изготовлено в полном объеме 21 сентября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью Ремонтно-строительная компания "Партнер" (далее - ООО РСК "Партнер", заявитель): Вавилова А.Б. (представитель по доверенности),
от заказчика администрации муниципального района "Горный улус" Республики Саха (Якутия) (далее - заказчик, АМО "Горный улус" РС(Я)): уведомлены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей заказчика,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Ремонтно-строительная компания "Партнер" на действия заказчика администрации муниципального района "Горный улус" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение у застройщиков 16 жилых помещений в собственность муниципального района путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300000716000126), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
09 сентября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью Ремонтно-строительная компания "Партнер" на действия заказчика администрации муниципального района "Горный улус" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение у застройщиков 16 жилых помещений в собственность муниципального района путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300000716000126).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 16 сентября 2016 года в 14 часов 30 минут.
В ходе рассмотрения представитель ООО РСК "Партнер" пояснила следующее.
Заявителем обжалуются положения аукционной документации, в том числе.
1. Наличие разночтений в извещении о проведении закупки и в аукционной документации относительно размера обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
2. Отсутствие в аукционной документации, в том числе в проекте контракта, ссылок на используемые нормативы, строительные нормы и правила.
3. Отсутствие в проекте контракта информации о том, какие документы надлежит представить застройщику в целях регистрации договора участия в долевом строительстве.
4. Установление в аукционной документации требования к участникам закупки о предоставлении документа, подтверждающего право собственности на земельный участок или договора аренды/субаренды земельного участка, либо документа, подтверждающего право безвозмездного срочного пользования земельным участком. При этом, долевое строительство предполагается на территории с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия), аукционов на предоставление земельных участок в границах которого администрацией поселения не проводилось. Таким образом, установленное к участникам закупки требование о предоставлении правоустанавливающих документов на земельный участок, в границах которого предполагается строительство, ограничивает количество участников закупки.
5. Согласно СНиП 1.04.03-85 "Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений" продолжительность строительства зданий должна составлять не менее 18-ти месяцев. Между тем в пункте 11 аукционной документации указана информация о сроках, а именно обязательство застройщика по получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не позднее 01 июля 2017 года.
Вместе с тем, в настоящее время на территории с. Бердигестях Горного улуса строительство многоквартирных домов не ведется, в аренду земля не сдавалась, что подтверждается отсутствием аукционов на сдачу земли в аренду.
Указывает, что при изложенных обстоятельствах, а именно учитывая то, что положениями СНиП 1.04.03-85 установлена минимальная продолжительность строительства зданий - 18 месяцев, а также, учитывая то, что в соответствии с пунктом 1.11 аукционной документации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию должно быть получено застройщиком не позднее 01.07.2017 г. остается неизвестным сможет ли какая-либо строительная фирма принять участие в электронном аукционе на приобретение у застройщиков 16 жилых помещений в собственность муниципального района путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300000716000126).
Просит признать жалобу обоснованной, путем выдачи предписания обязать заказчика внести изменения в документацию об электронном аукционе, а также вернуть процедуру осуществления закупки на этап подачи заявок.
Из письменных пояснений заказчика следует, что АМО "Горный улус" РС(Я) с первым доводом жалобы заявителя согласен и обязуется исправить допущенное нарушение при повторной процедуре осуществления закупки, по остальным доводам жалобы письменные пояснения не представлены.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
27 августа 2016 года заказчиком на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" и на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0116300000716000126 о проведении электронного аукциона на приобретение у застройщиков 16 жилых помещений в собственность муниципального района путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия), а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 66 487 650,00 руб.
12 сентября 2016 года состоялось рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300000716000126-1.
Согласно указанному протоколу по окончанию срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (12.09.2016 г. 03:00 (время московское)) по приобретению у застройщиков 16 жилых помещений в собственность муниципального района путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия) не подано ни одной заявки.
В соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО РСК "Партнер" частично обоснованной по следующему основанию.
Заявитель указывает на наличие разночтений в извещении о проведении закупки и в аукционной документации относительно размера обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Федерального закона, указывается размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Следовательно, информация о размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, указанная в извещении о проведении такого аукциона и в аукционной документации, не должна содержать разночтений.
Между тем, материалами дела установлено, что в извещении N 0116300000716000126 о проведении электронного аукциона на приобретение у застройщиков 16 жилых помещений в собственность муниципального района путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия) указано, что размер обеспечения заявок составляет 3 324 382,50 руб., тогда как в пункте 1.18 части 1 "Сведения о проводимом электронном аукционе" аукционной документации указано, что размер обеспечения заявок на участие в электронном аукционе составляет 1% от начальной (максимальной) цены контракта - 664 876,5 (шестьсот шестьдесят четыре тысяч восемьсот семьдесят шесть) рублей 5 копеек.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Статьей 7 Закона о контрактной системе устанавливается принцип открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 3 названной статьи Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В связи с вышеизложенным, действия заказчика по указанию в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации различных сведений о размере обеспечения заявок на участие в электронном аукционе, нарушают положения части 3 статьи 7, пункт 4 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Первый довод ООО РСК "Партнер" признается обоснованным.
Заявитель указывает на отсутствие в аукционной документации, в том числе в проекте контракта, ссылок на используемые нормативы, строительные нормы и правила.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки, должен руководствоваться правилом об использовании, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из совокупного смысла положений части 1 статьи 12 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что составление описания объекта закупки, а следовательно и установление требований к закупаемому товару, работам, услугам является прерогативой заказчика, который устанавливая соответствующие требования, руководствуется собственными потребностями.
Материалами дела установлено, что предметом закупки изв. N 0116300000716000126 является участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия).
Таким образом, предметом закупки является участие в долевом строительстве, а не выполнение строительных работ. Потребность заказчика заключается в приобретении 16-ти жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах, построенных (строящихся) с общей площадью с лоджиями не более 950 кв.м., без лоджий не менее 882 кв.м. (пункт 2 части III "Техническое задание" аукционной документации).
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что предметом закупки не является выполнение строительных работ, второй довод жалобы ООО РСК "Партнер" не находит подтверждения и признается необоснованным.
Заявитель указывает на отсутствие в проекте контракта информации о том, какие документы надлежит представить застройщику в целях регистрации договора участия в долевом строительстве.
Правоотношения, возникающие в рамках долевого строительства, регулируются Федеральным законом N 214-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту решения - Закон об участии в долевом строительстве).
Требования к содержанию договора об участии в долевом строительстве устанавливаются частью 4 статьи 4 Закона об участии в долевом строительстве.
Так, согласно указанной нормы, договор об участии в долевом строительстве должен содержать:
1) определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости;
2) срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства;
3) цену договора, сроки и порядок ее уплаты;
4) гарантийный срок на объект долевого строительства;
5) способы обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору.
Таким образом, Закон об участии в долевом строительстве не содержит требований о включении в положения договора долевого строительства перечня документов, которые надлежит представить застройщику в целях регистрации договора участия в долевом строительстве в соответствующем органе.
В статье 34 Закона о контрактной системе, устанавливающей требования к контракту, заключаемому для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанное требование также отсутствует.
В связи с вышеизложенным, третий довод жалобы ООО РСК "Партнер" подлежит признанию необоснованным.
Заявитель указывает на то, что устанавливая в аукционной документации требования к участникам закупки о предоставлении документа, подтверждающего право собственности на земельный участок или договора аренды/субаренды земельного участка, либо документа, подтверждающего право безвозмездного срочного пользования земельным участком, заказчик ограничивает количество участников закупки, поскольку долевое строительство, являющееся предметом контракта, предполагается на территории с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия), аукционов на предоставление земельных участок в границах которого администрацией поселения не проводилось.
Порядок подачи жалобы на участие в электронном аукционе регламентируется статьей 105 Закона о контрактной системе.
По смыслу части 9 названной статьи, указывающей на то, что заявителем к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность, бремя доказывания доводов жалобы возлагается на заявителя такой жалобы.
ООО РСК "Партнер" в материалы дела не представило доказательств в обоснование своего довода относительно не проведения аукционов на предоставление земельных участков в границах с. Бердигестях Горного улуса РС(Я).
Вместе с тем, согласно сведениям, представленным заказчиком (исх. N 54/16 от 15.09.2016 г.) разрешение на строительство многоквартирных домов на территории МО "Бердигестяхский наслег" Горного улуса РС(Я) имеется у двух строительных компаний - ООО Строительная компания "Венс плюс", ООО "Легион ГРК".
В связи с вышеизложенным четвертый довод жалобы ООО РСК "Партнер" признается необоснованным.
По мнению заявителя в настоящее время на территории с. Бердигестях Горного улуса строительство многоквартирных домов не ведется, в аренду земля не сдавалась, что в совокупности с положениями СНиП 1.04.03-85 "Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений", устанавливающими, что продолжительность строительства зданий должна составлять не менее 18-ти месяцев, и пунктом 11 аукционной документации, устанавливающим обязанность застройщика по получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не позднее 01 июля 2017 года, ограничивает количество участников закупки и приводит к невозможности исполнения предмета контракта.
Вместе с тем, как указано выше, из смысла части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы возлагается на заявителя.
ООО РСК "Партнер" в материалы дела не представило доказательств в обоснование своего довода об отсутствии на территории с. Бердигестях строящихся домов, а также довода об ограничении количества участников закупки. В связи с вышеизложенным пятый довод жалобы ООО РСК "Партнер" признается необоснованным. Жалоба ООО РСК "Партнер" признается частично обоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Материалами дела установлено, что предметом закупки изв. N 0116300000716000126 является участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия).
В пункте 3.1 раздела 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" части I "Сведения о проводимом аукционе" установлены, в том числе, следующие требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, подаваемой участником закупки:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (раздел 2, пункт 2.1 "Информационная карта аукциона в электронной форме");
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром; Документы, подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям законодательства РФ (п. 3 ч. 5 статьи 66 N 44-ФЗ):
- Наличие копии документов, подтверждающих государственную регистрацию застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства, или договора аренды, договора субаренды, либо документ подтверждающий право безвозмездного срочного пользования земельным участком.
- Наличие копии разрешения на строительство многоквартирных домов (многоквартирного дома).
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов (раздел 2, пункты 2.4 - 2.5 "Информационная карта аукциона в электронной форме");
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона документах недостоверных сведений об участнике закупки (раздел 2, пункт 2.6 "Информационная карта аукциона в электронной форме").
8) Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком или копии этих документов (раздел 2, пункты 2.7 "Информационная карта аукциона в электронной форме").
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) данного Закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Исходя из содержания части 1 статьи 3 Закона об участии в долевом строительстве застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с данным Законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" либо подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Таким образом, наличие перечня документов, поименованного в части 1 статьи 3 Закона об участии в долевом строительстве, является законным основанием для осуществления застройщиком деятельности по привлечению денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости.
В связи с вышеизложенным, заказчику, в целях подтверждения соответствия участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, надлежало установить в аукционной документации требование о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей своих заявок на участие в электронном аукционе указанных документов, в частности, проектной декларации. При этом указанное требование должно быть установлено в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 29.12.2015 N 402-ФЗ "О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" с 01.01.2016 года проектная документация всех объектов, строительство которых финансируется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подлежит экспертизе. В силу статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация на строительство (многоквартирного (ых) жилого (ых) дома (ов)) в случае, если разрешение на строительство объекта (ов) выдано после 01.01.2016 года подлежит экспертизе (положительное заключение).
Заказчиком в материалы дела представлены копии следующих разрешений на строительство многоквартирных домов на территории МО "Бердигестяхский наслег" Горного улуса РС(Я):
- N RU14-524303-024-2016 от 05.05.2016 г., выдано ООО Строительная компания "Венс плюс";
- N RU14-524303-048-015 от 18.09.2015 г., выдано ООО "Легион-ГРК";
- N RU14-524303-015-2016 от 04.04.2016 г., выдано ООО "Легион-ГРК".
В связи с вышеизложенным, по мнению Комиссии Якутского УФАС России, в целях надлежащего исполнения требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, заказчиком к участникам электронного аукциона на приобретение у застройщиков 16 жилых помещений в собственность муниципального района путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300000716000126) надлежит установить, в том числе, требование о наличии проектной декларации в соответствии с Законом об участии в долевом строительстве, положительного заключения экспертизы разрешения на строительство объекта(ов), и предоставлении указанных документов в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.
При этом, при установлении вышеуказанных требований, заказчику надлежит учитывать положения части 2 статьи 19 Закона об участии в долевом строительстве, в соответствии с которым застройщик вправе не опубликовывать в средствах массовой информации и (или) не размещать в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектную декларацию, если привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется без производства, размещения и распространения рекламы, связанной с таким привлечением денежных средств. В этом случае застройщик обязан представить проектную декларацию любому заинтересованному лицу для ознакомления.
Учитывая то, что вышеперечисленные обязательные требования заказчиком к участникам закупки и составу вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не установлены, заказчик признается нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 190 ГК РФ срок может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Разделом 5 "Сдача-приемка объектов долевого строительства" установлено следующее:
"5.1. Приемка готового Объектов долевого строительства осуществляется приемочной комиссией, дата проведения которой назначается Застройщиком - Техническим заказчиком. В состав комиссии должны входить представители Участника долевого строительства и Застройщика - Технического заказчика.
5.2. Застройщик - Технический заказчик в течение 30 дней с момента выдачи разрешения на ввод многоквартирного(ых) дома(ов) в эксплуатацию обязан направить для подписания Участнику долевого строительства подписанный со стороны Застройщика - Технического заказчика передаточный акт Объектов долевого строительства, кадастровые (технические) паспорта Объектов долевого строительства (отдельно на каждую квартиру), правоустанавливающие документы на земельный участок, разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, и иные документы, необходимые для регистрации права муниципальной собственности _________________ на жилые помещения (квартиры), согласно действующему законодательству Российской Федерации.
5.3. В передаточном акте Объектов долевого строительства указывается техническое состояние Квартир на момент подписания акта, передаваемая техническая документация на каждую Квартиру и установленное в ней оборудование.
5.4. При обнаружении Участником долевого строительства недостатков Объектов долевого строительства Сторонами составляется акт обнаружения недостатков, в котором фиксируется перечень дефектов (недостатков) и сроки их устранения Застройщиком - Техническим заказчиком. Для составления акта обнаружения недостатков Стороны совместно или любая из Сторон вправе привлечь экспертную организацию - независимого эксперта в данной области. При отказе (уклонении) Застройщика - Технического заказчика от подписания указанного акта, в нем делается отметка об этом, и акт подписывается Участником долевого строительства и экспертной организацией.
5.5. Застройщик - Технический заказчик обязан устранить все обнаруженные недостатки за свой счет в сроки, указанные в акте обнаружения недостатков, обеспечив при этом сохранность Объектов долевого строительства или их части, в которой производится устранение недостатков, а также находящегося там оборудования, и несет ответственность за их утрату, повреждение или недостачу.".
Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок, проанализировав положения проекта контракта на приобретение у застройщиков 16 жилых помещений в собственность муниципального района путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия) приходит к заключению о том, что из указанных положений невозможно сделать однозначного вывода о сроках приемки выполненных работ.
Так, в проекте контракта отсутствует указание на срок, в течение которого заказчиком, с момента ввода объектов долевого строительства в эксплуатацию, осуществляется приемка указанных объектов долевого строительства, а также из положений проекта контракта невозможно определить когда будет выполнена приемка готовых объектов долевого строительства, в случае обнаружения и устранения недостатков объектов долевого строительства.
В связи с вышеизложенным заказчик признается нарушившим положения части 13 статьи 34, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью Ремонтно-строительная компания "Партнер" на действия заказчика администрации муниципального района "Горный улус" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение у застройщиков 16 жилых помещений в собственность муниципального района путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300000716000126) частично обоснованной, в части довода о наличии разночтений в извещении о проведении закупки и в аукционной документации относительно размера обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
2. Признать заказчика администрацию муниципального района "Горный улус" Республики Саха (Якутия) нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 31, часть 13 статьи 34, пункт 4 части 5 статьи 63, часть 1, пункт 2 части 1, часть 4 статьи 64, пункт 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику администрации муниципального района "Горный улус" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
М. Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 сентября 2016 г. N 06-795/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2016