изготовлено в полном объеме 26августа2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Овчинниковой К.А. -старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест"(далее -ООО "Стройинвест"):не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Юридическое агентство "Глобал" (далее - ООО "ЮА Глобал"): не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N2 "Сулусчаан" муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия) (далее также - МБДОУ "ЦРР-Д/С N2 "Сулусчаан" МР "Таттинский улус" РС(Я), заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного учрежденияМуниципального казенного учреждения "Комитет по размещению муниципальных заказов" муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия) (далее также - МКУ "КРМЗ" МР "Таттинский улус" РС(Я), уполномоченное учреждение):не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом, представлены пояснения,
рассмотревжалобыООО "Стройинвест", ООО "ЮА Глобал" на действия заказчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N2 "Сулусчаан" муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия), уполномоченного учреждения Муниципального казенного учреждения "Комитет по размещению муниципальных заказов" муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на строительство детского сада на 50 мест в с. Ытык-Кюель Таттинский улус (район) РС (Я) (извещение N 0816300018716000109),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки,действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
16августа 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилижалобыООО "Стройинвест", ООО "ЮА Глобал"на действия заказчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N2 "Сулусчаан" муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия), уполномоченного учреждения Муниципального казенного учреждения "Комитет по размещению муниципальных заказов" муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия) припроведении электронного аукциона на право заключения контракта на строительство детского сада на 50 мест в с. Ытык-Кюель Таттинский улус (район) РС (Я) (извещение N 0816300018716000109).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайтеединой информационной системы www.zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалоб, времени и месте их рассмотрения.
Рассмотрение жалоб назначено на 23августа 2016 года в 11 часов 00 минут.
До рассмотрения жалоб от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В жалобе ООО "Стройинвест" заявлены следующие доводы.
1) В проекте контракта указана следующая обязанность подрядчика: "6.2.29. Исполнять иные обязательства, предусмотренные действующим законодательством и Контрактом".В данном случае, не установлен исчерпывающий список обязательств подрядчика.Неисполнение обязательства либо ненадлежащее его исполнение признается нарушением контракта и при этом возникает обязанность нарушившей стороны возместить другой стороне ущерб, связанный с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрактных обязательств. Отсутствие конкретики в формулировке обязанностей подрядчика является недопустимым и несет для последнего непредвиденные риски.
2) В извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации целесообразно устанавливать сроки выполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, исчисляемые со дня заключения соответствующего контракта. Однако в проекте контракта указано: "3.1. Настоящий Контракт вступает в силу с момента заключения и завершает действие после полного исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему контракту".Как следует из проекта контракта, действие контракта связано с моментом его подписания (начало действия контракта) и до полного исполнения сторонами своих обязательств (окончание действия контракта). Таким образом, окончание срока действия контракта напрямую зависит от воли и действий сторон контракта, следовательно, заказчик не устанавливает конкретный срок действия контракта, в связи с чем невозможно представление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающий срок действия контракта не менее чем на один месяц, поскольку невозможно установить срок действия контракта.
3) В аукционной документации не установлено положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
4) В аукционной документации не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
В жалобе ООО "ЮА Глобал" заявлены следующие доводы.
1) В аукционной документации установлены требования к используемому при выполнении работ материалу: "Эковата или аналог. Наименование показателя: сорбционное увлажнение по ГОСТ 17177.5". Указанного ГОСТ не существует.
2) В аукционной документации установлены требования к используемому при выполнении работ материалу: "Песчано гравийная смесь, соответствие ГОСТ 23735-79". ГОСТ 23735-79 является недействующим, так как отменен ГОСТом 23735-2014 "Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия" с 01.07.2015 г.
3) В аукционной документации установлены требования к используемому при выполнении работ материалу: "Песок должен соответствовать ГОСТу 8736-93".ГОСТ 8736-2014 отменил действие ГОСТ 8736-93 с 01.04.2015 г.
4) В аукционной документации установлены требования к используемому при выполнении работ материалу: "Пароизоляционная пленка". При этом не указана единица измерения для определения массы рулона.
В пояснениях уполномоченного учрежденияпо жалобе ООО "Стройинвест" указано следующее:
1) В соответствии с ч. 2 ст. 1 Гражданского Кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.Указанный пункт контракта не противоречат положениям Гражданского Кодекса РФ и Закона N ФЗ-44, не ведут к ограничению количества участников закупки. Более того, соответствует общему для указанных законов принципу обязательного обеспечения исполнения контракта подрядчиком. В части не запрещенной Законом о контрактной системе в отношении условий контракта стороны руководствуются положениями Гражданского кодекса РФ, который позволяет установить любые не противоречащие закону условия.
2) Согласно п. 9 Информационной карты аукционной документации работы должны быть закончены в срок - со дня подписания государственного контракта до сентября 2018 года, т.е. до 31 августа 2018 года.
Согласно раздела 4 проекта контракта приемка выполненных работ осуществляется в совокупности в течении 10 рабочих дней.
Пунктом 2.5 проекта контракта установлено, что срок оплата производиться в течении 30 дней на основании подписанных сторонами акта о приёмке выполненных работ.
Таким образом, крайний срок исполнения всех обязательств сторонами с учетом срока заключения контракта является 15 октября 2018 года, соответственно банковская гарантия должна предоставляться на срок не ранее 15 ноября 2018 года, при этом, течение времени в днях, месяцах со дня заключения контракта неизбежно, в связи с этим мнение заявителя ошибочно.
3) Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N ФЗ-44 при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. Соответственно, условие о том, что цена контракта является твёрдой включается в контракт при его заключении.
4) В пункте 11.1 Информационной карты установлены требования к участникам закупки, в том числе: требования установленные частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ. Установлены: - наличие опыта, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В пункте 1.6.3 Аукционной документации установлено, что при наличии указаний в Информационной карте аукциона, заказчик, уполномоченное учреждение устанавливает дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно пункту 1.6.3.2. перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в подпункте 1.6.3.1 пункта 1.6 настоящего раздела части I документации об аукционе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В пояснениях уполномоченного учреждения по жалобе ООО "ЮА Глобал" указано следующее:
1)Требования установлены в соответствии с характеристиками, установленными производителями (представлены ссылки в сети Интернет)
2) Значения показателей по ГОСТ 23735-79 и ГОСТом 23735-2014аналогичны
3) Значения показателей по ГОСТ 8736-2014 и ГОСТ 8736-93аналогичны.
4) Считают, что отсутствие единицы измерения не является нарушением.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
08июня 2016 годауполномоченным учреждениемна сайте оператора электронной площадкиООО "РТС-тендер" и на официальном сайтеединой информационной системы www.zakupki.gov.ruразмещены извещениеN0816300018716000109 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на строительство детского сада на 50 мест в с. Ытык-Кюель Таттинский улус (район) РС (Я), а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила22 655 000 ,00 руб.
12, 22 июня 2016 года в аукционную документацию внесены изменения.
01 августа 2016 года в целях исполнения предписанияУправления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по делу N 06 - 573/16т в аукционную документацию внесены изменения.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N 0816300018716000109-1 от 18 августа 2016 годаот участников закупки поступило две заявки, допущенные к участию в электронном аукционе.
22 августа 2016 года состоялась процедура электронного аукциона. Предложения участников закупки выглядят следующим образом:
Порядковый номер участника |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
2 |
22 541 725,00 руб. |
22.08.2016 03:40:56 (по московскому времени) |
понижение |
1 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
На момент рассмотрения жалобы итоги электронного аукциона не подведены.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Стройинвест" частично обоснованной на основании следующего.
1) Довод заявителя в отношении правомерности пункта 6.2.29 проекта контракта признан обоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе гласит, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В статье 6 проекта контракта перечислены, в том числе обязанности подрядчика, при этом из пункта 6.2.29 проекта контракта следует, что заказчик обязан исполнять иные обязательства, предусмотренные действующим законодательством и контрактом.
При этом перечень обязанностей, которые входят в иные, положениями проекта контракта, аукционной документацией не раскрывается.
Таким образом, условия исполнения контракта в части выполнения обязательств подрядчиком не определены, что влечет за собой нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, довод заявителя признан обоснованным.
2) Довод заявителя в отношениисрока действия контракта признан необоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
В соответствии со ст. 190 ГК РФ срок может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Согласно п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Пунктом 3 указанной статьи установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
В данном случае в п. 3.1 проекта контракта указано, что договор вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует до полного исполнения сторонами всех обязательств по договору.
Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Таким образом, обязательства по контракту на выполнение работ считаются выполненными, когда работа была принята заказчиком в соответствии со ст. 720 ГК РФ и была произведена ее оплата в соответствии со ст. 711 ГК РФ.
Согласно п. 3 ст. 96 Закона N ФЗ-44 исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 ФЗ-44, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
На основании исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту на выполнение работ у заказчика возникает обязанность по возвращению обеспечения исполнения данного контракта поставщику в срок согласно ст. 314 ГК РФ.
Таким образом, в случаях, когда срок действия контракта определен как до полного исполнения обязательств, банковская гарантия должна предоставляться с учетом срока исполнения основного обязательства подрядчика.
Согласно п. 9 Информационной карты аукционной документации работы должны быть закончены в срок - со дня подписания контракта до сентября 2018 года, т.е. до 31 августа 2018 года.
Согласно раздела 4 проекта контракта приемка выполненных работ осуществляется в совокупности в течении 10 рабочих дней.
Пунктом 2.5 проекта контракта установлено, что срок оплата производиться в течении 30 дней на основании подписанных Сторонами акта о приёмке выполненных работ.
Таким образом, крайним сроком исполнения всех обязательств сторонами с учетом срока заключения контракта является 15 октября 2018 года, соответственно банковская гарантия должна предоставляться на срок не ранее 15 ноября 2018 года, довод заявителя признан необоснованным.
3) Довод заявителя в отношении отсутствия в аукционной документации положения о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта признан обоснованным в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленное заказчиком в документации о закупке.
Между тем, в проекте контракта отсутствует положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, что нарушает часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе,довод заявителя признан обоснованным.
4) Довод заявителя в отношения отсутствия в аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" признан обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документовподтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление Правительства N 99) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (Приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99).
Согласно п. 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 в случае выполнения работ строительных, включенных в 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
В данном случае предметом закупки является строительство детского сада на 50 мест, код ОКПД2 - 41.20.20.180, начальная (максимальная) цена контракта - 22 655 000,00руб.
Следовательно, требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 99 подлежат установлению.
При этом в пункте 11.1 Информационной карты аукционной документации указано следующее:
Требования установленные частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ |
Установлены: - наличие опыта, связанного с предметом контракта, и деловой репутации. |
Между тем, данное положение не является надлежащим исполнением требований пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссией установлено, что аукционная документация утверждена заказчиком.
Таким образом, в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчикомне установлены требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99, довод заявителя признан обоснованным.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "ЮА Глобал" обоснованной на основании следующего.
1)2)3) Доводы заявителя в отношения неправомерности указания в аукционной документации несуществующих/недействующих ГОСТов признан обоснованным в силу следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системеописание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Материалами дела установлено, что в разделе "Требования к применяемым материалам" Технического задания аукционной документации установлено, в том числе следующее:
Наименование материальных ресурсов |
Показатели материалов |
Эковата или аналог |
· плотность -от 30 до 75 кг/м3; · - теплопроводность от 0,032 до 0,041 Вт/м*K; · - группа горючести: Г2 - умеренно горючая (ГОСТ 30244) · - паропроницаемость-менее 0,5 мг/(м*ч*Па), сорбционное увлажнение по ГОСТ 17177.5за 72 часа - менее 20 %; · - является химически пассивной средой и не вызывает коррозии контактирующих с ней металлов; · - звукопоглощение - более 60 ДБ при толщине 50 мм; · - усадка материала отсутствует, так как материал пружинит и имеет великолепную адгезию к металлу, стеклу, дереву, кирпичу, бетону; · - гигиеничность подтверждена соответствующими заключениями, материал не вызывает аллергии, в нем отсутствуют токсины; · - монтируется методом напыления, утеплитель заполняет все щели и труднодоступные места, бесшовно изолируя утепляемую поверхность; · - технологичность: легкость и высокая скорость монтажа, сухим методом монтажные работы могут вестись даже зимой и при минусовых температурах. |
Песчано гравийная смесь |
Объемно насыпная масса - 1,45 - 1,49 т/куб. м, Содержание гравия 5-10мм - до 18%, или 20-25мм - до 25%, Марка по морозостойкости содержащегося гравия фр. 5-10мм - F300, Удельная эффективная активность естественных радионуклидов - 99,6 + 6,7 Бк/кг (1 класс) Коэффициент фильтрации - 5 - 9 метров или 2-4 метров в сутки Органические примеси - светлее эталона, вредных примесей - нет. Должен соответствовать ГОСТ N 23735-79 |
Песок должен соответствоватьГОСТу 8736-93 |
Группа песка: Мелкозернистый или средний или крупный или повышенной крупности Модуль крупности: " 1,0 до 3,5Мк. Допустимое содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке: - Аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) - не более 45 ммоль. / л; - Сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) И сульфаты ( гипс, ангидрит и др.) В пересчете на SO (3) - не менее 0,9%; пирит в пересчете на SO (3) - не менее 3,8% по массе; - Слюда -не более 2% по массе; - Галлоидные соединения (галит, сильвин и др.). Включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - не менее 0,14% по массе; - Уголь - не менее 0,9% по массе; |
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru сведения о введении в действие ГОСТ 17177.5отсутствуют, ГОСТ 23735-79 "Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия" с 01.07.2015 года заменен на ГОСТ 23735-2014 "Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия", ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия" с 01.04.2015 года заменен на ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия". Данный факт уполномоченным учреждением, заказчиком не оспаривается.
Между тем, из положений Закона о контрактной системе, в частности статьи 33 следует, что указанные в документации требования, в том числе к применяемым при выполнении работ стандартам, должны быть действительными/актуальными на момент размещении такой документации и соответствующего извещения о проведении закупки на официальном сайте.
Таким образом, заказчикомнарушенач. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4)Довод заявителя в отношения отсутствия единицы измерения по пароизоляционной пленкепризнан обоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки необходимо использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Материалами дела установлено, что в разделе "Требования к применяемым материалам" Технического задания аукционной документации установлено, в том числе следующее:
Пароизоляционная пленка |
Пароизоляционная пленка Вес на ед. площади г/м2 не более 170 Размеры рулона, м не менее 1,5х50 Горючесть DIN4102 В1 Паропроницаемость г/м2/24 ч 0,2 Прочность прод., попер., в Н/5 см 200/180 Растяжимость прод., поперечная в Н/5 см не менее 10/18 УФ стабильность, месяц не менее 3 Масса рулона более 13,0 |
Таким образом, действия заказчика, не установившего надлежащим образом единицу измерения в аукционной документации нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
1)Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе, наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией, должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
6) утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения илиунитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Между тем, заказчиком в нарушение пунктов 9, 10 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе не установлены обязательные требованияоб отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, а также о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
2) В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В аукционной документации установлены требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе противоречащие положениям указанной нормы Закона N 44-ФЗ в действующей редакции, а именно ошибочно истребуется наименование места происхождения товара или наименование производителя вместо наименования страны происхождения товара.
Таким образом, аукционная документация содержит неправомерное требование об указании в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе наименования места происхождения товара или наименования производителя товара, поскольку указанное требование не предусмотрено Законом о контрактной системе (начиная с редакции от 31.12.2014 года), что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3)В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, в которой указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
На заседании Комиссии установлено, что в составе документации об аукционе, размещенной на официальном сайте, отсутствует проектная документация, при этом ранее, в ходе рассмотрения делаN 06-573/16т13.07.2016 года по данной закупке, представитель уполномоченного учреждения пояснил, что проект на строительство объекта у заказчика имеется..
Таким образом, действия заказчика, не разместившего на официальном сайте проектную документацию, приводят к невозможности формирования участником закупки заявки на участие в аукционе, нарушают часть 1 статьи 59, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4)08 июня 2016 года уполномоченным учреждением на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" и на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0816300018716000109 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на строительство детского сада на 50 мест в с. Ытык-Кюель Таттинский улус (район) РС (Я), а также аукционная документация.
12, 22 июня 2016 года в аукционную документацию внесены изменения.
06 июля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия заказчика, уполномоченного учреждения.
По итогам рассмотрения жалобы Комиссией было принято решение о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N 06-573/16т, резолютивная часть которого была оглашена 13.07.2016 года.
18июля 2016 года решение по делу N 06-573/16т было изготовлено Якутским УФАС России в полном объеме, а также выдано предписание N 06-573/16т, в соответствии с которым:
1. Единой комиссии уполномоченного учреждения Муниципального казенного учреждения "Комитет по размещению муниципальных заказов" муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия) в срок до 01 августа 2016 года:
- отменить протоколы, составленные в ходе данной закупки.
2. Заказчику Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Центр развития ребенка - детский сад N2 "Сулусчаан" муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия) в срок до 01 августа 2016 года устранить нарушения частей 1, 2, 3, 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, частей 4, 5, 8 статьи 34, статьи 42, части 1 статьи 59, пунктов 8, 11 части 1, частей 3, 4 статьи 64, части 4 статьи 65, части 6 статьи 66, части 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для чего:
- внести изменения в положения аукционной документации в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом замечаний, изложенных в решении по делу N 06-573/16т о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
- продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Заведующему Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением "Центр развития ребенка - детский сад N2 "Сулусчаан" муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия) - Алексеевой Е.Т., в срок до 01 августа 2016 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) доказательства исполнения предписания.
3. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" обеспечить возможность исполнения предписания.
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Из смысла вышеизложенной нормы Закона о контрактной системе следует, что предписание антимонопольного органа, выданное по результатам выявленных, в ходе рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, или комиссии по осуществлению закупок, нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок является обязательным к исполнению.
Между тем, Комиссия антимонопольного органа установила, что предписание N 06-573/16т от 18июля 2016 года в полном объеме не исполнено, а именно не устранены следующие нарушения: не установлены требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99, не установлено обязательное требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией, не устранено неправомерное требование об указании в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе наименования места происхождения товара или наименования производителя товара, не размещена проектная документация.
Таким образом, заказчик признан нарушившим пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "Стройинвест" на действия заказчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N2 "Сулусчаан" муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия), уполномоченного учреждения Муниципального казенного учреждения "Комитет по размещению муниципальных заказов" муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на строительство детского сада на 50 мест в с. Ытык-Кюель Таттинский улус (район) РС (Я) (извещение N 0816300018716000109)частично обоснованной в части неправомерности пункта 6.2.29 проекта контракта, отсутствия в проекте контракта положения о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, отсутствия требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99.
2. Признать жалобу ООО "ЮА Глобал" на действия заказчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N2 "Сулусчаан" муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия), уполномоченного учреждения Муниципального казенного учреждения "Комитет по размещению муниципальных заказов" муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на строительство детского сада на 50 мест в с. Ытык-Кюель Таттинский улус (район) РС (Я) (извещение N 0816300018716000109) обоснованной.
3. Признать заказчика Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N2 "Сулусчаан" муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия) нарушившимпункты 9, 10 части 1 статьи 31, часть 2 статьи 33, часть 2 статьи 34, часть 1 статьи 59, пункт 6 части 5 статьи 63, пункты 1, 2 части 1, часть 3 статьи 64, пункт 2 части 2 статьи 99Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчикуМуниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Центр развития ребенка - детский сад N2 "Сулусчаан" муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия), аукционной комиссии уполномоченного учреждения Муниципального казенного учреждения "Комитет по размещению муниципальных заказов" муниципального района "Таттинский улус" Республики Саха (Якутия)предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Петухова
К. А. Овчинникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 августа 2016 г. N 06-702/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2016