изготовлено в полном объеме 27 сентября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью Фармацевтическая фирма "Рослек" (далее также - ООО ФФ "Рослек", заявитель): Ефимов Ю.А. (представитель по доверенности),
от заказчика государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок" (далее по тексту решения - ГКУ РС(Я) "Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок", заказчик) - Яковлев Н.Р. (представитель по доверенности),
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также Госкмозакупок РС(Я), уполномоченный орган): Игнатьева А.А. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО ФФ "Рослек" на действия заказчика ГКУ РС(Я) "Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по приемке, хранению, доставке и отпуску лекарственных препаратов отдельным категориям граждан (орфанные) (изв. N 0116200007916007428), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
15 сентября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО ФФ "Рослек" на действия заказчика ГКУ РС(Я) "Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по приемке, хранению, доставке и отпуску лекарственных препаратов отдельным категориям граждан (орфанные) (изв. N 0116200007916007428).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 22 сентября 2016 года в 11 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО ФФ "Рослек" огласил жалобу в полном объеме.
Из смысла жалобы следует, что заявителем обжалуются положения конкурсной документации, а именно порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Указывает, что установленные заказчиком показатели значимости подкритериев нестоимостного критерия "квалификация участников закупки" ограничивают количество участников закупки, поскольку при любом ценовом предложении (даже при ценовом предложении равном 1 рублю) ООО ФФ "Рослек" не сможет стать победителем данного конкурса в том случае, если заявитель будет конкурировать за право заключения контракта с МУП "Аптеки Якутска", так как из всех участников закупок только МУП "Аптеки Якутска" исполнило контракты на оказание услуг по бесплатному обеспечению льготных категорий граждан лекарственными средствами на общую сумму более 100 млн. руб.
Подчеркивает, что участниками закупок на бесплатное обеспечение лекарственными средствами льготных категорий граждан могут быть только МУП "Аптеки Якутска", ООО "Страховая аптека "Сахамедстрах", ООО ФФ "Рослек", ООО "Альянс" и муниципальные аптеки.
Считает, что установленный заказчиком порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе создает преимущественное положение для участника закупки МУП "Аптеки Якутска".
В подтверждение своих доводов в материалы дела представляет копии протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе по закупкам изв. N 0116200007915010106 от 17.12.2015 г., N 0116200007915008284 от 20.10.2015 г., расчеты баллов по критериям, указанным в конкурсной документации.
Просит признать жалобу обоснованной, обязать заказчика внести изменения в конкурсную документацию, провести внеплановую проверку закупки.
Представитель заказчика с жалобой не согласился и пояснил следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50, пункту 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе, а также пунктам 4 и 8 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее по тексту решения - Правила оценки заявок) заказчик для оценки заявок (предложений) на участие в закупке вправе установить как один, так и два нестоимостных критерия - "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
При этом в соответствии с пунктом 3 Правил оценки заявок "оценка" являет собой процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, основываясь на принципах ответственности за результативность закупки, эффективности осуществления закупок, заказчик установил следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе:
- стоимостной критерий (ценовое предложение) - 40%;
- нестоимостной критерии оценки - 60 %.
В отношении нестомостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" заказчиком предусмотрены следующие показатели, раскрывающие указанный критерий:
- наличие аптечных пунктов по месту расположения обслуживаемой медицинской организации - 10 %;
- общая сумма исполненных участником контрактов на оказание услуг по бесплатному обеспечению лекарственными средствами льготных категорий граждан - 90 %.
Также указывает, что перечень участников закупок, исполнивших контракты на оказание услуг по бесплатному обеспечению льготных категорий граждан лекарственными средствами на общую сумму более 100 млн. руб. не ограничивается одним лишь МУП "Аптеки Якутска", общая стоимость контрактов, исполненных ОАО "Сахафармация" также превышает 100 млн. рублей, что подтверждается данными мониторинга, проведенного заказчиком.
В подтверждение указанного довода прилагает сравнительную таблицу.
Подчеркивает, что участником данной закупки может стать любое юридическое лицо, в том числе, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, имеющее лицензию на право осуществления фармацевтической деятельности.
Просит признать жалобу ООО ФФ "Рослек" необоснованной.
Представитель уполномоченного органа поддерживает позицию заказчика, просит признать жалобу ООО ФФ "Рослек" необоснованной, а требования, содержащиеся в ней - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
30 августа 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, опубликовано извещение N 0116200007916007428 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по приемке, хранению, доставке и отпуску лекарственных препаратов, отдельным категориям граждан (орфанные), а также конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 996 557,51 руб.
На момент рассмотрения жалобы срок вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (16 часов 00 минут 22.09.2016 г.) не наступил.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО ФФ "Рослек" необоснованной на основании следующего.
Из смысла жалобы следует, что заявителем обжалуются положения конкурсной документации, а именно порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
По мнению заявителя установленные заказчиком показатели значимости подкритериев нестоимостного критерия "квалификация участников закупки" ограничивают количество участников закупки и создают преимущественное положение для участника закупки МУП "Аптеки Якутска".
Статьей 12 Закона о контрактной системе установлен принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.
Согласно части 1 названной статьи, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Из совокупного смысла указанных норм Закона о контрактной системе следует, что при определении критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величин значимости этих критериев, порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе заказчик должен руководствоваться своими потребностями, и установить критерии и показатели оценки заявок участников закупки и порядок рассмотрения и оценки таких заявок таким образом, чтобы по итогам закупки заключить контракт с участником закупки, предложившим условия максимально отвечающие его потребностям.
Из материалов дела следует, что заказчиком, в целях оценки заявок на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по приемке, хранению, доставке и отпуску лекарственных препаратов, отдельным категориям граждан (орфанные) (изв. N 0116200007916007428) установлены следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе:
- стоимостной критерий (ценовое предложение), коэффициент значимости 40%;
- нестоимостной критерии оценки, коэффициент значимости 60 %.
В отношении нестомостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" заказчиком предусмотрены следующие показатели, раскрывающие указанный критерий:
- наличие аптечных пунктов по месту расположения обслуживаемой медицинской организации, коэффициент значимости 10 %;
- общая сумма исполненных участником контрактов на оказание услуг по бесплатному обеспечению лекарственными средствами льготных категорий граждан, коэффициент значимости 90 %.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085.
Согласно подпункту б) пункта 4 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные, в том числе:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 10 Правил оценки заявок допускается установление в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки показателей, раскрывающих содержание таких нестоимостных критериев оценки и учитывающих особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил оценки заявок значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению к Правилам оценки заявок, при этом сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Согласно пункту 3 Приложения к Правилам оценки заявок "Предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае, если предметом закупки является оказание медицинских образовательных (обучение, воспитание), юридических услуг предельная минимальная значимость стоимостных критериев оценки составляет 40 %, предельная максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) составляет 60 %.
При таких обстоятельствах, учитывая, что установленные заказчиком коэффициенты значимости стоимостного и нестоимостного критериев не выходят за пределы показателей, установленных Приложении к Правилам оценки заявок, а также то, что Правилами оценки заявок не установлены требования к показателям значимости подкритериев нестоимостных критериев оценки заявок (предложений) участников закупок, Комиссия приходит к выводу о том, что установленные заказчиком показатели значимости подкритериев нестоимостного критерия "квалификация участников закупки" соответствуют положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
При этом, согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В связи с вышеизложенным Комиссией в качестве надлежащего доказательства не принимаются протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе по закупкам изв. N 0116200007915010106 от 17.12.2015 г., N 0116200007915008284 от 20.10.2015 г., поскольку указанные протоколы не могут служить доказательством того, что в указанных закупках приняли участие все потенциальные участники закупок на право оказания услуг по приемке, хранению, доставке и отпуску лекарственных препаратов, отдельным категориям граждан, то есть все юридические лица, действующие на территории Российской Федерации и обладающие лицензией на право осуществления фармацевтической деятельности.
При изложенных обстоятельствах жалоба ООО ФФ "Рослек" подлежит признанию необоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Как указано выше, пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 11 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Материалами дела установлено, что в отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" заказчиком предусмотрены следующие показатели, раскрывающие указанный критерий:
- наличие аптечных пунктов по месту расположения обслуживаемой медицинской организации, коэффициент значимости 10 %;
- общая сумма исполненных участником контрактов на оказание услуг по бесплатному обеспечению лекарственными средствами льготных категорий граждан, коэффициент значимости 90 %.
Для показателя "наличие аптечных пунктов по месту расположения обслуживаемой медицинской организации, коэффициент значимости" заказчиком установлен следующий порядок оценки:
Приближённость к обслуживающей медицинской организации:
- 1 аптечный пункт дальностью от 0 до 2,00 км - 100 баллов;
- 1 аптечный пункт дальностью от 2,01 до 5,00 км- 70 баллов;
- 1 аптечный пункт от 5,01 до 8,00 км -50 баллов;
- 1 аптечный пункт от 8,01 км - 0 баллов.
1- максимальное количество 100 баллов
Для показателя "общая сумма исполненных участником контрактов на оказание услуг по бесплатному обеспечению лекарственными средствами льготных категорий граждан" установлен следующий порядок оценки:
Информации об общей сумме исполненных контрактов в табличной форме с приложением копий контрактов за период с 2013 г. по 2015 г., включая день окончания подачи конкурсных заявок, с актами оказанных услуг:
- от 1 рубля по 50 млн. руб - 10 баллов;
- от 50,001 млн. рублей по 70,000 млн. руб. - 30 баллов;
- от 70,001 млн. руб по 100,000 млн.руб. - 70 баллов;
- свыше 100,001 млн.руб. - 100 баллов;
- в случае отсутствия исполненных договоров - 0 баллов.
2 - максимальное количество 100 баллов.
При этом, в ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что в часть 4 аукционной документации "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость" заказчиком ошибочно не включена формула расчета количества баллов, присуждаемых по показателям нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки".
В связи с вышеизложенным заказчик признается нарушившим пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, поскольку на момент рассмотрения жалобы процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не проводилась, Комиссия не обладает сведениями о том, что допущенное заказчиком нарушение повлияло на результаты осуществления закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью Фармацевтическая фирма "Рослек" на действия заказчика Государственного казенного учреждения "Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по приемке, хранению, доставке и отпуску лекарственных препаратов отдельным категориям граждан (орфанные) (изв. N 0116200007916007428) необоснованной.
2. Признать заказчика Государственное казенное учреждение "Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок" нарушившим пункт 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку указанное нарушение не повлияло на результаты осуществления закупки, предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 22 сентября 2016 г. N 06-808/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2016