изготовлено в полном объеме 23 августа2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также -Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А.-заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Овчинниковой К.А.- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителей:
общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест"(далее также -ООО "Стройинвест", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
общества с ограниченной ответственностью "Юридическое агентство "Глобал"" (далее также - ООО "ЮА Глобал", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от заказчикаАдминистрации муниципального района "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса (района)Республики Саха (Якутия) (далее также -Администрация,АМО "Чурапчинский наслег", заказчик):Герасимов Г.М. (представитель по доверенности);
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее также - ООО "Прогресс", заинтересованное лицо): Пшенников П.Е. (представитель по доверенности),
рассмотревжалобы ООО "Стройинвест" и ООО "ЮА Глобал" на действия заказчика АМО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса РС (Я) при проведении электронного аукциона на приобретение (строительство) в муниципальную собственность МО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса (района) жилых помещений, строительство которых не завершено, для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда(извещение N 0116300029816000032),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
11 августа2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилижалобыООО "Стройинвест" и ООО "ЮА Глобал" на действия заказчика АМО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса РС (Я) при проведении электронного аукциона на приобретение (строительство) в муниципальную собственность МО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса (района) жилых помещений, строительство которых не завершено, для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда (извещение N 0116300029816000032).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалоб, времени и месте ихрассмотрения.
Рассмотрение жалоб назначено на 18 августа2016 года в 16 часов 30 минут.
ЖалобаООО "Стройинвест"содержит следующие доводы:
1. В п. 10.1 проекта контракта установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта. Между тем, в проекте контракта не указана возможность обеспечения исполнения контракта в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта. Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе.
2. Согласно ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта: 1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд; 100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Таким образом, в действиях заказчика усматриваются признаки нарушения ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе, выразившегося в не установлении в проекте контракта обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
3. Заказчик не устанавливает дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требования статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 99 от 14.02.2015 года, нарушая тем самым законодательство.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать предписание.
В ходе рассмотрения дела представитель Администрации с жалобой заявителя не согласился и пояснилпо доводам жалобы следующее.
1. Размер обеспечения исполнения контракта составляет 10 % от начальной (максимальной) цены контракта (аванс не предусмотрен), что соответствует требованиям ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Требование о предоставлении обеспечения в соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе установлено в п. 12.5 аукционной документации, п. 10.5 проекта муниципального контракта.
2. Требования ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе учтены сторонами (Администрацией и победителем аукциона) при подписании муниципального контракта.Условие, предусмотренное вышеуказанной статьей Закона, включено в проект контракта, направленный победителю закупки.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки вправе обжаловать в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Т.е. для удовлетворения заявленных требований заявителя жалобы необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: нарушение закона и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Между тем, указывая на нарушение Закона о контрактной системе, ООО "СтройИнвест" не указывает на нарушения прав и интересов заявителя.
3. Из положений Постановления Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 г. следует, что заказчик обязан устанавливать дополнительные требования к участникам закупки при выполнении строительных работ, включенных в определенные коды Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Предметом данного электронного аукциона является приобретение жилых помещений, в том числе строительство которых не завершено, т.е., по существу определение застройщика (п. 1.1, 2.2 аукционной документации). При этом в аукционной документации также не предусмотрено требование о предоставлении участниками аукциона (застройщиками) свидетельства СРО на выполнение строительных работ.
Таким образом, заказчик не вправе устанавливать дополнительные требования к участникам данного аукциона, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N99.
Также отметил устно, что жалобы согласно ст. 105 Закона о контрактной системе подаются в письменной форме, между тем, жалоба заявителя подана посредством электронной почты и подписана электронно - цифровой подписью, следовательно, жалоба не подлежала рассмотрению.
Указывает, что данный податель жалобы не принимает участия в закупках, более того, посредством телефонной связи с Обществом установлено, что лицо незаинтересовано принимать участие в данной закупке, а при перечислении определенной денежной суммы готово отозвать свою жалобу.
По мнению представителя Администрации вышеуказанные обстоятельства исключают заявителя из круга потенциальных участников - подрядчиков.
На основании выше изложенного просят признать жалобу необоснованной.
Жалоба ООО "ЮА Глобал" содержит следующий довод:
Заявитель считает, что заказчик установил незаконные требования к составу и содержанию второй части заявки, а также требования к участникам закупки о предоставлении следующих документов:
- разрешение на строительство, под строительство многоквартирного жилого дома полученное застройщиком на территории МО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса (района) Республики Саха(Якутия);
- документы, подтверждающие наличие права собственности или права аренды Исполнителя на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) объекта строительства;
- технические условия на подключение к системе теплоснабжения, электроэнергии, холодного и горячего водоснабжения, канализации.
- проектную документацию на застраиваемый участок с положительным заключением экспертизы (при наличии) в соответствии с действующим законодательством.
Считают, что заказчик ограничил количество участников закупки установив неправомерные требования, кроме того, сбор данных документов в период проведения закупки не возможен и требует более длительного времени. Заказчик данные требования в плане закупок и плане графике ранее не установил.
Просят признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика пояснил по жалобе ООО "ЮА Глобал" следующее:
Предметом данного электронного аукциона является определение застройщика многоквартирных жилых домов.
Согласно п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Таким образом, застройщик вправе осуществлять строительство объекта самостоятельно либо привлечь на основании договора на выполнение непосредственно строительных работ подрядные организации, причем способ исполнения муниципального контракта застройщик определяет самостоятельно.
Просит признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель заинтересованного лица поддержал позицию представителя Администрации, с жалобой не согласен.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
27 июля 2016 года заказчиком на официальном сайтеединой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк -АСТ" размещены извещение N 0116300029816000032о проведении электронного аукциона на приобретение (строительство) в муниципальную собственность МО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса (района) жилых помещений, строительство которых не завершено, для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 125 861 603,92 руб.
15 августа 2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300029816000032-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила одна заявка.
Аукционная комиссия приняла решение признать заявку единственного участника закупки ООО "Прогресс" соответствующей требованиям аукционной документации.
Электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Стройинвест" частичнообоснованной по следующим основаниям.
1. Довод заявителя о том, что в проекте контракта установлен конкретный размеробеспечения исполнения контракта признан обоснованным, в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 125 861 603,92 руб.
В извещении о проведении данной закупки установлен размер обеспечения исполнения контракта - 12586 160, 39 руб.
В пункте 12.1аукционной документации установлено обеспечение исполнения муниципального контракта в размере 10 %, что составляет 12 586 160, 39 руб.
Пунктом 10.1 проекта контракта установлено обеспечение исполнения муниципального контракта в размере 10% что составляет- 12 586 160,39 руб.
В соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных вышеуказанной статьей.
Таким образом, в проекте контракта установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта. Между тем, в проекте контракта не указана возможность обеспечения исполнения контракта в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта.
Таким образом, заказчиком нарушена ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Первый довод жалобы признан обоснованным.
2. Довод о том, что в проекте контракта не установленаобязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов от цены контракта, при цене контракта свыше 100 млн. руб. для муниципальных нужд признан обоснованным в силу следующего.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Ч. 24 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:
1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела, в проекте контракта, размещенный на официальном сайте обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренное ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе, не установлена.
Таким образом, в действиях заказчика наблюдается нарушение ч. 23 ст. 34, ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившегося в не установлении в проекте контракта обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, при осуществлении закупки для обеспечения муниципальных нужд с ценой контракта свыше 100 млн. руб.
Второй довод жалобы признан обоснованным.
Вместе с тем, данное нарушение не влечет за собой выдачу предписания об устранении допущенного нарушения, поскольку в ходе рассмотрения дела представителем заказчика пояснено, что при направлении контракта на подпись победителю закупки данное нарушение было устранено путем включения в проект контракта условия, предусмотренного ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе. В материалы дела представлен проект контракта с условием, установленным в ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Довод о том, что в аукционной документации не установлены дополнительные требования согласно ст. 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 99 признан необоснованным, в силу следующего.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
П. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление N 99).
Пунктом 1 Постановления N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Между тем, предметом данной закупки является приобретениежилых помещений, строительство которых не завершено,в целях реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан проживающих на территории муниципального образования "Чурапчинский наслег"Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на 2013-2017 годы".
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 названного Федерального закона.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закона N 214-ФЗ).
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Пунктом 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что технический заказчик - физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом. Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 214-ФЗ застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства"), подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Следовательно, застройщик не обязан осуществлять самостоятельно строительные работы, а вправе привлечь в качестве подрядчика строительную организацию, имеющую опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных в соответствии с Постановлением N 99.
Требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных в соответствии с Постановлением N 99 возникает исключительно в тех случаях, когда имеет место необходимость выполнения строительных работ самим участником закупки, что не может являться обязательным в данной конкретной закупке.
Таким образом,в данном случае Постановление N 99 не подлежит применению, исходя из предмета закупки.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу, что действия заказчика в части не установления дополнительных требований согласно Постановления Правительства N 99 не противоречат действующему законодательству.
Вышеуказанный довод жалобы признан необоснованным.
Жалоба ООО "Стройинвест" подлежит признанию частично обоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "ЮА Глобал" необоснованной по следующим основаниям.
По мнению подателя жалобы, заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к составу и содержанию второй части заявки участников закупки, ограничивающие количество участников закупки.
Также указывает, что сбор данных документов в период проведения закупки не возможен и требует более длительного времени. Заказчик данные требования в плане закупок и плане - графике ранее не установил.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Материалами дела установлено, что в п. 6.5 раздела 6 аукционной документации установлены требования к содержанию и составу второй части заявки на участие вэлектронном аукционе, а именно заявка должна содержать следующие документы и сведения:
- разрешение на строительство, под строительство многоквартирного жилого дома полученное застройщиком на территории МО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса (района) Республики Саха(Якутия);
- документы, подтверждающие наличие права собственности или права аренды Исполнителя на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) объекта строительства;
- технические условия на подключение к системе теплоснабжения, электроэнергии, холодного и горячего водоснабжения, канализации;
- проектную документацию на застраиваемый участок с положительным заключением экспертизы (при наличии) в соответствии с действующим законодательством.
Согласно требованиям части 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон N 214-ФЗ) регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 3 Закона N 214-ФЗзастройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Комиссия антимонопольного органа, проанализировав положения аукционной документации приходит к выводу о наличии в требованиях к составу и содержанию второй части заявки участников закупки документов, соответствующих Закону N 214 - ФЗ.
Вместе с тем, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании, при этом, обязанность доказываниянарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, на что указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, согласно которой участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Также ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе определено, чтожалоба в контрольный орган в сфере закупок подается с целью восстановления нарушенных прав и законных интересов.
Между тем, ни в ходе рассмотрения дела, ни в качестве приложения к жалобе заявителем не приведены надлежащие доказательства, подтверждающие факт необоснованного ограничения количества участников закупки, а также нарушенных прав и законных интересов установленными требованиями к составу и содержанию заявки участников закупки.
На указание заявителя о том, что план - график, а также план закупок не содержит требования о предоставлении вышеуказанных документов, установленных в аукционной документации Комиссия антимонопольного органа отмечает следующее.
Исчерпывающий перечень требований к информации/сведений, содержащейся в плане - графике и плане закупок установлены в части 3 статьи 21, а также в части 2 статьи 17 Закона о контрактной системе, при этом, положения данных статей Закона не устанавливают обязанности у заказчика устанавливать перечень документов, предоставляемых в составе второй части заявки в плане - графике и плане закупок.
На основании вышеизложенного, Комиссия отклоняет указание заявителя.
Таким образом, жалоба ООО "ЮА Глобал" подлежит признанию необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "Стройинвест" на действия заказчика АМО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение (строительство) в муниципальную собственность МО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса (района) жилых помещений, строительство которых не завершено, для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда (извещение N 0116300029816000032) частичнообоснованной, в части установления в проекте контракта конкретного размера обеспечения исполнения контракта, а также отсутствия в проекте контракта условия, установленного ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе.
2. Признать жалобу ООО "ЮА Глобал" на действия заказчика АМО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение (строительство) в муниципальную собственность МО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса (района) жилых помещений, строительство которых не завершено, для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда (извещение N 0116300029816000032)необоснованной.
3. Признать заказчика АМО "Чурапчинский наслег" Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия) нарушившимч. 1 ст. 96, ч. 23 ст. 34, ч. 4 ст. 64Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Поскольку допущенные заказчиком нарушения не повлияли на результаты осуществления закупки, предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
К.А. Овчиннникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 августа 2016 г. N 06-688/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2016