Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 октября 2016 г. N 06-836/16т
изготовлено в полном объеме 10 октября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссияантимонопольного органа, Комиссия) в составе:
Осиповой Я.Д.-начальникаотдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А.-заместителя начальникаотдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А.- старшегогосударственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест"(далее по тексту -ООО "Стройинвест", Общество, заявитель):уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заказчика Поселковой администрации городского поселения "Серебряный Бор" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия)(далее по тексту- АГП "Серебряный Бор", Администрация, заказчик): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя заказчика,
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика Поселковой администрации городского поселения "Серебряный Бор" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на работы по строительству инженерных сетей 4 квартала поселка Серебряный Бор Нерюнгринского района" (извещение N 0116300037716000050),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
28 сентября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Стройинвест"на действия заказчика Поселковой администрации городского поселения "Серебряный Бор" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на работы по строительству инженерных сетей 4 квартала поселка Серебряный Бор Нерюнгринского района" (извещение N 0116300037716000050).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 05 октября2016 года в 17 часов 30минут.
До рассмотрения дела возражений от заинтересованных лиц не поступило.
Доводы жалобы ООО "Стройинвест"выглядят следующим образом:
Довод первый.В проекте контракта заказчиком не установлены всевозможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Довод второй. В нарушение требований Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 99 от 04.02.2015 г. "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее по тексту решения - Постановление Правительства N 99) заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации не установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать соответствующее предписание.
Как следует из письменных пояснений представителей заказчика по жалобе заявителя:
По первому доводужалобы. Указывают, что условиями контракта предусмотрена ответственность, согласно ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Довод о целесообразности включения всех возможных значений размеров штрафов не является обязанностью Заказчика и не предусмотрено законом.
По второму доводу жалобы.По мнению заказчика, дополнительные требования, предусмотренные Постановлением Правительства N 99, устанавливаются при проведении закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Просят признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
Материалами дела установлено следующее.
12 сентября 2016 года заказчикомна официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещено извещение N 0116300037716000050о проведении электронного аукциона наработы по строительству инженерных сетей 4 квартала поселка Серебряный Бор Нерюнгринского района,а также аукционная документация.
13 сентября 2016 года заказчиком вносились изменения в положения аукционной документации.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 43 861 000,00 руб.
29 сентября 2016 года проведена процедура рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300037716000050 - 1.
Согласно данному протоколу единственная заявка участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Стройинвест"обоснованнойпо следующим основаниям:
Как следует из сути жалобы, заявителем обжалуются положения документации об электронном аукционе.
Довод об отсутствии всевозможных значений размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта,за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта, признан обоснованным, в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком, (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 (далее по тексту решения - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
В пунктах 6.1.4, 6.2.4 проекта контракта установлено следующее:
"За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения "Подрядчиком" обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, "Подрядчик" уплачивает штраф в виде фиксированной суммы. Размер штрафа определен как 10% цены Контракта и составляет ______________________ (_______________________) рублей __ копеек.
За каждый факт ненадлежащего исполнения "Заказчиком" обязательств по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, Заказчик уплачивает штраф в виде фиксированной суммы. Размер штрафа определен как 2,5% цены Контракта и составляет ______________________ (_______________________) рублей ___ копеек".
Таким образом, заказчиком в проекте контракта указаны значения размеров штрафа, предусмотренные подпунктами "а" пунктов 4 и 5 Правил, при цене контракта не более 3 млн. руб. Между тем, как установлено материалами дела начальная (максимальная) цена контракта составляет 43 861 000, 00 руб.
Следовательно, в проекте муниципального контракта не указаны всевозможные значения размеров штрафов, предусмотренных Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Вместе с тем, из смысла части 4 статьи 34 закона о контрактной системе следует, что размер неустойки, штрафов, пеней, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено внесение изменений заказчиком в положения проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупки. Между тем, подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафов в зависимости от цены контракта.
Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчику необходимо устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием всевозможные значения размеров штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- условий о начислении пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- условий о начислении штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- условий о начислении пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил;
- условий о начислении штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил;
- условий предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в 2015 году в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
При этом, по мнению Комиссии Якутского УФАС России, включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
На основании вышеизложенного довод ООО "Стройинвест" об отсутствии в проекте контракта всевозможных значений размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта,признается обоснованным. Заказчиком нарушены ч. 4, 5, 8 ст. 34, ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы о том, что заказчиком не установлены дополнительные требования согласно Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки признан обоснованным, на основании следующего.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусматривается, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства N 99 устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Соответствие участников закупки указанным требованиям при осуществлении аукционов подтверждается документами, предусмотренными приложением N1 к настоящему постановлению.
Таким образом, дополнительные требования, устанавливаемые вышеуказанным Постановлением, предъявляются к участникам закупки при осуществлении закупки в форме электронного аукциона.
Согласно указанному Постановлению Правительства N 99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются следующие дополнительные требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Поскольку заказчиком размещена закупка на выполнение работпо строительству инженерных сетей 4 квартала поселка Серебряный Бор Нерюнгринского района с кодом ОКПД2"43.99.90.190" и с начальной (максимальной) ценой контракта 43 861 000, 00руб., то при осуществлении данной закупки применяются положения Постановления Правительства N 99.
Материалами дела установлено, что заказчиком ни в положениях извещения о проведении электронного аукциона, ни в аукционной документации не установлены дополнительные требования согласно Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки.
Таким образом, Комиссией антимонопольного органа в действиях заказчика установлены нарушения требований ч. 4, 5ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе в части не установления дополнительного требования к участникам закупки согласно Постановлению Правительства N 99.
Довод заявителя нашел свое подтверждение и признан обоснованным.
Жалоба подлежит признанию обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В пункте 7.2 проекта контрактав случае обеспечения исполнения контракта путем внесения денежных средств, возврат обеспечения Покупателем Продавцу производится в течение 10 дней с момента передачи Квартиры и ключей от нее уполномоченному представителю Покупателя.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Между тем, данное событие, как "передача Квартиры и ключей от нее уполномоченному представителю Покупателя" не наступит, а, следовательно,возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не осуществится, поскольку предметом закупки является выполнение работ по строительству инженерных сетей 4 квартала поселка Серебряный Бор Нерюнгринского района.
Таким образом, данное условие о сроках возврата, указанное в проекте контракта не может быть применимо к данному контракту и закупке, заказчик признан нарушившим ч. 4 ст. 64, ч. 27 ст.34 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемкипоставленного товара,выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В разделе 3 проекта контракта предусмотрено следующее:
"3.1. Сдача результата Работ "Подрядчиком" и приемка его "Заказчиком" оформляются актом.
3.2. Приемка-сдача работ проводится сторонним экспертом, который осуществляет оценку выполненных работ на соответствие объемов и качества работ требованиям настоящего Контракта в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента их завершения. Приемка результатов выполненных работ оформляется документом о приемке, который утверждается "Заказчиком" (акт о приемке выполненных работ).
3.3. "Заказчик" вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования и не могут быть устранены "Подрядчиком" или "Заказчиком".".
Таким образом, заказчиком в нарушение ч. 4 ст. 64, ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе не установлен срок приемки выполненной работы (ее результата), а также срок оформления результатов такой приемки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "Стройинвест" на действия заказчика Поселковой администрации городского поселения "Серебряный Бор" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона "Работы по строительству инженерных сетей 4 квартала поселка Серебряный Бор Нерюнгринского района" (извещение N 0116300037716000050)обоснованной.
2. Признать заказчикаПоселковой администрации городского поселения "Серебряный Бор" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) нарушившимч. 4 ст. 64, чч. 4, 5, 8 ст. 34;ч. 4, 5 ст. 31, ч. 3 ст. 64; ч. 27 ст. 34; ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Поселковой администрации городского поселения "Серебряный Бор" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, заказчику уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 октября 2016 г. N 06-836/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2016