Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д.-начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. -государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "Новые экологические технологии"(далее-ООО "НЭТ", Общество, заявитель):Строева К.И., Дениско В.С. (представители по доверенностям);
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха(Якутия) "Якутская городская больница N2"(далее- ГБУ РС(Я) "ЯГБ N2", заказчик):Романова С.П. (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган): Сметанина Л.В.(представитель по доверенности),
рассмотревжалобуООО "НЭТ" на действияуполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я), заказчика ГБУ РС(Я) "ЯГБ N2"при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу бытовых отходов (сухой мусор) (извещение N 0116200007916006747),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе, Закона N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
18августа2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "НЭТ" на действия уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я), заказчика ГБУ РС(Я) "ЯГБ N2"при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу бытовых отходов (сухой мусор) (извещение N 0116200007916006747).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
В целях объективного и всестороннего рассмотрения делаантимонопольным органом в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) направлен запрос о даче экспертной оценки.
До рассмотрения жалобы возражений от заинтересованных лиц не поступило.
В ходе рассмотрения дела представители ООО "НЭТ" изложили доводы отличные от заявленных в жалобе:
В аукционной документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности или деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, поскольку ГБУ РС(Я) "ЯГБ N2" является медицинской организацией, а все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности медицинских организаций, относятся к медицинским отходам. При этом законодательством Российской Федерации требования по получению вышеуказанных лицензий на медицинские отходыне установлены.
В подтверждение данной позиции ссылаются на письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N АА-03-04-36/6554 от 22 апреля 2015 года.
В ходе рассмотрения дела представитель ГБУ РС(Я) "ЯГБ N2" с жалобой согласилась.
В ходе рассмотрения дела представительГоскомзакупок РС(Я) пояснила следующее:
Требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности или деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности установлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ"О лицензировании отдельных видов деятельности" и является правомерным.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
10августа 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" размещены извещение N 0116200007916006747о проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу бытовых отходов (сухой мусор), а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила199 950,00 руб.
Согласно протоколу N 0116200007916006747-1 от 23 августа 2016 года на участие в электронном аукционе поступило три заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3, допущенные к участию в электронном аукционе.
26 августа 2016 года состоялась процедура электронного аукциона. Предложения его участников выглядят следующим образом.
НОМЕР ЗАЯВКИ |
ДАТА И ВРЕМЯ ПОДАЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
ПРИЗНАК ЦЕНОВОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
ПРЕДЛОЖЕННАЯ ЦЕНА, РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ |
1 |
26.08.2016 08:51 |
Понижение |
94 976,25 |
2 |
26.08.2016 08:51 |
Понижение |
93 976,50 |
3 |
26.08.2016 04:47 |
Понижение |
160 959,75 |
На момент рассмотрения жалобы итоги электронного аукциона не подведены.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобуООО "НЭТ"обоснованнойна основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует положения аукционной документации в части неправомерности требования к участникам закупки о наличиилицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности или деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Предметом закупки является оказание услуг по вывозу бытовых отходов (сухой мусор) для нуждГБУ РС(Я) "ЯГБ N2".
В пункте 31 Информационной карты аукционной документации установлено следующее:
Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг являющихся объектом закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ, а также дополнительные требования в соответствии с частями 2, 2.1 статьи 31 Закона N44-ФЗ. |
Предъявляются единые требования к участникам. Перечень документов, которые должны быть представлены участниками для подтверждения соответствия: Участники осуществления закупок во вторых частях заявок на участие в электронном аукционе предоставляют копию лицензии согласно ст. 12, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 27.10.2015) \"О лицензировании отдельных видов деятельности\", а также на основании Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 \"О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности\" (вместе с \"Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности\") на осуществление: - деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности; или - деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. По виду отхода по федеральному классификационному каталогу отходов: 7 31 000 00 00 0 Отходы коммунальные твердые |
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 указанной статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Понятие "медицинские отходы" установлено в части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ): медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.
В части 2 статьи 49 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ установлено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
Пунктом 3 статьи 49 вышеуказанного Федерального закона определено, что медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Классификация медицинских отходов и характеристика их морфологического состава представлены в разделе IIСанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10), предназначенных для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.
Из СанПиН 2.1.7.2790-10 следует, что все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности медицинских организаций, относятся к медицинским отходам.
Частью 2 статьи 2 Закона N 89-ФЗ установлено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Регулирование осуществления лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ"О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закона N 99-ФЗ).
Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062) устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Отходы с неустановленными классами опасности вышеуказанным порядком лицензирования не регулируется.
Исходя из изложенного, отношения в области обращения с медицинскими отходами не подлежат регулированию Законом N 89-ФЗ и Законом N 99-ФЗ.
Таким образом, разработка паспортов отходов I-IV классов опасности, нормирование, а также лицензирование медицинских отходов не требуется.
Аналогичная позиция отражена в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N АА-03-04-36/6554 от 22 апреля 2015 года, письме УправленияФедеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) N 07-18/4291 от 30.08.2016 года.
Установив в аукционной документации требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности или деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности уполномоченный орган, заказчик нарушилипункт 2 части 1 статьи 64,часть6 статьи 66,часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1.Признать жалобуООО "НЭТ" на действия уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я), заказчика ГБУ РС(Я) "ЯГБ N2"при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу бытовых отходов (сухой мусор) (извещение N 0116200007916006747)обоснованной.
2. Признать заказчика ГБУ РС(Я) "ЯГБ N2", уполномоченный орган Госкомзакупок РС(Я) нарушившимипункт 2 части 1 статьи 64,часть6 статьи 66,часть 6 статьи 31Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчикуГБУ РС(Я) "ЯГБ N2", уполномоченному органу Госкомзакупок РС(Я), аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) предписание об устранении допущенного нарушения.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Петухова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 августа 2016 г. N 06-715/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2016