядковыми номерами 1, 3,4. Все участники допущены к участию в электронном аукционе.
15августа 2016 года проведен электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0116300008416000070-2.Поступившие от участников электронного аукциона предложения о цене контракта выглядят следующим образом.
НОМЕР ЗАЯВКИ |
ДАТА И ВРЕМЯ ПОДАЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
ПРИЗНАК ЦЕНОВОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
ПРЕДЛОЖЕННАЯ ЦЕНА, РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ |
4 |
15.08.2016 09:45 |
Понижение |
31 422 100,01 |
На момент рассмотрения жалобы итоги закупки не подведены.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобуООО "Стройинвест"обоснованнойна основании следующего.
1.Довод заявителя в отношенииотсутствия в проекте контракта информации о сроке оплаты выполненных работ, признан обоснованным в силу следующего.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Из требований части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе следует, что Закон о контрактной системе основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации 9далее также - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закона у о контрактной системе.
Согласно пункту 1 статьи 766 ГК РФ "Содержание государственного или муниципального контракта": Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
При этом согласно пункту 1 статьи 314 ГК РФ "Срок исполнения обязательства": если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения, либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Согласно основным положения о заключении договора, установленным пунктом 1 статьи 432 ГК РФ: Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.
Следовательно, условие о сроке оплаты работ, является существенным условием контракта
Между тем, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует информация о сроках оплаты выполненных работ.
При этом в пункте 14 Информационной карты аукционной документации установлено, что оплата производится в течение 15 (пятнадцати) банковских дней со дня выполнения работ и подписания акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), с предъявлением подрядчиком муниципальному заказчику счета (счета-фактуры).Между тем, информация о сроке окончательного расчета за выполненные работы по контракту отсутствует.
2. Довод заявителя в отношенииотсутствия в аукционной документациитребования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" признан обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документовподтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление Правительства N 99) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (Приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99).
Согласно п. 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 в случае выполнения работ строительных, включенных в 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
В данном случае предметом закупки является капитальный ремонт автомобильной дороги, код ОКПД2 - 42.11.10.120, начальная (максимальная) цена контракта - 31 580 000,01 руб.
Следовательно, заказчик должен установить требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 99.
Между тем, в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системезаказчиком не установлены требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
1.Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации о таком аукционе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Следовательно, указание предмета запроса является обязательным требованием Закона N 44-ФЗ.
Материалами дела установлено, что 19 ноября 2015 года, 03 декабря 2015 года заказчиком в ответ на запросы размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru разъяснения положений аукционной документации.
Между тем, в нарушение требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в данных разъяснениях отсутствуют указания на предметы запроса.
2. Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Между тем, в нарушение требований пункта 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системеаукционная документация не содержитдату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, в а содержит отсылку на извещение, что не является надлежащим исполнением требований данной нормы.
3. Согласно пункту 4 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системедокументация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержатьдату окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона.
Между тем, в нарушение требований пункта4 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системеаукционная документация не содержитдату окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, в а содержит отсылку на извещение, что не является надлежащим исполнением требований данной нормы.
4. Согласно пункту 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.
Между тем, в нарушение требований пункта5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системеаукционная документация не содержитдату проведения такого аукциона, в а содержит отсылку на извещение, что не является надлежащим исполнением требований данной нормы.
5. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Между тем, в нарушение требований пункта11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системеаукционная документация не содержитдату проведения такого аукциона, а содержит отсылку на извещение, что не является надлежащим исполнением требований данной нормы, а содержит отсылку на извещение и порядок представления разъяснений, что не является надлежащим исполнением требований данной нормы.
6. Согласно части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что в качестве аукционной документации на официальном сайте размещен файл в электронной форме (doc) "Требование понаименовании вида работ СРО" содержащий перечень видов работ в соответствии с Перечнем.
Между тем, данный файл/переченьне может быть расценен как требование к участникам закупки о представлении во второй части заявки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
При этом из пояснений заказчика следует, что данное требование подлежит установлению.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 2 статьи 64 Закона о контрактной системезаказчиком не установлено требование к участникам закупки о представлении во второй части заявки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "Стройинвест" на действия заказчика Администрации МО "Усть-Алданский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги Борогон-Танда на км 40,0-км 42,5 (извещение N 0116300008416000070)обоснованной.
3. Признать заказчика Администрацию МО "Усть-Алданский район" РС(Я) нарушившимчасть 13 статьи 34, пункт 1 части 1 статьи 31,пункт 6 части 5 статьи 63, пункты 3, 4, 5 части 1, части 2, 3 статьи 64, часть 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику Администрации МО "Усть-Алданский район" РС(Я)предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Петухова
К.А. Овчинникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 августа 2016 г. N 06-667/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2016