изготовлено в полном объеме 11октября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д.-начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н.-главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью частной охранной организации "Спецгеологоразведка"(далее также -ООО "Спецгеологоразведка", Общество, заявитель):представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
от заказчика Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию(далее также -Госкомгеологии РС(Я),заказчик):Скрябин В.В., Сычевский А.В.(представитель по доверенности);
от конкурсной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган, конкурсная комиссия): Игнатьева А.А.(представитель по доверенности),
рассмотревжалобуООО "Спецгеологоразведка" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я), заказчика Госкомгеологии РС(Я) при проведении открытого конкурса на выполнение поисково-ревизионных работ в целях реализации республиканской программы развития и использования минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых по территории Аллаиховского, Усть-Янского, Булунского, Нижнеколымского улусов (изв. N 0116200007916007230),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
29сентября2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "Спецгеологоразведка" на действия конкурснойкомиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я), заказчика Госкомгеологии РС(Я) при проведении открытого конкурса на выполнение поисково-ревизионных работ в целях реализации республиканской программы развития и использования минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых по территории Аллаиховского, Усть-Янского, Булунского, Нижнеколымского улусов (изв. N 0116200007916007230).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 06октября 2016 года в 14 часов 30 минут.
В жалобе ООО "Спецгеологоразведка" заявлено следующее:
Участнику закупки ООО"Спецгеологоразведка" по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" конкурсной документации присвоено 0 баллов. С данным решением заявитель не согласен.Кроме того, заявитель указывает, что положения конкурсной документации не позволяют определить, каким образом происходит оценка заявок по данному критерию.
В ходе рассмотрения дела представитель Госкомзакупок РС(Я) с жалобой не согласилась, пояснила следующее:
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" конкурсной документации в соответствии с заключением Госкомгеологии РС(Я) участнику закупки ООО "Спецгеологоразведка" присвоено 8 баллов,участнику закупки ГУ ГГП РС(Я) "Якутскгеология" присвоено 16 баллов. При этом при формировании протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N ПРО1 от 23 сентября 2016 года допущена техническая ошибка, в связи с чем некорректно отображены баллы по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", вместо присвоенных баллов указано 0 баллов.
При этом жалобу ООО "Спецгеологоразведка" считает неподлежащей рассмотрению.
В ходе рассмотрения дела представитель Госкомгеологии РС(Я) изложил позицию, аналогичную позиции представителя Госкомзакупок РС(Я).
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
25августа 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) размещены извещение N 0116200007916007230о проведении открытого конкурсана выполнение поисково-ревизионных работ в целях реализации республиканской программы развития и использования минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых по территории Аллаиховского, Усть-Янского, Булунского, Нижнеколымского улусов, а также конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила35 865 000,00руб.
19сентября 2016 года состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПВК1.
Согласно данному протоколу на участие в открытом конкурсе подано 4 (четыре) заявки от участников закупки ООО "Спецгеологоразведка", ГУ ГГП РС(Я) "Якутскгеология", ОАО "Янгеология", ООО "Геостром".
23сентября 2016 года состоялась процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПРО1.
Согласно указанному протоколу конкурсная комиссия приняла решение отклонить заявки ОАО "Янгеология", ООО "Геостром";признать заявкиООО "Спецгеологоразведка", ГУ ГГП РС(Я) "Якутскгеология" соответствующими требованиям конкурсной документации.
Победителем открытого конкурса признано ГУ ГГП РС(Я) "Якутскгеология".
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобуООО "Спецгеологоразведка"не подлежащей рассмотрениюна основании следующего.
Из содержания жалобы ООО "Спецгеологоразведка" следует, что заявитель обжалует, в том числе результаты оценки заявки Общества конкурсной комиссией по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"конкурсной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок.
Учитывая, что заявителем обжалуются действия конкурсной комиссии, связанные с оценкой конкурсной заявки заявителя по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", то в силу указанных норм Закона о контрактной системе Комиссия Якутского УФАС России не вправе давать оценку действиям конкурсной комиссии по указанному доводу.
Антимонопольный орган также указывает, что в части обжалования результатов оценки заявки на участие в конкурсе по критериям оценки заявки, указанным в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ заявитель вправе обратиться в суд.
Из содержания жалобы ООО "Спецгеологоразведка" также следует, что заявитель обжалует, в том числе положения конкурсной документации в части невозможности определить каким образом происходит оценка по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Порядок подачи жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего установлен статьей 105 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 указанной статьи обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
Сроком окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе - 19.09.2016 г.
Между тем, из материалов дела следует, что жалоба ООО "Спецгеологоразведка" поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 29.09.2016 г.
В связи с вышеизложенным, довод ООО "Спецгеологоразведка" в части обжалования положений конкурсной документации признается не подлежащим рассмотрению.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должны содержаться, в том числе присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N ПРО1 от 23 сентября 2016 года по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" конкурсной документации участникам закупки ООО "Спецгеологоразведка", ГУ ГГП РС(Я) "Якутскгеология" присвоено 0 баллов.
Между тем, Комиссией установлено, что общее количество присвоенных данным участникам закупкибалловне соответствует баллам, присвоенным по критериям конкурсной документации.
В ходе рассмотрения дела представители Госкомзакупок РС(Я), Госкомгеологии РС(Я) пояснили, что по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" конкурсной документации в соответствии с заключением Госкомгеологии РС(Я) участнику закупки ООО "Спецгеологоразведка" присвоено 8 баллов, участнику закупки ГУ ГГП РС(Я) "Якутскгеология" присвоено 16 баллов. При этом при формировании протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N ПРО1 от 23 сентября 2016 года допущена техническая ошибка, в связи с чем в указанном протоколе некорректно отображены баллы по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", вместо присвоенных баллов указано 0 баллов.
Данный факт подтверждается материалами дела.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 7, пункта 6 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе,при формировании конкурсной комиссией уполномоченного органа протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N ПРО1 от 23 сентября 2016 года некорректно указаны сведения о количестве присвоенных участникам закупки баллов по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Комиссией установлено, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с тем, что общее количество присвоенных участникам закупки баллов, с учетом технической ошибки,указано верно.
2. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Частью 4 "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе" конкурсной документации установлено, в том числе, следующее:
N п/п |
Наименование критериев |
Значимость критерия в процентах |
2. |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (далее Качество работ) |
20% |
N п/п |
|
Максимальное значение в баллах |
2.1. |
Качество работ В качестве показателя "Качество работ" рассматриваются предложения участника конкурса по технологии и методам выполнения работ. Сведения предоставляются по рекомендуемой форме N4. Порядок оценки заявок по критерию: Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному критерию осуществляется в соответствии с конкурсной документацией. Оценка в 0 баллов по критерию присваивается участнику, предложившему технологию и методы выполнения работ, не соответствующие условиям конкурсной документации, в том числе техническому заданию в составе конкурсной документации или отсутствие данного предложения. Предложения по технологии и методам выполнения работ оцениваются по степени детализации проработки подхода к выполнению работ, максимальное значение оценки по данному критерию равно 100 баллов. Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам. Рейтинг заявки по критерию оценки равен оценке в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки. |
100 |
В рекомендуемой форме N 4 указано, в том числе следующее: "Участник размещения заказа описывает выполняемые работы в предложениях о качестве работ и иных условиях исполнения государственного контракта по соответствующему объекту конкурсного размещения, для обоснования своих предложений прикладывает следующие материалы:
1) пояснительную записку с обоснованием качественных характеристик работ по объекту, включающую геолого-методическое обоснование постановки работ (анализ результатов ранее выполненных исследований по объекту, схему организации проектируемых работ, предлагаемые методики, технологии, состав технических комплексов и объемы по видам геологоразведочных работ для решения геологических задач по конкурсному объекту), геологическую, техническую и иную документацию, обосновывающие сущность конкурсного предложения. В пояснительной записке обозначаются вносимые изменения в геологическое (техническое) задание. Подтверждения и обоснования должны включать постатейные комментарии к Техническому (геологическому) заданию Заказчика, демонстрирующие, что работы и их качество будут соответствовать условиям, установленным Заказчиком;
Участник размещения заказа обосновывает участие в работах предполагаемых субподрядчиков.
Пояснительная записка не должна дублировать проект Технического (геологического) задания, предложенный Заказчиком.
2) проект Технического (геологического) задания на выполнение работ по соответствующему объекту конкурсного размещения, составленный Участником размещения заказа на основании Технического (геологического) задания Заказчика.
В подраздел Технического (геологического) задания: 5.2. Требования к последовательности работ участником размещения заказа может быть даны предложения последовательности работ, дополнены виды геологоразведочных работ позволяющих с наибольшей эффективностью решить поставленные задачи. Краткая характеристика каждого из этапов работ по контракту (по этапам) дополняется характеристикой подэтапов (в рамках календарного года) с выделением промежуточных и наиболее важных результатов, имеющих самостоятельное значение. Уточняются и обосновываются применяемые методы решения геологических задач. Объемы в физическом выражении по видам геологоразведочных работ разбиваются на этапы и подэтапы.
Подраздел Технического (геологического) задания: 5.1. Основные геологические задачи должен включать основные геологические задачи, установленные Техническим (геологическим) заданием Заказчика и задачи могут детализироваться участником размещения заказа.
6. Ожидаемые результаты должен включать требования Заказчика, установленные Техническим (геологическим) заданием, и может быть конкретизирован и(или) расширен предложениями участника размещения заказа без увеличения цены контракта, при этом предлагаемые условия выполнения работ по государственному контракту не должны менять суть Технического (геологического) задания.
Остальные разделы и подразделы Технического (геологического) задания, составленного Участником размещения заказа, должны соответствовать разделам и подразделам Технического (геологического) задания Заказчика.
3) Проект Календарного плана выполнения работ по соответствующему объекту конкурсного размещения, составленный в соответствии с формой, представленной в проекте государственного контракта. Проект календарного плана отражает процесс организации выполнения работ и составляется с выделением этапов (подэтапов) работ, с указанием их наименования, сроков, стоимости, выходной и промежуточной продукции. Выходная и промежуточная продукция по этапам (подэтапам) работ должна строго соответствовать содержанию работ, перечисленных в проекте Технического (геологического) задания.
4) проект Протокола соглашения о контрактной цене по соответствующему объекту конкурсного размещения, составленный в соответствии с формой, представленной в проекте Государственного контракта.
5) другие материалы по усмотрению Заявителя, разъясняющие суть и обоснованность его предложений.
Участник размещения заказа вправе для выполнения работ по предмету конкурса привлекать субподрядчиков, обосновав при этом целесообразность их привлечения.
Примечание: Участник размещения заказа по своему усмотрению может прикладывать любые документы, характеризующие качество предлагаемых к выполнению работ".
Проанализировав часть 4 "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе", рекомендуемую форму N 4, Комиссия пришла к выводу, что порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не соответствует требованиям Правил, а именно отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по данному критерию, то есть отсутствует формула расчета количества баллов, присуждаемых по такому критерию или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Представители заказчика в ходе рассмотрения дела с данным фактом согласились.
Следовательно, действия заказчика, не установившего в конкурсной документации надлежащий порядок оценки на участие в открытом конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" нарушают часть 8 статьи 32, пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Учитывая значимость критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" конкурсной документации, получение ООО "Спецгеологоразведка" максимального количества баллов по указанному критерию не позволило бы данному участнику закупки стать победителем открытого конкурса, поскольку количество баллов, полученных ГУ ГГП РС(Я) "Якутскгеология"фактически превысило бы количество баллов присужденных ООО "Спецгеологоразведка".
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "Спецгеологоразведка" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении открытого конкурса на выполнение поисково-ревизионных работ в целях реализации республиканской программы развития и использования минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых по территории Аллаиховского, Усть-Янского, Булунского, Нижнеколымского улусов (извещение N 0116200007916007230)неподлежащей рассмотрению.
2. Признать конкурсную комиссию уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) нарушившей часть 3 статьи 7, пункт 6 части 10 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать заказчика Госкомгеологии РС(Я) нарушившим часть 8 статьи 32, пункт 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. В связи с тем, что допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки, предписание об устранении не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 октября 2016 г. N 06-846/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2016