изготовлено в полном объеме 31 августа 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя:
общества с ограниченной ответственностью "Юридическое агентство "Глобал"" (далее также - ООО "ЮА Глобал", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от заказчика (далее также - Администрация, АМО "Город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия), заказчик, аукционная комиссия): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя заказчика;
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее также - ООО "Прогресс", заинтересованное лицо): Карманова Е.В. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "ЮА Глобал" на действия заказчика АМО "Город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность 24 жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома (извещение N 0116300038516000016), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
19 августа 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ЮА Глобал" на действия заказчика АМО "Город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность 24 жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома (извещение N 0116300038516000016).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалоб, времени и месте их рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 26 августа 2016 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения дела возражений от заинтересованных лиц не поступило.
Жалоба ООО "ЮА Глобал" содержит следующий довод:
Заявитель считает, что заказчик установил незаконные требования к составу и содержанию второй части заявки участников закупки о предоставлении следующих документов:
- проектную декларацию (с внесенными в неё изменениями), (с положительным прохождением государственной экспертизы);
- разрешение на строительство;
- зарегистрированного права собственности на земельный участок или договора аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка.
Ходатайствует об истребовании информации о количестве застройщиков, имеющих право привлечения денежных средств для долевого строительства по месту требуемых работ и услуг, установленных заказчиком положениями аукционной документации по территориальному принципу.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из пояснений Администрации следует, что заказчик с жалобой не согласен на основании следующего.
Администрация МО "Город Ленск" являясь участником республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы", в соответствии с федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", разместила закупки на долевое строительство жилых помещений (квартир) в количестве 24 шт. в многоквартирных жилых домах малоэтажной застройки в каменном варианте в г. Ленске.
Извещение было размещено в ЕИС на общероссийском портале www.zakupki.gov.ru, 21.07.2016г., извещение N 0116300038516000016.
Источником финансирования являются средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средства государственного бюджета РС (Я), средства бюджета МО "Город Ленск" Ленского района РС (Я) выделяемые в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы".
Размещение закупки производилось в соответствии с Законом о контрактной системе Требования предъявляемые к участнику размещения закупки осуществлялось на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 указанного Закона.
В соответствии с требованиями указанной статьи при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пункт 12 аукционной документации содержит требования к участнику закупки и о необходимости предоставления в составе второй части заявки следующих документов:
- проектной декларации (с внесенными в неё изменениями), (с положительным прохождением государственной экспертизы)
- разрешения на строительство;
- зарегистрированного права собственности на земельный участок или договора аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка;
- действующие свидетельства о допуске к работам СРО (в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 года N 624, части III Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту с расшифровкой).
Предметом закупки является долевое участие в строительстве многоквартирного дома.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального Закона от 30.12.2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту также - Закон N 214-ФЗ, Закон об участии в долевом строительстве) указанный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Согласно требованиям части 1 статьи 3 Закона N 214 - ФЗ застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Таким образом, требования о предоставлении во второй части заявки указанных документов соответствуют части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года о подтверждении соответствии участника закупки требованиям и требованиям Закона N 214-ФЗ.
2. Согласно требованиям части 2 и 3 статьи 31 Закона N 44-ФЗ и положений Приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" при начальной максимальной цене контракта превышающей 10 000 000 руб. необходимо предъявление дополнительных требований к наличию опыта работы строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Начальная максимальная цена контракта по данному аукциону составляет сумму 79 313 052 руб. 00 коп.
Из буквального толкования положений п. 2 указанного Перечня следует, что Заказчик обязан предъявить дополнительные требования к участникам закупки к наличию опыта работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе, что им и было установлено.
Просят признать жалобу необоснованной.
Также указывают, что запрос предложений заказчиком не объявлен.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
21 июля 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк -АСТ" размещено извещение N 0116300038516000016 о проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность 24 жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома, а также аукционная документация.
19 августа 2016 года в извещение о проведении электронного аукциона внесены изменения NИИ1.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 79 313 052,00руб.
На момент рассмотрения жалобы по существу, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе на приобретение в муниципальную собственность 24 жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома N 0116300038516000016 не наступил.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "ЮА Глобал" необоснованной по следующим основаниям.
По мнению подателя жалобы, заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к составу и содержанию второй части заявки участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Закона, или копии этих документов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки соответствующие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом закупки является приобретение в муниципальную собственность МО "Город Ленск" Ленского района РС(Я) 24 жилых помещений (квартир) путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома.
В пункте 1 части I "Извещение о проведении электронного аукциона" аукционной документации установлено, что контракт заключается, в том числе, на основании Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.2004 г.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон N 214-ФЗ).
Согласно требованиям ч. 1 ст. 3 Закона N 214-ФЗ застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Следовательно, в соответствии с указанным положением Закона N 214-ФЗ аукционная документация должна содержать следующие требования к составу второй части заявки на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: разрешение на строительство, проектная декларация, а также документ, подтверждающий государственную регистрацию застройщиком права собственности на земельный участок, либо договор аренды/договор субаренды, либо договора безвозмездного срочного пользования таким земельным участком.
Материалами дела установлено, что в подпункте 5 пункта 4 части II "Информационная карта" аукционной документации указано, что участники закупки в составе второй части заявки предоставляют документы о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки- документы, подтверждающие соответствие участника или копии этих документов, требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований), или копии этих документов - требуется, перечень документов указывается в пункте 12 части I аукционной документации.
В пункте 12 части I "Извещение о проведении электронного аукциона" аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки следующих документов и сведений, в том числе:
- проектной декларации (с внесенными в неё изменениями), (с положительным прохождением государственной экспертизы)
- разрешения на строительство;
- зарегистрированного права собственности на земельный участок или договора аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка.
На основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа, проанализировав положения аукционной документации приходит к выводу о наличии в требованиях к составу и содержанию второй части заявки участников закупки документов, соответствующих требованиям Закону N 214 - ФЗ и Закону о контрактной системе.
На официальный запрос антимонопольного органа органом местного самоуправления г. Ленск представлена информация о выданных разрешений на строительство многоквартирных домов, из содержания которой следует, что на дату размещения извещения о проведении электронного аукциона, органом местного самоуправления г. Ленск выданы многочисленные разрешения на многоквартирных домов.
Таким образом, жалоба ООО "ЮА Глобал" подлежит признанию необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1 Как ранее в решении указывалось предметом данного электронного аукциона является на приобретение в муниципальную собственность 24 жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Закона, или копии этих документов.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки соответствующие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что в подпункте 5 пункта 4 части II "Информационная карта" аукционной документации указано, что участники закупки в составе второй части заявки предоставляют документы о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки- документы, подтверждающие соответствие участника или копии этих документов, требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований), или копии этих документов - требуется, перечень документов указывается в пункте 12 части I аукционной документации.
В извещении, сформированном на функционале официального сайта www.zakupki.gov.ru, пунктах 3.12 и 9 части IV "Техническое задание", а также пункте 12 части I "Извещение о проведении электронного аукциона" аукционной документации установлены требования к участникам закупки, а также к составу второй части заявки о предоставлении документов и сведений, в том числе:
- действующие свидетельства о допуске к работам СРО (в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624, части III Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту).
Кроме того, в вышеуказанных пунктах части I "Извещение о проведении электронного аукциона" и части IV "Техническое задание" аукционной документации заказчиком также установлены дополнительные требования к участникам закупки согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 года "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее по тексту - Постановление N 99).
Требуется наличие опыта работы, связанного с предметом контракта (с учетом правопреемства) на выполнение соответствующих работ, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в настоящем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% НМЦК.
Для подтверждения таких требований участник закупки должен предоставить следующие документы:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;
-копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ.
При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Как ранее отмечалось в решении, отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Законом N 214-ФЗ.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Пунктом 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что технический заказчик - физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом. Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 214-ФЗ застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства"), подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Следовательно, застройщик не обязан осуществлять самостоятельно строительные работы, а вправе привлечь в качестве подрядчика строительную организацию, которая будет являться обладателем свидетельства, выданного СРО о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также имеющую опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных в соответствии с Постановлением N 99.
Требование наличия свидетельства, выданного СРО согласно Перечню видов таких работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному Приказом N 624, а также о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных в соответствии с Постановлением N 99 возникает исключительно в тех случаях, когда имеет место необходимость выполнения строительных работ самим участником закупки, что не может являться обязательным в данной конкретной закупке исходя из предмета закупки.
Кроме того, согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0116300038516000016 код ОКПД2 установлен "68.10.11.000 - Услуги по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков". В Постановлении N 99 прямо перечислены наименования товаров, работ и услуг на которые распространяются действие данного Постановления. Между тем, код объекта закупки, указанный в извещении код ОКПД2 не указан в пункте 2 Приложения 1 к Постановлению N 99.
Таким образом, требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных в соответствии с Постановлением N 99, а также о наличии у участника закупки свидетельства, выданного СРО о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является неправомерным.
Заказчиком нарушены положения п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
1. Согласно части 1 статьи 3 Закона N 214 - ФЗ застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" либо подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Следовательно, в соответствии с указанным положением Закона N 214-ФЗ аукционная документация должна содержать следующие требования к составу второй части заявки на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: разрешение на строительство, проектная декларация, а также документ, подтверждающий государственную регистрацию застройщиком права собственности на земельный участок, либо договор аренды/договор субаренды, либо договора безвозмездного срочного пользования таким земельным участком.
Между тем, в пункте 3.12 части IV "Техническое задание" аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки участником закупки документов и сведений, в том числе проектную документацию на строительство.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Следовательно, наличие у участникам закупки разрешения на строительство и предоставление его в составе второй части заявки свидетельствует о том, что проектная документация соответствует требованиям законодательства, а также, что у участника закупки - застройщика имеется право осуществлять строительство.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Норма пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, согласно которой участник закупки, подавая заявку на участие в электронном аукционе, подтверждает, что товары, работы, услуги, предлагаемые им, соответствуют требованиям, изложенным в извещении и документации о проведении электронного аукциона, а также подтверждает свое согласие поставить товар/выполнить работу/оказать услугу в соответствии с требованиями, установленными в документации об аукционе и извещении. Более того, дача такого согласия является необходимым условием для подачи заявки в принципе.
Таким образом, заказчиком нарушены пункт 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, в части установления неправомерных требований к составу второй части заявки на участие в закупке.
3. Частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - РНП) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Аналогичное требование к участнику закупки заказчиком установлено в пункте 12 части I "Извещение о проведении электронного аукциона" аукционной документации.
Вместе с тем, в пункте 12 части I "Извещение о проведении электронного аукциона" аукционной документации также установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки сведения об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки в виде декларации, составленной в произвольной форме.
Так, согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки участника закупки должна содержать декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает единые требования в участникам закупки.
Следовательно, участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в непосредственно пунктах 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также продекларировать свое соответствие им.
Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлено.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частью 2 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации, а также вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Следовательно, исходя из смысла Закона, следует, что участник закупки не обязан декларировать об отсутствии информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в составе второй части заявки, более того, комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать свое соответствие требованию части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 8 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков подрядчиков, исполнителей) находиться в свободном доступе, любое лицо имеет возможность ознакомиться с информацией, содержащейся в реестре в отношении любых участников закупки.
Таким образом, в случае установления заказчиком, комиссией факта включения в РНП участника закупки, то заказчик/комиссия вправе реализовать защиту своих прав, предусмотренную Законом о контрактной системе (часть 9 статьи 31), а именно отстранить участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказаться от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в любой момент до заключения контракта.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа в действиях заказчика усматривает нарушение требования части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ЮА Глобал" на действия заказчика АМО "Город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность 24 жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома (извещение N 0116300038516000016) необоснованной.
2. Признать заказчика АМО "Город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, часть 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику АМО "Город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
М.Н. Петухова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 26 августа 2016 г. N 06-727/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2016