изготовлено в полном объеме 26августа 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д.-начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Овчинниковой К.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "НФО плюс"(далее также -ООО "НФО плюс", заявитель):не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N1 "Сказка"(далее также - МБДОУ "ДС N1 "Сказка", заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Муниципального казенного учреждения "Управление образования" муниципального образования "Кобяйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее также - МКУ "Управление образования" МО "Кобяйский улус (район)", уполномоченный орган): представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, пояснение,
рассмотревжалобуООО "НФО плюс"на действия заказчика МБДОУ "ДС N1 "Сказка"уполномоченного органа МКУ "Управление образования" МО "Кобяйский улус (район)" при проведении электронного аукциона на замену проемов основного здания детского сада (извещение N 0316300027616000011),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
16августа 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилажалобаООО "НФО плюс" на действия заказчика МБДОУ "ДС N1 "Сказка" уполномоченного органа МКУ "Управление образования" МО "Кобяйский улус (район)" при проведении электронного аукциона на замену проемов основного здания детского сада (извещение N 0316300027616000011).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 23августа 2016 года в 10 часов 30 минут.
В жалобе ООО "НФО плюс" заявленоследующее:
В Описании объекта закупкиаукционной документации установлено, в том числе следующее требование к оконным блокам: коробка и створка: толщина 70 мм, число камер - 7.
Считают данное требование необъективным, поскольку на территории Российской Федерации не производятся профильные системы толщиной коробки и створки 70 мм при одновременном наличии в коробке и створке 7 камер в каждой.
В пояснении МКУ "Управление образования" МО "Кобяйский улус (район)" указано следующее:
В Описании объекта закупки аукционной документации допущена опечатка, обжалуемое заявителем требование необходимо читать в следующей редакции: коробка и створка: толщина 70 мм, число камер - 6.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
08августа 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ"размещены извещение N 0316300027616000011о проведении электронного аукциона на замену проемов основного здания детского сада, а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила1 850 000,00 руб.
Согласно протоколу N 0316300027616000011-1 от 17августа 2016 года единственная поступившая заявка признана соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобуООО "НФО плюс"обоснованнойна основании следующего.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе..
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Описании объекта закупки аукционной документации установлены следующие требования:
Условия комплектации материалами и оборудованием |
Оконные блоки изготовленные из жесткого поливинолохлоридного профиля. Светопрозрачная часть - стеклопакеты с алюминиевыми рамками, стеклопакеты 40мм с ТОП покрытием и Аргоном энергосберегающие с ПВХ - рамками. Отношение площади остекления к общей площади оконного блока Fсв/Fо=0,65 коробка и створка: толщина 70 мм, число камер - 7. |
Из пояснений уполномоченного органа следует, что указанное количество камер "7" является опечаткой, надлежащее количество камер - "6".
Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом нарушены пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
1. Согласно части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В пункте 21 Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ по строительству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
33. Работы по организации строительства, реконструкции и ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании контракта юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) стоимостью не менее цены контракта.
33.3 Жилищно-гражданское строительство
Проанализировав перечень выполняемых по контракту работ, Комиссия пришла к выводу о том, в предмете контракта не присутствуют работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительствав соответствии с Приказом N 624. Данный вывод также подтверждается пояснениями уполномоченного органа.
Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом установлено излишнее требование к участникам закупки, что нарушаетпункт 1 части 1 статьи 31, часть 2 статьи 64, пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Между тем, в нарушение требований пункта 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация не содержит дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, в а содержит отсылку на извещение, что не является надлежащим исполнением требований данной нормы.
3. Согласно пункту 4 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона.
Между тем, в нарушение требований пункта 4 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация не содержит дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, в а содержит отсылку на извещение, что не является надлежащим исполнением требований данной нормы.
4. Согласно пункту 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.
Между тем, в нарушение требований пункта 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация не содержит дату проведения такого аукциона, в а содержит отсылку на извещение, что не является надлежащим исполнением требований данной нормы.
5. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Между тем, в нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация не содержит конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
6. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с требованиями пункта 10 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в аукционной документации устанавливается единое требование о том, что участник закупки не является оффшорной компанией.
Между тем, в нарушение части 3 статьи 64 и пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе аукционная документация не содержит требования о том, что участник закупки не должен являться оффшорной компанией.
7. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В аукционной документации установлены требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе противоречащие положениям указанной нормы Закона N 44-ФЗ в действующей редакции, а именно ошибочно истребуется наименование места происхождения товара или наименование производителя вместо наименования страны происхождения товара.
Таким образом, аукционная документация содержит неправомерное требование об указании в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе наименования места происхождения товара или наименования производителя товара, поскольку указанное требование не предусмотрено Законом о контрактной системе (начиная с редакции от 31.12.2014 года), что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64Закона о контрактной системе.
8. В соответствии с частью 1 статьи 64 и пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, аукционная документация должна содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Между тем, в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, в разделе 2 аукционной документации установлено такое требование к участникам аукциона как правомочность, которое не предусмотрено частями 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
9. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - также Правила).
Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной вПравилах.
Между тем, установленная в разделе 6 "Ответственность. Риски" проекта контракта ответственность сторон не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, Правил, что нарушает часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
10. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
То есть, учитывая невозможность изменения изначальных условий при заключении и исполнении контракта, проект контракта должен в полном объеме содержать условия, соответствующие статье 34 Закона о контрактной системе, в том числе в части оплаты выполненных работ. При этом данное условие должно быть конкретным и соответствующим принципам открытости и прозрачности.
Согласно пункту 1 статьи 766 ГК РФ "Содержание государственного или муниципального контракта": Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
При этом согласно пункту 1 статьи 314 ГК РФ "Срок исполнения обязательства": если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения, либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Согласно основным положения о заключении договора, установленным пунктом 1 статьи 432 ГК РФ: Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.
Следовательно, условие о сроке оплаты работ, является существенным условием контракта
В пункте 4.2. проекта контракта установлено следующее: "4.2. Оплата по настоящему контракту производится по факту выполненных работ, в порядке, предусмотренном настоящим контрактом, на основании актов формы КС-2 (акт приема - передачи выполненных работ), формы КС-3 (справка о стоимости выполненных работ), акта рабочей комиссии и предоставленных Подрядчиком счетов-фактур, не позднее 15 рабочих дней с момента фактического окончания работ при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика в срок. Оплата производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, в соответствии с утвержденным кассовым планом".
При этом кассовый план на официальном сайте не опубликован, следовательно, срок оплаты участникам закупки неизвестен.
Таким образом, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует информация о сроках оплаты выполненных работ.
11.В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
То есть, учитывая невозможность изменения изначальных условий при заключении и исполнении контракта, проект контракта должен в полном объеме содержать условия, соответствующие статье 34 Закона о контрактной системе, в том числе в части приемки выполненных работ. При этом данное условие должно быть конкретным и соответствующим принципам открытости и прозрачности.
Между тем в нарушение части 13 статьи 34Закона о контрактной системе проект контракта не содержит информацию о сроках приемки выполненной работы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "НФО плюс" на действия заказчика МБДОУ "ДС N1 "Сказка" уполномоченного органа МКУ "Управление образования" МО "Кобяйский улус (район)" при проведении электронного аукциона на замену проемов основного здания детского сада (извещение N 0316300027616000011)обоснованной.
3. Признать заказчика МБДОУ "ДС N1 "Сказка", уполномоченный органМКУ "Управление образования" МО "Кобяйский улус (район)"нарушившимипункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 2 части 5 статьи 66, пункты 1, 2, 3, 4, 5, 11 части 1, части 2, 3 статьи 64, пункты 1, 10 части 1, часть 6 статьи 31, части 4, 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику МБДОУ "ДС N1 "Сказка", уполномоченному органу МКУ "Управление образования" МО "Кобяйский улус (район)", аукционной комиссии уполномоченного органа МКУ "Управление образования" МО "Кобяйский улус (район)" предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Петухова
К.А. Овчинникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 августа 2016 г. N 06-706/16n
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2016