изготовлено в полном объеме 14 сентября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в составе:
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Мелон" (далее - ООО "Мелон", заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Поликлиника N1" (далее по тексту решения - ГБУ РС (Я) "Поликлиника N1", заказчик): Гаврильев Р.Ю. (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее по тексту решения - Госкозакупок РС (Я), уполномоченный орган): Игнатьева А.А., (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Мелон" на действия аукционной комиссии заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Поликлиника N1"/уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку набора реагентов для определения скрытой крови в кале человека для нужд ГБУ РС (Я) "Поликлиника N 1" (изв. N 0116200007916006658), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
25 августа 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Мелон" на действия аукционной комиссии заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Поликлиника N1"/уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку набора реагентов для определения скрытой крови в кале человека для нужд ГБУ РС (Я) "Поликлиника N 1" (изв. N 0116200007916006658).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 09 сентября 2016 года в 11 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из текста жалобы ООО "Мелон" следует:
1. Заявителем в составе первой части заявки были указаны технические характеристики товара в соответствии с инструкцией производителя.
Вместе с тем, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, участнику закупки ООО "Мелон" было отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
2. В части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчик установил следующее требование к объекту закупки - время проведения теста не более 5 минут, вместе с тем, данное требование противоречит статье 33 Закона о контрактной системе, поскольку при изучении рынка медицинских изделий установлено, что тестов с временем проведения анализа, указанного в аукционной документации, не существует.
Просят признать жалобу обоснованной.
Представитель заявителя пояснил следующее:
1. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе участника закупки ООО "Мелон" не была допущена к участию в электронном аукционе, в связи с несоответствием заявки данного участника требованиям, установленным в части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации.
2. На сегодняшний день анализ Российского рынка медицинских изделий - тестов для определения скрытой крови в кале человека, показывает, что тесты с временем проведения анализа 5 минут и менее на рынке существуют.
Просит признать жалобу ООО "Мелон" необоснованной.
Представитель уполномоченного органа поддержал позицию заявителя, дополнительно пояснил, что заявка участника закупки ООО "Мелон" не была допущена к участию в электронном аукционе в связи с тем, что данным участником не представлены конкретные показатели товара по позициям 1.3, 1.6, 1.7, 1.9 части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации.
Отмечает, что заявитель подал заявку на участие в электронном аукционе, при этом не подавал запросов о разъяснении положений аукционной документации, не подавал жалобу на положения аукционной документации, следовательно, документация ему была понятна, с условиями закупки ООО "Мелон" согласился, при этом конкретных показателей данный участник в составе первой части своей заявки не представил.
Просит признать жалобу ООО "Мелон" необоснованной.
Представитель заказчика полностью поддержал позицию уполномоченного органа.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
04 августа 2016 уполномоченным органом на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" и на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0116200007916006658 о проведении электронного аукциона на поставку набора реагентов для определения скрытой крови в кале человека для нужд ГБУ РС(Я) "Поликлиника N 1" и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 199 809,42 руб.
18 августа 2016 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007916006658-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило 2 (две) заявки с соответствующими порядковыми номерами.
Решением Единой комиссией к участию в электронном аукционе допущена заявка участника закупки с порядковым номером 1, заявка участника закупки с порядковым номером 2 не допущена к участию в электронном аукционе.
23 августа 2016 года проведена процедура рассмотрения заявки единственного участника закупки, о чем составлен протокол N 0116200007916006658-2.
Согласно указанному протоколу заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок считает жалобу ООО "Мелон" необоснованной, а довод в части обжалования положений аукционной документации не подлежащим рассмотрению на основании следующего.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0116200007916006658-1 от 18 августа 2016 года, заявка участника закупки с порядковым номером 2 (ООО "Мелон") не была допущена к участию в электронном аукционе по следующему основанию: "Не допустить участника осуществления закупок на основании п.2 ч. 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ в связи с несоответствием требованиям, установленным аукционной документации. Предлагаемый участником закупки товар не соответствует части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации (по позициям: время проведения анализа, отсутствие реакции в отношении гемоглобина крупного рогатого скота, свиней в концентрации, аналитическая чувствительность свободного гемоглобина и комплекса гемоглобин/гаптоглобин, эффект прозоны, количество последовательных тестирований для достижения максимальных показателей специфичности и чувствительности".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям установленным заказчиком.
Из вышеприведенного положения Закона о контрактной системе следует, что установление требований к поставляемому товару - прерогатива Заказчика, а также обосновывать свои потребности при установлении таких требований к поставляемым товарам.
Таким образом, указанные положения норм Закона о контрактной системе устанавливают, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, являющихся значимыми для заказчика.
Представитель заказчика пояснил, что требование в части установления времени проведения анализа не более 5 минут обусловлено потребностью заказчика, а именно из анализа проделанной работы установлено, что в день ГБУ РС (Я) "Поликлиника N1" с целью диагностики и профилактики онко-заболеваний посещают 60-70 человек. Из расчета посещения 60 чел в день, с учетом времени проведения теста 15 минут, процедура определения скрытой крови в кале займет около 900 минут, что составляет 15 часов, без учета консультаций специалиста. На основании изложенного, оптимальным временем для проведения теста, заказчик считает период времени не превышающий 5 минут.
Согласно части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к поставляемому товару:
N п/п |
Наименование показателя |
Требуемое значение показателя |
1.3 |
Время проведения анализа |
не более 5 мин. |
1.6 |
Отсутствие перекрестной реакции в отношение гемоглабина крупного рогатого скота, свиней в концентрации |
не более 0,5 мг/мл |
1.7 |
Аналитическая чувствительность свободного гемоглобина и комплекса гемоглобин/гаптоглобин |
не менее 25 нг /мл |
1.9 |
Количество последовательных тестирований для достижения максимальных показателей специфичности и чувствительности |
не менее 1 |
Заказчиком, в обоснование установленных при описании объекта закупки требований, в материалы дела представлены оригиналы и заверенные надлежащим образом копии инструкции по применению тестов на определение на скрытую кровь в кале четырех производителей, согласно которым предлагается, в том числе, следующее время проведения анализа:
- "QuikRead" ФОБ - прибор измеряет концентрацию гемоглобина максимум в течение 120 секунд;
- "ИммуноХром-ГЕМ-Экспресс" - результаты анализа через 5 минут;
- Bowel (FOB) HomeTest - в течение 2 минут;
- "иха-FOB-фактор" - время проведения анализа - 5 минут.
Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичные требования установлены в подразделе 1 раздела 2 "Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации, а именно:
- Содержание первой части заявки различается в зависимости от предмета контракта (поставка товара, выполнение работы или оказание услуги), а также от того имеется ли в документации указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии) (далее - средства индивидуализации), наименование страны происхождения товара;
- При подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности - требуемых характеристик закупаемых (применяемых) товаров, участниками должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей), соответствующие установленным заказчиком. Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, которые позволят идентифицировать каждую товарную позицию, в отношении показателя которой подается предложение.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Материалами дела установлено, что заявитель в составе первой части заявки предлагает к поставке товар "тест ColonView на скрытую кровь в кале" производитель - Biohit Oyj, страна происхождения - Финляндия со следующими показателями по данным позициям: "Время проведения анализа - 5-15 мин.; Отсутствие перекрестной реакции в отношение гемоглобина крупного рогатого скота, свиней в концентрации - не более 0,5 мг/мл; Аналитическая чувствительность свободного гемоглобина и комплекса гемоглобин/гаптоглобин - не менее 25 нг/мл; Количество последовательных тестирований для достижения максимальных показателей специфичности и чувствительности - не менее 1"
Вместе с тем, в жалобе заявитель указывает, что представил предложенный к поставке товар с указанием технических характеристик согласно инструкции по применению данного товара.
В обоснование своей позиции ООО "Мелон" в материалы дела представлены Инструкция по применению набора реагентов для имунохроматографического определения скрытой крови в кале человека "ИммуноХром-ГЕМ-Экспресс" производства компании ООО "МЕД-ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА" и Инструкция пользователя "Тест "ColonView" для определения гемоглобина в стуле, для определения комплекса гемоглобин/гаптоглобин в стуле" производства компания "Biohit Oyj".
Согласно разделу 1 части 2 "Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации предложение участника в отношении поставляемых товаров, может содержать неконкретные показатели товаров, в случае если предлагаемый товар в соответствии с ГОСТом, ТУ, сертификатом, паспортом, инструкцией по применению, информацией изготовителя и т.д. имеет неконкретные (в том числе диапазонные, многозначные, временные и т.п.) характеристики, в таком случае следует указать их в том же виде, в каком указано в соответствующем ГОСТе, ТУ, сертификате, паспорте, инструкции по применению, информации изготовителя и т.д. с пояснением, например, сопровождением словами "установлено производителем", "согласно ГОСТу" и т.п.)
Комиссия, проанализировав Инструкцию пользователя "Тест "ColonView", предлагаемого заявителем к поставке, для определения гемоглобина в стуле, для определения комплекса гемоглобин/гаптоглобин", установила, что время проведения анализа согласно инструкции составляет 15 минут, а именно из инструкции следует: "Оценку результатов необходимо провести через 15 минут, но не позднее 25 минут после начала анализа".
Вместе с тем, Инструкции пользователя "Тест "ColonView" для определения гемоглобина в стуле, для определения комплекса гемоглобин/гаптоглобин в стуле" не может считаться надлежащим доказательством, поскольку данная инструкция не заверена надлежащим образом, а также невозможно установить актуальность информации, представленной в данной инструкции, в силу отсутствия каких-либо дат.
Кроме того, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что заявителем к поставке предложен тест "ColonView", производителем которого является компания "Biohit Oyj", в связи с чем, представленная заявителем Инструкция к набору реагентов для имунохроматографического определения скрытой крови в кале человека "ИммуноХром-ГЕМ-Экспресс" производства компании ООО "МЕД-ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА" не может рассматриваться в качестве доказательства по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 3 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Положениями ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, аукционная комиссия правомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером заявки 2 (ООО "Мелон").
Жалоба ООО "Мелон" подлежит признанию необоснованной.
Относительно довода в части обжалования положений аукционной документации, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Согласно сведениям с официального сайта единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, указанной в извещении, а также в пункте 17 части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлены следующие дата и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 15 августа 2016 года.
Между тем, жалоба заявителя поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 02 сентября 2016 года, то есть позднее срока окончания подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, довод заявителя в части неправомерного установления в аукционной документации требования о времени проведения теста не превышающего 5 минут не подлежит рассмотрению, в связи с истечением срока обжалования.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Мелон" на действия аукционной комиссии заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Поликлиника N1"/уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку набора реагентов для определения скрытой крови в кале человека для нужд ГБУ РС (Я) "Поликлиника N 1" (изв. N 0116200007916006658) необоснованной, довод в части обжалования положений аукционной документации не подлежащим рассмотрению, в связи с истечением срока обжалования.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 сентября 2016 г. N 06-768/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2016