изготовлено в полном объеме 16 сентября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в составе:
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее по тексту решения - ООО "Стройинвест", заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение жалобы не явились;
от заказчика Муниципального бюджетного учреждения "Чаранский центр досуга им. И.И. Находкина" (далее по тексту решения - заказчик, МБУ "Чаранский центр досуга им. И.И. Находкина"): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение жалобы не явились;
от уполномоченного органа Администрации Муниципального района "Усть-Алданский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее по тексту решения - уполномоченный орган, АМР "Усть-Алданский улус (район)" РС (Я)): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение жалобы не явились, представили письменные пояснения по доводам жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика Муниципального бюджетного учреждения "Чаранский центр досуга им. И.И. Находкина", уполномоченного органа Администрации Муниципального района "Усть-Алданский улус (район)" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение этапа работ по строительству и реконструкции Культурно-спортивного комплекса (изв. N 0116300008416000079), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
29 августа 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия заказчика Муниципального бюджетного учреждения "Чаранский центр досуга им. И.И. Находкина", уполномоченного органа Администрации Муниципального района "Усть-Алданский улус (район)" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение этапа работ по строительству и реконструкции Культурно-спортивного комплекса (изв. N 0116300008416000079).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 13 сентября 2016 года в 11 часов 00 минут.
До рассмотрения жалоб от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из текста жалобы ООО "Стройинвест" следует:
1. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" монтаж систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов входит в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Данная деятельность подлежит лицензированию.
В аукционной документации предусмотрены монтажные работы по установке пожарной сигнализации.
Заказчиком в извещении о проведении аукциона и в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не установлен, что нарушает требования Закона о контрактной системе.
2. В нарушение требований Закона о контрактной системе заказчиком не соблюдено обязательное условие о том, что документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
3. Заказчиком в проекте контракта не установлены все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта, что нарушает положения Закона о контрактной системе.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует:
1. С первым доводом жалобы ООО "Стройинвест" согласны.
2. Со вторым доводом жалобы не согласны, так как дата и время начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе указана в аукционной документации в пункте 27 Информационной карты. Согласно части 4 статьи 65 закона N 44-ФЗ разъяснения положений документации об электронном аукционе, Заказчик размещает в единой информационной системе при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, о чем информация указана в пункте 28 информационной карты аукционной документации. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе указана в пункте 24 Информационной карты аукционной документации. Порядок предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе содержится в пункте 29 Информационной карты аукционной документации. Считаем, что участники закупки не лишены возможности оценить свои силы до подачи заявки на участие в электронном аукционе.
3. С третьим доводом жалобы согласны.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
23 августа 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещено извещение N 0116300008416000079 о проведении электронного аукциона на выполнение этапа работ по строительству и реконструкции Культурно-спортивного комплекса, а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 11 808 138,37 руб.
08 сентября 2016 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300008416000079-1.
Согласно указанному протоколу на участие в закупке поступило 3 (три) заявки с порядковыми номерами 2, 3, 4.
Рассмотрев первые части заявок, аукционная комиссия заказчика приняла решение допустить к участию в электронном аукционе участников закупки с порядковыми номерами 2, 4, участника с порядковым номером 3 к участию в электронном аукционе не допустить.
12 сентября 2016 года состоялся электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0116300008416000079-2, согласно которому все поступившие от участников электронного аукциона минимальные предложения о цене контракта выглядят следующим образом:
N п/п |
Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Тип цены |
Процент снижения |
Время поступления предложения |
Порядковый номер заявки |
1 |
11217731.45 |
понижение |
5.00 % |
12.09.2016 06:15:30 |
2 |
На момент рассмотрения жалобы итоги электронного аукциона не подведены.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной по следующим основаниям.
1. Довод в части не установления в аукционной документации требования о наличии лицензии на осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.
Часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе устанавливает, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также частная охранная деятельность, в которую входит, в том числе, осуществление работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, подлежат лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее также - Постановление Правительства РФ N 1225) определен порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ N 1225 лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - лицензирующий орган).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1225 лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению (далее соответственно - работы, услуги).
Приложением к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений установлен перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В данный перечень входят монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Следовательно, Законом о лицензировании отдельных видов деятельности, Постановлением Правительства РФ N 1225 предусмотрено требование о выполнении работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений исключительно на основании лицензии.
В этой связи, в целях соблюдения законодательства Российской Федерации участникам закупки необходимо иметь лицензию МЧС России.
Как установлено из материалов дела, согласно Приложению N 1 "Техническое задание" аукционной документации, в состав работ входят работы по монтажу охранно-пожарной сигнализации.
При этом, требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии на выполнение лицензируемых работ заказчиком, уполномоченным органом не установлены.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что наличие у участника допуска СРО с функцией генерального подрядчика, а именно наличие допуска к видам работ, предусмотренных пунктом 33 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", исключает обязательное условие наличия у участника закупки вышеуказанных разрешительных документов, поскольку указанный допуск СРО позволяет подрядчику привлечь к выполнению работ, подлежащих лицензированию, субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 Гражданского кодекса Российской Федерации, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, то он обязан иметь свидетельство о допуске ко всем выполняемым им видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь допуск СРО ко всем выполняемым видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта установленным в аукционной документации, но, при этом, обязан иметь допуск СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. генеральный подряд.
Причем лицо, выступающее в качестве субподрядчика обязано иметь допуски ко всем видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установленные заказчиком в требованиях аукционной документации.
В пункте 38 части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлены требования к участникам электронного аукциона в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены участниками закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (свидетельство СРО).
Аналогичное требование установлено в приложении 1 "Техническое задание" аукционной документации, а именно: "Обязательные требования: допуск СРО по соответствующим работам:
- 10.1 Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, либо
- 33.3 Жилищно-гражданское строительство".
Между тем, в пункте 2.2.2 проекта контракта установлено, что подрядчик не вправе передавать свои права и обязанности по контракту третьим лицам.
Согласно пункту 2.1.1 проекта контракта подрядчик обязан выполнить работы качественно, своевременно и в полном объеме в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту), сдать результат заказчику.
Следовательно, проектом контракта не предусмотрена возможность привлечения подрядчиком субподрядных организаций (третьих лиц) для исполнения контрактных обязательств, более того, установлена обязанность подрядчика выполнить работы лично.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчик не установил требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии на выполнение лицензируемых работ.
2. Довод в части отсутствия в аукционной документации информации о датах начала и окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Статья 190 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется, в том числе календарной датой.
Вместе с тем, согласно пункту 28 части 1 "Общая информация" аукционной документации, устанавливающему дату окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе, установлено, что разъяснения предоставляются в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Таким образом, заказчиком, в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в аукционной документации на участие в электронном аукционе не установлена конкретная дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
3. Довод в части не указания в проекте контракта всех пороговых значений штрафов за ненадлежащее исполнение подрядчиком (поставщиком, исполнителем), заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Также частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее по тексту - Правила) размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими правилами.
В соответствии с пунктом 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Также, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что положения статьи 34 Закона о контрактной системе, определяющие обязательность включения не только условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, закрепление размера штрафа в виде фиксированной суммы, но и порядка его определения.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Также пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно материалам дела, в пункте 7.2 проекта контракта в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Размер штрафа рассчитывается как процент цены контракта, определяемый в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Также пунктом 7.3 проекта контракта предусмотрена ответственность подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом в виде уплаты в том числе штрафа, размер которого рассчитывается как процент цены контракта, определяемый в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Вместе с тем, согласно извещению N 0116300008416000079 от 23 августа 2016 года о проведении электронного аукциона на выполнение этапа работ по строительству и реконструкции Культурно-спортивного комплекса начальная максимальная цена контракта составляет 11 808 138,37 рублей.
Следовательно, в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, не установлен соответствующий требованиям Правил порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно письменным пояснениям, факт не установления в проекте контракта всех пороговых значений штрафов за ненадлежащее исполнение подрядчиком (поставщиком, исполнителем), заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств подтверждается.
Таким образом, в нарушение частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта не установлен порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, соответствующий требованиям Правил.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлены следующие нарушения.
1. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно материалам дела предметом данного электронного аукциона является выполнение работ по строительству и реконструкции Культурно-спортивного комплекса.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены функции лица, осуществляющего строительство. Так, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, то он обязан иметь свидетельство о допуске ко всем выполняемым им видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь допуск СРО ко всем выполняемым видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта установленным в аукционной документации, но, при этом, обязан иметь допуск СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. генеральный подряд.
Как указано ранее в Приложении N 1 "Техническое задание" аукционной документации к участникам закупки установлено требование о наличии, в том числе допуска свидетельства саморегулируемой организации с функцией генерального подрядчика "Жилищно-гражданское строительство" (пункт 33.3 Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 года N 624).
В силу части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично.
Как установлено ранее, пунктом 2.1.1 проекта контракта не предусмотрена возможность привлечения подрядчиком субподрядных организаций (третьих лиц) для исполнения контрактных обязательств, более того, установлена обязанность подрядчика выполнить работы лично.
Таким образом, заказчик неправомерно установил требование о наличии у участников закупки свидетельства СРО по организации работ по пункту 33.3 "Жилищно-гражданское строительство", что нарушает положения части 3 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом, Комиссия антимонопольного органа обращает внимание заказчика, уполномоченного органа, что установление требования об одновременном наличии у участника закупки двух документов, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (свидетельства СРО и лицензии МЧС России), учитывая, что в соответствии с положением пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системы данные требования предъявляются непосредственно к участнику закупки, в свою очередь может привести к ограничению количества участников закупки, что нарушает требования Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, как было указано ранее, наличие у участника допуска СРО с функцией генерального подрядчика, а именно наличие допуска к видам работ, предусмотренных пунктом 33 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", исключает обязательное условие наличия у участника закупки вышеуказанных разрешительных документов (лицензии МЧС России), но только при условии, если положениями договора подряда предусмотрена возможность привлечь к выполнению работ третьих лиц поскольку указанный допуск СРО позволяет подрядчику привлечь к выполнению работ, подлежащих лицензированию, субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
2. Как указано ранее, согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как установлено материалами дела, в составе аукционной документации, а именно в Приложении N 1 "Техническое задание" заказчиком установлено обязательное требование о наличии СРО, а также указан перечень видов работ, на которые необходимо иметь допуски СРО.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукциона должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что требования к составу и содержанию второй части заявки участником закупки на участие в электронном аукционе установлены в пункте 43 части 1 "Информационная карта" аукционной документации.
В данном пункте Информационной карты аукционной документации установлено следующее: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
3) Декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с подпунктами 1 - 7 пункта 38 настоящей документации об электронном аукционе;
4) Декларация о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства в соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ".
Таким образом, заказчиком нарушены положения пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в части не установления требования о предоставлении свидетельства СРО о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в требованиях к составу и содержанию второй части заявки участников закупки в положениях аукционной документации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика Муниципального бюджетного учреждения "Чаранский центр досуга им. И.И. Находкина", уполномоченного органа Администрации Муниципального района "Усть-Алданский улус (район)" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение этапа работ по строительству и реконструкции Культурно-спортивного комплекса (изв. N 0116300008416000079) обоснованной.
2. Признать заказчика Муниципальное бюджетное учреждение "Чаранский центр досуга им. И.И. Находкина"/уполномоченного органа Администрацию Муниципального района "Усть-Алданский улус (район)" Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, части 5, 8 статьи 34, пункт 6 статьи части 5 статьи 63, пункты 2, 11 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 64, пункт 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Муниципальному бюджетному учреждению "Чаранский центр досуга им. И.И. Находкина"/уполномоченному органу Администрации Муниципального района "Усть-Алданский улус (район)" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: М.Н. Петухова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 сентября 2016 г. N 06-784/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2016