Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 26 августа 2016 г. N 06-725/16т
изготовлено в полном объеме 31 августа2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д.- начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н.- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Юридическое агентство "Глобал" (далее также - ООО "ЮА Глобал", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее также -ООО "Стройинвест", заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - АМО "Верхоянский район" РС (Я), заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС (Я), аукционная комиссия, уполномоченный орган): не явились, представлено письменное пояснение по жалобам;
рассмотрев жалобы ООО "ЮА Глобал", ООО "Стройинвест" на действия заказчика АМО "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия), уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству здания детской музыкальной школы "Дом Олонхо" в г. Верхоянск (извещение N 0116200007916006286), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
19, 22 августа 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "ЮА Глобал", ООО "Стройинвест" на действия заказчика АМО "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия), уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству здания детской музыкальной школы "Дом Олонхо" в г. Верхоянск (извещение N 0116200007916006286).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалоб, времени и месте их рассмотрения.
Рассмотрение жалоб назначено на 26 августа 2016 года в 15 часов 10 минут.
В жалобе ООО "Стройинвест" заявлены следующие доводы:
1. Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе должен поступить заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно информации опубликованной на официальном сайта единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе установлена 22.08.2016 г. При этом в пункте 15 "Информационная карта" указана дата окончания срока предоставления разъяснений 19.08.2016 г.
2. В Проекте контракта указано:
"9.1. Подрядчик обязан предоставить обеспечение исполнения Контракта в размере __% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет ___________ (_______________) руб. ___ коп.
9.2. Если начальная (максимальная) цена Контракта была снижена Подрядчиком на 25% и более и им не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность, обеспечение исполнения Контракта должно быть предоставлено в увеличенном в 1,5 раза размере, что составляет ____% от начальной (максимальной) цены контракта в размере ___________________(_________________) руб. __ коп.".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет более 15 миллионов рублей, но при этом заказчиком предусмотрена возможность предоставить информацию, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, по мнению заявителя, заказчиком нарушены положения статьи 37 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 2 Приложения N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее по тексту также - Постановление N 99) на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, участники закупки подтверждают наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Вместе с тем, согласно сноске <*> к пункту 2 Приложения N 1 Постановления N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Между тем, заказчик в Информационной карте аукционной документации не указывает по какой именно группе работ следует предоставить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта.
Так, по мнению заявителя, заказчик/уполномоченный орган некорректно устанавливает дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями ст. 31 Закона о контрактной системе и Постановления N 99.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из сути жалобы ООО "ЮА Глобал" следует, что заказчик при описании объекта закупки указал ведомость основных требований к конструктивным решениям и материалам несущих и ограждающих конструкций (п.2.4), при этом установил требования к материалу - керамзитовый гравий на основании ГОСТ 9759-83. Вместе с тем данный ГОСТ из числа действующих, и утвержденных не числится.
Также заказчик установил требование о соответствии пенополистирола ПСБ-С ГОСТ 15588-86. Указанный ГОСТ с 01.07.2015 г. отменен и заменен ГОСТом 15588-2014.
Из письменных пояснений, представленных Госкомзакупок РС (Я) следует, что уполномоченный орган не согласен с доводами, изложенными в жалобах в полном объеме.
По жалобе ООО "Стройинвест" указано следующим образом.
Согласно подп. 2 п. 5.2 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27.12.2013 N 2425, заказчик разрабатывает и утверждает проект государственного контракта (договора), описание объекта закупки, а также разъясняет положения документации.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
При этом к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов (ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе).
Жалоба ООО "Стройинвест" не содержит указаний на нарушенные права и законные интересы участника закупки, не представлены документы подтверждающие обоснованность довода заявителя, таким образом, не имеется препятствий для подачи заявки за участие в электронном аукционе и формирования окончательного предложения.
Кроме того, ООО "Стройинвест" (ИНН 0275903889, г. Уфа, Летчиков, дом 6, офис 14, 15) не аккредитовано на электронной площадке ООО "РТС-тендер". Также ООО "Стройинвест" отсутствует в Едином реестре членов СРО.
Соответственно, Общество не может являться потенциальным участником данной закупки. Следовательно, права и интересы заявителя нарушены быть не могут.
По первому доводу.
Согласно п. 11 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с данной нормой в п. 15 Информационной карты аукционной документации установлено следующее требование: "Дата начала и окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации с 30.07.2016 года по 19.08.2016 года".
Срок окончания подачи заявок - 22.08.2016 года, согласно ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации.
Таким образом, уполномоченным органом исполнены требования ст. 64, 65 Закона о контрактной системе.
По второму доводу.
Во исполнение положений ст. 37 Закона о контрактной системе в пункте 23 извещения о проведении электронного аукциона установлен порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе, антидемпинговые меры: если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем 15 000 000 рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в пункте 21 извещения, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Аналогичное требование установлено в пункте 25 Информационной карты аукционной документации.
При этом в извещении о проведении закупки содержится оговорка, что данное извещение содержит приоритетную информацию относительно закупки.
Таким образом, уполномоченным органом исполнены требования ст. 37 Закона о контрактной системе.
По третьему доводу.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Пунктом 1 Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление N 99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В пункте 31 раздела 1 "Информационная карта" установлены требования к участникам закупки, в том числе требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации. Перечень документов, которые должны быть представлены участниками для подтверждения соответствия: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение аналогичных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Поскольку довод заявителя в части установления в аукционной документации требований к наличию опыта исполнения контракта на выполнение работ без указания соответствующей группы строительных работ предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участника закупки, положение п. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Стройинвест".
Просят признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
По жалобе ООО "ЮА Глобал" указано следующим образом.
ООО "ЮА Глобал" (ИНН 2460232950) не аккредитовано на электронной площадке ООО "РТС-тендер". Также ООО "ЮА Глобал" отсутствует в Едином реестре членов СРО.
Соответственно, Общество не может являться потенциальным участником данной закупки. Следовательно, права и интересы заявителя нарушены быть не могут.
Согласно пп. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Во исполнение вышеуказанных норм в пункте 7 Информационной карты аукционной документации установлено, что описание объекта закупки - в соответствии с частью 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
Пунктом 1.2.1 Инструкции по заполнению заявки установлено следующее: если часть 2 "Описание объекта закупки" не содержит таблицу или перечень "Требования к основным используемым товарам": участником закупки дается только согласие на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе).
В описании объекта закупки ГОСТы указаны в соответствии с проектом сметной документации по объекту "Детская музыкальная школа "Дом Олонхо", имеющим положительное заключение N 14-1-3-0048/16 от 29 марта 2016 года, например, страница 1 рабочей документации раздел 4 Архитектурно-строительная часть, указано - утеплитель: в цокольном перекрытии - керамзитовый гравий Y=600кг/м3 ГОСТ 9759-83, пенополистирол ПСБ-С, Y=35кг/м3 по ГОСТ 15588-86.
Кроме того, согласно ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта по согласованию заказчика с подрядчиком допускается выполнение работы, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Поскольку доводы заявителя в части установления в аукционной документации указанных в жалобе требований предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участника закупки, положение п. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "ЮА Глобал".
Просят признать жалобу ООО "ЮА Глобал" необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
26 июля 2016 года уполномоченным органом Госкомзакупок РС (Я) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" размещены извещение N 0116200007916006286 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству здания детской музыкальной школы "Дом Олонхо" в г. Верхоянск, а также документация об электронном аукционе.
05 августа 2016 года уполномоченным органом внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона N ИИ1.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 52 412 046,00 руб.
25 августа 2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007916006286-1.
Согласно указанному протоколу, на участие в электронном аукционе поступило 4 заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4. К участию в электронном аукционе допущены все участники закупки.
На момент рассмотрения жалобы срок процедуры проведения электронного аукциона не наступил.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной на основании следующего.
1. Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как следует из материалов дела, дата окончания срока подачи участниками закупки заявок на участие в электронном аукционе - 22.08.2016 года. Следовательно, с учетом положения части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, последним днем приема запросов на разъяснение положений аукционной документации является 18.08.2016 года, а сроком окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации - 20.08.2016 года.
Пунктом 15 "Информационная карта" аукционной документации установлена дата окончания срока предоставления разъяснений участникам закупки положений аукционной документации - 19.08.2016 года.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку довод жалобы о неверном расчете даты окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участников закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи запроса о разъяснении положений аукционной документации.
Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Стройинвест" действиями заказчика/уполномоченного органа.
2. В Проекте контракта указано:
"9.1. Подрядчик обязан предоставить обеспечение исполнения Контракта в размере __% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет ___________ (_______________) руб. ___ коп.
9.2. Если начальная (максимальная) цена Контракта была снижена Подрядчиком на 25% и более и им не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность, обеспечение исполнения Контракта должно быть предоставлено в увеличенном в 1,5 раза размере, что составляет ____% от начальной (максимальной) цены контракта в размере ___________________(_________________) руб. __ коп.".
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Начальная максимальная цена контракта по извещению N 0116200007916006286 составляет 52 412 046,00 руб.
Таким образом, в данном случае, если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона.
Как следует из материалов дела, в пункте 21 извещения о проведении электронного аукциона указан размер обеспечения исполнения контракта в размере 10 % от НМЦК в размере 5 241 204,60 руб.
В пункте 23 извещения о проведении электронного аукциона установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в пункте 21 извещения, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Вместе с тем, в аукционной документации установлено, что данное извещение содержит приоритетную информацию относительно закупки.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки установлены отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление N 99).
Пунктом 1 Постановления N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 52 412 046,00 руб.
В извещении N 0116200007916006286 о проведении электронного аукциона указан код ОКПД2 "41.20.40.000".
Предметом закупки является выполнение работ по строительству здания детской музыкальной школы "Дом Олонхо" в г. Верхоянск.
В пункте 29 извещения о проведении электронного аукциона, а также в пункте 31 "Информационная карта" аукционной документации установлены требования к участникам закупки и к составу и содержанию вторых частей заявок, в том числе:
"в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям";
Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение аналогичных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка;
В составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе предоставляют копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе".
Постановлением Правительства РФ от 04 февраля 2015 года N 99 установлено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Вместе с тем, в аукционной документации указано, что к участникам закупки установлены требования о наличии опыта работ исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение аналогичных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
Таким образом, Комиссия не усматривает нарушений положений Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку довод заявителя в части установления в аукционной документации требований к наличию опыта исполнения контракта на выполнение работ без указания соответствующей группы строительных работпредполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участника закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Стройинвест" действиями заказчика.
Жалоба ООО "Стройинвест" признана необоснованной.
Комиссия считает жалобу ООО "ЮА Глобал" обоснованной на основании следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системеописание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Материалами дела установлено, что в части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены, в том числе следующие требования к конструктивным решениям и материалам несущих и ограждающих конструкций:
2.4 |
Ведомость основных требований к конструктивным решениям и материалам несущих и ограждающих конструкций. |
- Утеплитель: в цокольном перекрытии - керамзитовый гравий Y=600кг/м3 ГОСТ 9759-83, пенополистирол ПСБ-С, Y=35кг/м3 по ГОСТ 15588-86. В покрытии - пенополистирол ПСБ-С, Y=35кг/м3 по ГОСТ 15588-86. |
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 9759-83 отсутствует в данном каталоге (базе) стандартов, ГОСТ 15588-86 "Плиты пенополистирольные. Технические условия " заменен с 01.07.2015 г. на ГОСТ 1588-2014 "Плиты пенополистирольные. Технические условия".
Из положений Закона о контрактной системе, в частности статьи 33 следует, что указанные в документации требования, в том числе к применяемым при выполнении работ стандартам, должны быть действительными/актуальными на момент размещении такой документации и соответствующего извещения о проведении закупки на официальном сайте.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, пункт 2.4 части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации содержит указание на недействующий ГОСТ 15588-86 "Плиты пенополистирольные. Технические условия ", а также на отсутствующий в каталоге (базе) стандартов на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 9759-83.
Жалоба ООО "ЮА Глобал" признана обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика АМО "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия), уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству здания детской музыкальной школы "Дом Олонхо" в г. Верхоянск (извещение N 0116200007916006286) необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "ЮА Глобал" на действия заказчика АМО "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия), уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству здания детской музыкальной школы "Дом Олонхо" в г. Верхоянск (извещение N 0116200007916006286) обоснованной.
3. Признать заказчика Администрацию муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) нарушившим часть 2 статьи 32, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику Администрации муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Петухова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 26 августа 2016 г. N 06-725/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2016