изготовлено в полном объеме 24августа 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. -начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. -государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "Стройинвест"(далее также -ООО "Стройинвест", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от заказчика государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ "СГЗ РС(Я)", заказчик):Семенов А.Л., Иванова Г.В. (представители по доверенностям);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган): Игнатьева А.А., Попов С.А.(представители по доверенностям),
рассмотревжалобуООО "Стройинвест" на действияуполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я), заказчика ГКУ "СГЗ РС(Я)"при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Котельная "Центральная" с тепловыми сетями в с. КюсюрБулунского улуса (извещение N 0116200007916006578),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
12августа 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "Стройинвест" на действия уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я), заказчика ГКУ "СГЗ РС(Я)"при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Котельная "Центральная" с тепловыми сетями в с. КюсюрБулунскогоулуса (извещение N 0116200007916006578).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 19августа 2016 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы возражений от заинтересованных лиц не поступило.
В жалобеООО "Стройинвест"заявлены следующие доводы:
1.В аукционной документации указано, что срок выполнения работ, согласно пункту 4.2 проекта контракта, заканчивается 30.09.2017 г., оплата за выполненные работы производится в течение 20 рабочих дней после завершения строительства (пункт 6.4 проекта контракта), но при этом срок действия контракта оканчивается только 30.03.2018 (пункт 19.2 проекта контракта).
Установление сроков действия контракта, не соответствующих срокам исполнения обязательств по контракту, а именно, несоразмерное увеличение срока действия контракта по отношению к срокам выполнения обязательств по контракту с учетом обязательств по приемке и оплате работ неправомерно.
Указание завышенного срока действия контракта, влечет за собой дополнительные затраты на продление банковской гарантии, срок действия которой напрямую связан со сроком действия контракта, поскольку в п.3 статьи 96 указано, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
2. Статья 34 Закона о контрактной системе в числе прочего устанавливает:
"23.В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
24.Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства".
Начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемой закупки составляет более 100 миллионов рублей, но при этом в нарушение части 24 статьи 34 Закона N ФЗ-44 в проекте контракта не предусмотрена ответственность за непредставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
3. В Информационной карте аукционной документации не указано по какой именно группе работ следует предоставить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
В ходе рассмотрения дела представители ГКУ "СГЗ РС(Я" пояснили следующее:
1. В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона, п. 8 Информационной карты и п. 4.2 проекта контракта указан срок выполнения работ -30 сентября 2017 г.
В п. 19.2 проекта контракта указан срок действия контракта - до "30" марта 2018 года, а в части всех взаиморасчетов по контракту до полного их завершения, в части исполнения гарантийных обязательства - до срока их истечения. Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с подрядчиком в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, следовательно, срок действия контракта, указанный в п. 19.2, предусмотрен с учетом выполнения подрядчиком работ по контракту, включая устранение выявленных дефектов, проведение в соответствии с Законом N 44-ФЗ экспертизы результатов выполненной работы, выполнения гарантийных обязательств, предоставления исполнительно-технической документации, подготовку и передачу комплекта исполнительной документации после окончания работ в Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - УГСиЖН РС (Я)), получения заключения; взаимодействие заказчика с подрядчиком при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона N 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения подрядчиком или заказчиком условий контракта.
2. Согласно положений ст. 34 Закона N 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 775, учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении настоящей закупки превышает 100 млн.рублей, в п.п. 3.1.68, 3.1.69 проекта государственного контракта предусмотрена обязанность подрядчика предоставить в течение 10 (десяти) дней с момента заключения контракта информацию о всех привлеченных субподрядчиках, цена договора или общая цена договоров, заключенных с Подрядчиком, составляет более чем 10 (десять) процентов цены основного государственного контракта.
В п. 3.1.69 указана ответственность за непредоставлениезаказчику указанной информации (информация об этом размещается в единой информационной системе). Также, в разделе 15 "Ответственность сторон" проекта государственного контракта, предусмотрена ответственность подрядчика за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом в виде пени в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Следовательно, все требования, предусмотренные действующим законодательством РФ, Заказчиком соблюдены.
3. В п. 29 извещения о проведении электронного аукциона установлено, что к участникам предъявляются единые требования, установленные в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ и дополнительные требования в соответствии с ч.ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, где указано:
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 г. к участникам закупки предъявляются дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение аналогичных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе предоставляют копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе
Таким образом, заказчик предъявляя дополнительные требования указал, что необходимо наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе строительных работ, на выполнение которых заключается контракт, т.е. работы, аналогичные предмету контракта - выполнение строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства: "Котельная "Центральная" с тепловыми сетями в с.КюсюрБулунского улуса".
В ходе рассмотрения дела представители Госкомзакупок РС(Я) изложили позицию, аналогичную позиции представителей заказчика.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
29июля 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" размещены извещение N 0116200007916006578о проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Котельная "Центральная" с тепловыми сетями в с. КюсюрБулунского улуса, а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила149 955 588,14 руб.
Согласно протоколу N 0116200007916006578-1 от 18августа 2016 на участие в электронном аукционе поступила одна заявка, признанная соответствующей требованиям аукционной документации. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобуООО "Стройинвест"частично обоснованнойна основании следующего.
1. Довод заявителя в части неправомерного срока действия контракта признан необоснованным в силу следующего.
В силу пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе информация о срокахзавершения работ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системедокументация об электронном аукционе должна содержать информацию, которая указывается в извещении о проведении такого аукциона.
В силу пункта 4.2 проекта контракта срок выполнения работ заканчивается 30.09.2017 г.
Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 19.2 проекта контрактасрок действия контракта - 30.03.2018 г.
По мнению заявителя, срок действия контракта является неправомерным, поскольку намного превышает срок выполнения работ и влечет необходимость продления банковской гарантии.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с подрядчиком в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, следовательно, срок действия контракта, указанный в п. 19.2, предусмотрен с учетом выполнения подрядчиком работ по контракту, включая устранение выявленных дефектов, проведение в соответствии с Законом N 44-ФЗ экспертизы результатов выполненной работы, выполнения гарантийных обязательств, предоставления исполнительно-технической документации, подготовку и передачу комплекта исполнительной документации после окончания работ в Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - УГСиЖН РС (Я)), получения заключения; взаимодействие заказчика с подрядчиком при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона N 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения подрядчиком или заказчиком условий контракта.
Проанализировав положения проекта контракта, а также пояснения представителей заказчика Комиссия пришла к выводу о необоснованности довода заявителя.
Любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании, на что указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, согласно которой участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, заявителем не приведены доказательства, подтверждающие обоснованность данного довода.
2. Довод заявителя в части отсутствия в проекте контракта условийответственности, установленной частью 24 статьи 34Закона о контрактной системе, признан обоснованным в силу следующего.
В силу части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд размер начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого вконтракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта составляет 100 млн. рублей.
В силу части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
В данном случае начальная (максимальная) цена контракта составила 149 955 588,14 руб.
Между тем, в нарушение части 24 статьи 34 Закона о контрактной системев проекте контракта не указана, предусмотренная частью 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, ответственность подрядчика за непредставление указанной информации путем взыскания с Подрядчика пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного с соисполнителем, субподрядчиком всоответствии с настоящей частью.
Указаниепредставителей заказчика и уполномоченного органа на раздел 15 проекта контракта, предусматривающий ответственность подрядчика не принимается Комиссией во внимание в связи с тем, что частью 24 статьи 34 Закона о контрактной системе прямо предусмотрен иной конкретный размер ответственности подрядчика.
При этом согласно подп. 2 п. 5.2 Порядка взаимодействия Уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27.12.2013 N 2425, заказчик разрабатывает и утверждает проект государственного контракта (договора).
3. Довод заявителя в отношении отсутствия указания, по какой именно группе работ следует предоставить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта признан необоснованным в силу следующего.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с приведенными нормами Закона о контрактной системе, а также ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"в пункте 31 Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупкиналичие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение аналогичных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. В составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе предоставляют копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Следовательно, требование, установленное в аукционной документации согласно Постановлению N 99 содержит указание о том, что участники закупки должны представить контракты по аналогичным работам, учитывая тот факт, что предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Котельная "Центральная" с тепловыми сетями в с. КюсюрБулунского улуса.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1.Признать жалобуООО "Стройинвест" на действия уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я), заказчика ГКУ "СГЗ РС(Я)" при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Котельная "Центральная" с тепловыми сетями в с. КюсюрБулунскогоулуса (извещение N 0116200007916006578)частично обоснованной в части отсутствия в проекте контракта условий ответственности, установленной частью 24 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать заказчика ГКУ "СГЗ РС(Я)" нарушившим часть 24 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику ГКУ "СГЗ РС(Я)" предписание об устранении допущенного нарушения.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Петухова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 августа 2016 г. N 06-692/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2016