изготовлено в полном объеме 26сентября2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Нановой Т.А.-заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "Кинг-Строй"(далее также -ООО "Кинг-Строй", Общество, заявитель):не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от аукционной комиссии, заказчика Администрации Адычинского наслега Верхоянского района Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация Адычинского наслега Верхоянского района РС(Я), заказчик, аукционная комиссия): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представлено письменное пояснение,
рассмотревжалобуООО "Кинг-Строй"на действия аукционной комиссии заказчика Администрации Адычинского наслега Верхоянского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на ремонт улично-дорожной сети (извещение N 0116300031316000006),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
14сентября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилажалобаООО "Кинг-Строй"на действия аукционной комиссии заказчика Администрации Адычинского наслега Верхоянского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на ремонт улично-дорожной сети (извещение N 0116300031316000006).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 21сентября 2016 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы возражения от заинтересованных лиц не поступили.
В жалобе ООО "Кинг-Строй" указаноследующее:
Обществу отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине несоответствия в заявкеинформации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
С данным решением не согласны, поскольку первая часть заявки содержала согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также ведомость основных используемых материалов, что соответствует требованиям части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В письменных пояснениях Администрации Адычинского наслега Верхоянского района РС(Я)указано следующее:
Обществуотказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, так как заявка не соответствует инструкции по заполнению заявки, указанной в документации об электронном аукционе.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
26августа 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ"размещены извещение N 0116300031316000006о проведении электронного аукциона на ремонт улично-дорожной сети, а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила600 000,00руб.
Согласно протоколу N 0116300031316000006-1от 05.09.2016 года на участие в электронном аукционе поданы три заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3 (ООО "Кинг-Строй"). Аукционная комиссия отказала в допуске к участию в электронном аукционе участникам с порядковыми номерами заявок 1, 3 (ООО "Кинг-Строй") и допустила участника с порядковым номером заявки 2.
Согласно протоколу N 0116300031316000006-2 от 06.09.2016 года заявка единственного участника электронного аукциона признана соответствующей требованиям аукционной документации. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобуООО "Кинг-Строй"обоснованнойна основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует отказ в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу N 0116300031316000006-1от 06.09.2016 года ООО "Кинг-Строй"отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующей причине: "Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, заявка не соответствует инструкции по заполнению, указанной в документации об аукционе".
В пояснениях Администрации Адычинского наслега Верхоянского района РС(Я) указано аналогичное протоколу N 0116300031316000006-1 от 06.09.2016 года основание отклонения заявки ООО "Кинг-Строй", конкретная причина отсутствует.
Предметом данной закупки является ремонт улично-дорожной сети.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе содержит перечень информации, которая должна содержаться в первой части заявки.
Проанализировав материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае применению подлежит пункт 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку в аукционной документации отсутствуют требования к применяемым при выполнении работ материалам.
Согласно данной норме первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержатьтолько согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Первая часть заявки ООО "Кинг-Строй" содержит указанное согласие, в связи с чем, заявителем исполнено требование пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 4 указанной статьи участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В силу части 5 статьи 67 Закона о контрактной системеотказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, аукционная комиссия нарушила часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отказа ООО "Кинг-Строй"в допуске к участию в электронном аукционе.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1.Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Требования к содержанию и составу заявок, в том числе к ее первым и вторым частям установлены в части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Проанализировав материалы дела, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в аукционной документации требований к составу и содержанию первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Данные требования определены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Как установлено материалами дела, согласно извещению о проведении электронного аукциона заказчиком указан код ОКПД2 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов", при этом начальная (максимальная) цена контракта составила 600 000,00 руб.
Следовательно, Постановление N 99 в данном случае применению не подлежит.
Между тем, в Описании объекта закупки аукционной документации установлено, следующее:
"Дополнительные требования к участникам закупки согласно частей 2 и 3 статьи 31 ФЗ от 05.4.2013 N44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 04.02.2015N99.Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.Участником закупки предоставляется (предоставляются) копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов) и акта (актов) выполненных работ;копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе".
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком установлено излишнее требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99.
3. Согласно протоколу N 0116300031316000006-1 от 06.09.2016 года участнику с порядковым номером заявки 1отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующей причине "Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, заявка не соответствует инструкции по заполнению, указанной в документации об аукционе".
В пояснениях Администрации Адычинского наслега Верхоянского района РС(Я) указано аналогичное протоколу N 0116300031316000006-1 от 06.09.2016 года основание отклонения заявки с порядковым номером 1, конкретная причина отсутствует.
Комиссия приходит к выводу о неправомерности действий аукционной комиссии в части отказа участнику с порядковым номером заявки 1в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку, как установлено выше, в связи с отсутствием в аукционной документации требований к применяемым при выполнении работ материалам, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать толькосогласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных аукционной документацией, при этом данное требование участником с порядковым номером заявки 1 исполнено. Следовательно, аукционная комиссия нарушила часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию: 1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе; 2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участиев нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем; 3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Проанализировав протокол рассмотрения первых частей заявок N 0116300031316000006-1 от 06.09.2016 года, Комиссия приходит к выводу, что в нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе данный протокол не содержит обоснование отклонения заявок участников закупки с порядковыми номерами 1, 3 с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявки, положений заявок, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "Кинг-Строй" на действия аукционной комиссии заказчика Администрации Адычинского наслега Верхоянского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на ремонт улично-дорожной сети (извещение N 0116300031316000006) обоснованной.
2. Признать аукционнуюкомиссию заказчика Администрации Адычинского наслега Верхоянского района РС(Я) нарушившейчасть 5, пункт 2 части 6 статьи 67Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать заказчика Администрации Адычинского наслега Верхоянского района РС(Я) нарушившимпункт 2 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 66Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать аукционной комиссии, заказчику Администрации Адычинского наслега Верхоянского района РС(Я)предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: М.Н. Петухова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 сентября 2016 г. N 06-799/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2016