изготовлено в полном объеме 25августа2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д.-начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителязакрытого акционерного общества "Дороги Саха"(далее также -ЗАО "Дороги Саха", Общество, заявитель):Филлипов А.А., Козина Е.В., Филлипов В.А (представители по доверенностям);
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ "Управтодор РС(Я)", заказчик):Кузьмин А.А., Дьячковский С.В. (представители по доверенностям);
от аукционной комиссии, уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): Игнатьева А.А.(представитель по доверенности),
рассмотревжалобуЗАО "Дороги Саха" на действияаукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я)при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: Строительство автомобильной дороги Нижний Бестях - Амга - Усть-Мая - Эльдикан - Югоренок (а/д "Амга"), км303- км 323 (извещение N 0116200007916006075),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
15августа2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаЗАО "Дороги Саха" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: Строительство автомобильной дороги Нижний Бестях - Амга - Усть-Мая - Эльдикан - Югоренок (а/д "Амга"), км303- км 323 (извещение N 0116200007916006075).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 22августа 2016 года в 16 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы возражений от заинтересованных лиц не поступило.
В ходе рассмотрения дела представителиЗАО "Дороги Саха"пояснили следующее:
Обществу отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине несоответствия предлагаемых характеристик используемых при выполнении работ материалов требованиям аукционной документации. Считают решение аукционной комиссии неправомерным, поскольку, предлагаемые ЗАО "Дороги Саха"характеристики соответствуют требованиям аукционной документации, более того, превосходят их, и соответствуют требованиям ГОСТ.
В ходе рассмотрения дела представительГоскомзакупок РС(Я)пояснила следующее:
В Описании объекта закупки аукционной документации содержится таблица "Требования к основным используемым товарам (материалам)", в которой, в том числе установлены требования к значениям показателей, которые не подлежат изменению, и участникам закупки необходимо представить сведения точно соответствующие данным требованиям:
Анализ заявки участника закупки с порядковым номером 2 показал, что по позиции 16 "ПГС С7": наименование показателя "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы, не более % по массе" в столбце "Значения показателя, которое не может изменяться", в котором установлено "35" им предложен "20"; по позиции 17 "ПГС С2 ": наименование показателя "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы, не более % по массе" в столбце "Значение показателя, которое не может изменяться", в котором установлено "35" им предложен "20"; по позиции 18 "Щебень": наименование показателя "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы, не более % по массе" в столбце "Значение показателя, которое не может изменяться", в котором установлено "35" им предложен "15" 4 наименование показателя "Содержание зерен слабых пород в щебне, % не более по массе" в столбце "Значение показателя, которое не может изменяться", в котором установлено "10" им предложен "4", изменив, таким образом, значение показателя, которое не подлежит изменению.
При этом показатели товара с улучшенными характеристиками допускаются только на стадии исполнения контракта по согласованию заказчика с поставщиком.
Просит признать жалобу необоснованной
В ходе рассмотрения представители заказчика пояснили следующее:
Показатели по позициям 16, 17, 18 Описания объекта закупки аукционной документации установленызаказчиком в рамках диапазонов ГОСТ25607-2009 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия", ГОСТ8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия". При этом предложение ЗАО "Дороги Саха" подпадает под показатели данных ГОСТов и превосходит показатели, установленные аукционной документацией.
Просят признать жалобу обоснованной
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
20июля 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" размещены извещение N 0116200007916006075о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: Строительство автомобильной дороги Нижний Бестях - Амга - Усть-Мая - Эльдикан - Югоренок (а/д "Амга"), км303- км 323, а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила573 933 802 ,57руб.
09августа 2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007916006075-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило2 (две) заявки с порядковыми номерами 2 (ЗАО "Дороги Саха), 3.
Аукционная комиссия допустила участника с порядковым номером заявки 3 к участию в электронном аукционе и отказала участнику с порядковым номером заявки 2 (ЗАО "Дороги Саха). Электронный аукцион признан несостоявшимся.
12 августа 2016 года проведена процедурарассмотрения единственной заявки, о чем составлен протокол N 0116200007916006075-3.
Согласно указанному протоколу вторая часть заявки участника с порядковым номером заявки 3 признана соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобуЗАО "Дороги Саха"необоснованнойна основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует отказ в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционеN 0116200007916006075-1 от 09августа 2016 годаЗАО "Дороги Саха" отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании следующего.
"Не допустить на основании пункта 2 части 4 статьи67"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установленной документацией об ЭА: с несоответствиеминформации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 3 части3 статьи66Закона о контрактной системы, а именно:в сведениях Участника в первой части заявки, представлены характеристики предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров несоответствующие характеристикам, установленным частью 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе:
- по позиции N16 "ПГС С7" - Частью 2 "Описание объекта закупки" в требованиях к основным используемым товарам в столбце "Значение показателя которое не может изменятся" установлено требование: "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы - "35" участником предложено: "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы, по массе - 20";
- по позиции N17 "ПГС С2" - Частью 2 "Описание объекта закупки" в требованиях к основным используемым товарам в столбце "Значение показателя которое не может изменятся" установлено требование: "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы - "35" участником предложено: "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы, по массе - 20";
- по позиции N18 "Щебень" - Частью 2 "Описание объекта закупки" в требованиях к основным используемым товарам в столбце "Значение показателя которое не может изменятся" установлено требование: "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы - "35" участником предложено: "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы, по массе - 15", а также "Содержание пылевидных и глинистых частиц по массе - 10" участником предложено: Содержание зерен слабых пород в щебне, % по массе - 4")".
В силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Описание объекта закупки содержит следующие, в том числе следующие требования к материалам, применяемым при выполнении работ:
Nпп |
Наименование материала |
Наименование показателя |
Минимальное значение показателя |
Максимальное значение показателя |
Значения показателя которое не может изменяться |
Наименование нормативного документа |
16 |
ПГС С7 |
Марка щебня по дробимости для изверженных пород, не ниже |
|
|
800 |
ГОСТ 25607-2009. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия |
Марка по истираемости, не менее |
|
|
И4 |
|||
Марка по морозостойкости, не менее |
|
|
F50 |
|||
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы, не более % по массе |
|
|
35 |
|||
17 |
ПГС С2 |
Марка щебня по дробимости для изверженных пород, не ниже |
|
|
800 |
ГОСТ 25607-2009. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия |
Марка по истираемости, не менее |
|
|
И4 |
|||
Марка по морозостойкости, не менее |
|
|
F50 |
|||
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы, не более % по массе |
|
|
35 |
|||
18 |
Щебень |
Марка прочности по дробимости |
|
|
800 |
ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия |
Размер фракции, мм |
|
|
10-20 |
|||
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы, не более % по массе |
|
|
35 |
|||
Содержание пылевидных и глинистых частиц , не более % по массе |
|
|
1 |
|||
Содержание зерен слабых пород в щебне, не более % по массе |
|
|
10 |
|||
Морозостойкость, не менее |
|
|
F50 |
В заявке ЗАО "Дороги Саха" указано, в том числе следующее:
N пп |
Наименование материала |
Наименование показателя |
Значения показателей, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе |
Наименование нормативного документа |
16 |
ПГС С7 |
Марка щебня по дробимости для изверженных пород, не ниже |
800 |
ГОСТ 25607-2009. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия |
Марка по истираемости, не менее |
И4 |
|||
Марка по морозостойкости, не менее |
F50 |
|||
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы, не более % по массе |
20 |
|||
17 |
ПГС С2 |
Марка щебня по дробимости для изверженных пород, не ниже |
800 |
ГОСТ 25607-2009. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия |
Марка по истираемости, не менее |
И4 |
|||
Марка по морозостойкости, не менее |
F50 |
|||
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы, не более % по массе |
20 |
|||
18 |
Щебень |
Марка прочности по дробимости |
800 |
ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия |
Размер фракции, мм |
10-20 |
|||
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы, не более % по массе |
15 |
|||
Содержание пылевидных и глинистых частиц , не более % по массе |
1 |
|||
Содержание зерен слабых пород в щебне, не более % по массе |
4 |
|||
Морозостойкость, не менее |
F50 |
Следовательно, по позиции 16 "ПГС С7": наименование показателя "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы, не более % по массе" в столбце "Значения показателя, которое не может изменяться", в котором установлено "35" ЗАО "Дороги Саха" предложен "20"; по позиции 17 "ПГС С2": наименование показателя "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы, не более % по массе" в столбце "Значение показателя, которое не может изменяться", в котором установлено "35" ЗАО "Дороги Саха" предложен "20"; по позиции 18 "Щебень": наименование показателя "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы, не более % по массе" в столбце "Значение показателя, которое не может изменяться", в котором установлено "35" ЗАО "Дороги Саха" предложен "15" 4 наименование показателя "Содержание зерен слабых пород в щебне, % не более по массе" в столбце "Значение показателя, которое не может изменяться", в котором установлено "10" ЗАО "Дороги Саха" предложен "4".
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона илиоб отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, аукционная комиссия правомерно отказала ЗАО "Дороги Саха" в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку предлагаемые Обществом показатели используемых при выполнении работ не соответствуют требованиям, установленным в аукционной документации.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как указано выше, в Описании объекта закупки аукционной документации по позициям16 "ПГС С7", 17 "ПГС С2"понаименованию показателя "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы, не более % по массе" установлен показатель, который не может изменяться: 35.
Как пояснили представители ГКУ "Управтодор РС(Я)", при составлении описания объекта закупки данных позиций заказчик руководствовался ГОСТ 25607-2009 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия".
При этом в пункте 3.2.7 ГОСТ 25607-2009 указано, что щебень и гравий, входящие в состав смесей, должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267 по прочности, истираемости, морозостойкости, содержанию дробленых зерен в щебне из гравия, устойчивости структуры против железистого и силикатного распадов.Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне и гравии не должно превышать 35%.
Следовательно, ГОСТ 25607-2009 предусматривает содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне и гравии не более 35%, а не конкретное значение 35%.
Как указано выше, в Описании объекта закупки аукционной документации по позиции 18 "Щебень" понаименованию показателя "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) формы, не более % по массе" установлен показатель, который не может изменяться: 35, понаименованию показателя "Содержание зерен слабых пород в щебне, % не более по массе" установлен показатель, который не может изменяться: 10.
Как пояснили представители ГКУ "Управтодор РС(Я)", при составлении описания объекта закупки данных позиций заказчик руководствовался ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия".
При этом в пункте 4.3.2 ГОСТ 8267-93в отношениисодержания зерен пластинчатой (лещадной) формы в щебне установлено следующее:
"Форму зерен щебня и гравия характеризуют содержанием зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы.
Щебень в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы подразделяют на пять групп, которые должны соответствовать указанным в таблице 2.
Таблица 2
Группа щебня |
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе |
|
1 |
|
10 включ. |
2 |
|
Св. 10 до 15 включ. |
3 |
|
" 15 " 25 " |
4 |
|
Св. 25 до 35 включ. |
5 |
|
" 35 " 50 " |
Примечание - По согласованию изготовителя с потребителем допускается выпуск щебня из изверженных горных пород, содержащего св. 50%, но не более 65% зерен пластинчатой (лещадной ) и игловатой формы. |
Следовательно, ГОСТ 8267-93 предусматривает различное содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне согласно приведенной таблице, а не конкретное значение 35%.
При этом в пункте 4.5ГОСТ 8267-93 в отношениисодержаниязерен слабых пород в щебне установлено следующее:
"Содержание зерен слабых пород в щебне и гравии в зависимости от вида горной породы и марки по дробимостине должно быть более указанного в таблице 7.
Таблица 7
|
|
|
Вид породы и марка по дробимости щебня и гравия |
Содержание зерен слабых пород, % по массе |
|
Щебень из изверженных, метаморфических и осадочных горных пород марок:
|
|
|
1400; 1200; 1000
|
5 |
|
800; 600; 400
|
10 |
|
|
15 |
|
Щебень из гравия и валунов и гравий марок:
|
|
|
1000; 800; 600
|
10 |
|
400 |
15 |
|
Следовательно, учитывая, что заказчику необходим щебень марки прочности по дробимости 800, то ГОСТ 8267-93предусматривает содержаниезерен слабых пород в щебне не более 10%, а не конкретное значение 10%.
Согласно подп. 2 п. 5.2 Порядка взаимодействия Уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27.12.2013 N 2425, заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки к документации о закупке.
Таким образом, некорректно установив вышеуказанные требования к показателям применяемых при выполнении работ материалов, заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 2 части 1, часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, что в свою очередь, повлекло отказ в допуске к участию в электронном аукционе ЗАО "Дороги Саха". С данным выводом представители заказчика согласны.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1.Признать жалобуЗАО "Дороги Саха" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: Строительство автомобильной дороги Нижний Бестях - Амга - Усть-Мая - Эльдикан - Югоренок (а/д "Амга"), км303- км 323 (извещение N 0116200007916006075)необоснованной.
2. Признать заказчика ГКУ "Управтодор РС(Я)" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 2 части 1, часть 2 статьи 33Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать аукционной комиссии уполномоченного органаГоскомзакупок РС(Я) предписание об устранении допущенного нарушения.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 22 августа 2016 г. N 06-696/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2016