изготовлено в полном объеме 03 октября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью Научно-исследовательский институт "Земля и город" (далее также - ООО НИИ "Земля и город", Общество, заявитель): не явились, представлено ходатайство о рассмотрения дела без участия представителя;
от заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)", заказчик): Иванова Г.В., Павлов Р.Н., Попов А.А. (представители по доверенностям);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган): Игнатьева А.А. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО НИИ "Земля и город" на действия заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на выполнение научно-исследовательской работы по подготовке проекта корректировки Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116200007916007336), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
21 сентября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО НИИ "Земля и город" на действия заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на выполнение научно-исследовательской работы по подготовке проекта корректировки Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116200007916007336).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 28 сентября 2016 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы по существу от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из текста жалобы заявителя следует, что:
1. В конкурсной документации ошибочно установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства СРО о допуске к работам по проектированию, соответствующим п. 13 раздела II Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624.
В соответствии с требованиями ч. 4 и ч. 13 ст. 48 ГрК РФ свидетельство СРО на проектные работы необходимо для выполнения работ по подготовке проектной документации в области архитектурно-строительного проектирования, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Выполнение таких работ регулируется гл. 6 ГрК РФ.
Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 48 6 ГрК РФ).
Порядок разработки СТП и внесения в них изменений регулируется гл. 3 ГрК РФ. Требования о наличии для выполнения разработки документов территориального планирования свидетельства СРО законом не установлено.
Так как работы в области архитектурно-строительного проектирования не относятся к объекту закупки и не входят в его состав, свидетельства СРО для выполнения работ по объекту закупки не требуется.
2. Предмет оценки, установленный в отношении показателя "Опыт работы", не соответствует объекту закупки.
В части 4 конкурсной документации "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их значимость и порядок оценки" установлено, что по данному показателю оценивается опыт по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Под сопоставимым характером и объемом понимается наличие у участника закупки исполненных договоров или контрактов на подготовку научно-исследовательских работ в области законодательного, методического, административно-практического обеспечения планирования и реализации градостроительной политики, в том числе СТП, подготовленные для субъектов Российской Федерации, за период с 2005 по 2016 годы.
Вместе с тем, функциями по выработке и реализации государственной политики в сфере градостроительства (за исключением территориального планирования) наделено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в сфере непосредственно территориального планирования - до 08 сентября 2014 г. было наделено Министерство регионального развития Российской Федерации, в настоящее время такие функции переданы Министерству экономического развития Российской Федерации. Следовательно, законодательное, методическое и административно-практическое обеспечение планирования и реализации градостроительной политики представляют собой нормативные акты, регулирующие деятельность органов, осуществляющих выработку и реализацию государственной политики - федеральные законы, методические инструкции и регламенты.
Схемы территориального планирования не могут быть результатом научно-исследовательских работ в области законодательного, методического, административно-практического обеспечения планирования и реализации градостроительной политики. Значит, опыт выполнения названных заказчиком научно-исследовательских работ не может являться сопоставимым с объектом закупки.
3. В составе документации имеется типовая форма банковской гарантии. Заявитель считает, что включение в нее некоторых пунктов противоречит требованиям законодательства о размещении заказа, а также о защите конкуренции, а именно:
- в соответствии с п. 2 формы банковская гарантия должна обеспечивать в том числе банкротство принципала;
- в соответствии с п. 3 формы гарант освобождает бенефициара от необходимости взыскивать денежные средства с принципала до предъявления требования гаранту;
- в соответствии с п. 4 формы все споры по гарантии подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия).
Банкротство само по себе, равно как и пребывание на протяжении всего срока действия банковской гарантии участника закупки в финансовом состоянии, в котором банкротство невозможно, не является обязанностью принципала, а значит, банковская гарантия, выданная гарантом, не может обеспечивать банкротство принципала.
Банкротство принципала в любом случае не освобождает банк-гарант от обязательства выплатить сумму банковской гарантии при обращении бенефициара за выплатой до истечения срока банковской гарантии. Вместе с тем, причиной обращения принципала в банк-гарант должно быть неисполнение принципалом обязательств по контракту, а не факт его банкротства.
Обязанность заказчика (бенефициара) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, направлять ему требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) закреплена п. 6 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В случае нарушения подрядчиком (принципалом) обязательств по контракту заказчик (бенефициар) до обращения в банк-гарант за выплатой банковской гарантии должен произвести начисление неустойки (пени, штрафа) и обратиться к подрядчику с соответствующим требованием. В случае отказа принципала от исполнения такого требования в добровольном порядке или неисполнения его в установленный срок в полном объеме, заказчик имеет право обратиться в банк-гарант за выплатой суммы банковской гарантии в той части, в которой денежное обязательство принципалом не исполнено.
Согласно вышесказанному, освобождение бенефициара от необходимости взыскивать денежные средства с принципала до предъявления требования гаранта противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно ст. 35 АПК РФ по общему правилу иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика. Ст. 37 АПК РФ предусмотрено, что подсудность может быть изменена по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству.
Из приведенных норм следует, что требование о подсудности, установленное в конкурсной документации, не может быть установлено исключительно по воле юридического лица, заключающего с банком договор банковской гарантии, для этого необходимо волеизъявление также и банковского учреждения.
4. Работы, являющиеся предметом закупки, относятся к проектным градостроительным, их выполнение регулируется общими положениями о подряде (гл. 37 ГК РФ), а отнесение указанных работ к научно-исследовательским является ошибочным.
Отношения по выполнению НИР регулируются гл. 38 ГК РФ. Предмет договора на выполнение таких работ специфичен, согласно ч. 1 ст. 769 ГК РФ в него входит проведение обусловленных техническим заданием заказчика научных исследований.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" понятие научной (научно-исследовательской) деятельности включает в себя деятельность, направленную на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования (экспериментальная и теоретическая деятельность), прикладные научные исследования, поисковые научные исследования.
Кроме того, общие требования к организации и выполнению научно-исследовательских работ (НИР) установлены ГОСТ 15.101-98, где оговорено, какие именно исследования являются научными (п. 3.1), это - комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции.
Таким образом, исследования, проводимые в рамках научно-исследовательских работ, всегда теоретические и (или) экспериментальные, а результат таких работ представляет ценность не только для заказчика работ, но также для относительно широкого круга лиц.
Объектом закупки является корректировка СТП Республики Саха (Якутия).
Результатом любых научных исследований является отчет о научно-исследовательской работе, форма которого предусмотрена ГОСТ 7.32-2001. Данный стандарт закрепляет требования к содержанию отчета, которые кардинально отличаются от установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - "ГрК РФ") требований к составу СТП. Так требования к содержанию СТП субъекта Российской Федерации четко определены ст. 14 ГрК РФ. Следовательно, результатом работ по предмету закупки будет являться проект откорректированной СТП Республики Саха (Якутия), представляющий собой структурированный документ, содержащий графическую и текстовую части, включающие четко определенные разделы, характерные также для СТП иных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Индивидуальные особенности (новизна) определяются исключительно социальными, экономическими, экологическими и иными факторами, характерными для Республики Саха (Якутия), которые изучаются разработчиком СТП на этапе сбора исходных данных. Для каждой территории проектирования характерны свои особенности, вместе с тем, это не означает, что любая проектная документация выполняется в рамках научных исследований, так как требует предварительного изучения таких особенностей.
Согласно абз. 3 п. 2 разд. 5 Инструкции о разработке градостроительной документации, задание на разработку градостроительной документации в случае необходимости может включать в себя проведение предпроектных научно-исследовательских работ. Вместе с тем, данная возможность не подразумевает, что разработка градостроительной документации - это научно-исследовательские работы, или что научные исследования всегда являются частью таких работ. Данная норма предполагает возможность объединения 2-х видов работ в случае необходимости. Включение в состав разработки проектной градостроительной документации научно-исследовательских работ не исключает, что такие работы должны соответствовать вышеприведенному для научно-исследовательских работ описанию.
Ни техническое задание, ни календарный план в составе конкурсной документации не содержат указаний на необходимость выполнения научно-исследовательских предпроектных работ.
В п. 5 Таблицы 1, приведенной в Описании объекта закупки (ТЗ), ошибочно предусмотрена форма отчетности о проведенных научно-исследовательских работах - а именно, отчет, в котором указываются: оценка современного состояния градостроительных и архитектурных особенностей городов, их территориального и функционального зонирования, градостроительных регламентов. Обоснование и актуальность внесения изменений в СТП; исследования, определение методов решения задач и их сравнительная оценка, описание выбранной общей методики проведения научно-исследовательских работ (далее также - НИР). Обобщение и оценка результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по градостроительному зонированию территории, технико-экономической эффективности внедрения; развернутые выводы по результатам НИР или отдельных ее этапов; оценку полноты решений поставленных задач; разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов НИР; результаты оценки технико-экономической эффективности внедрения.
Указанные в Техническом задании в качестве требований к содержанию отчета сведения, несмотря на наименование "отчет", также фактически являются результатом аналитической работы, а не научной.
Кроме того, ни положениями ГрК РФ, ни положениями Методических рекомендаций по разработке схем территориального планирования субъектов Российской Федерации не предусмотрена необходимость в составе работ по разработке (корректировке) СТП выполнять такие аналитические работы. Они могут выполняться в отдельном порядке и предшествовать разработке других документов - генеральных планов, правил землепользования и застройки, а также нормативов градостроительного проектирования и проектов планировки.
Таким образом, указанные аналитические работы являются технологически и функционально не связанными с объектом закупки и не могут быть включены в его состав. Действия заказчика по объединению функционально и технологически не связанных работ в один лот содержат признаки ограничения конкуренции и запрещены ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, указанные работы являются проектными аналитическими, а не научными, а также технологически и функционально не связанными с разработкой СТП, следовательно, не могут быть включены в состав работ, являющихся предметом закупки.
Как указывалось выше, требования к составу СТП четко определены ГрК РФ, возможность включения в нее иных дополнительных разделов или отчетов ГрК РФ не установлена (за исключением отчета о предпроектных научно-исследовательских работах). Следовательно, требование о составлении вышеуказанного отчета в составе работ по корректировке СТП не может быть включено в техническое задание на выполнение работ по предмету закупки.
По этой же причине необоснованно включено требование, указанное в п. 6 табл. 1 ТЗ - разработать методические рекомендации по подготовке схем территориального планирования муниципальных районов Республики Саха (Якутия), а именно, определить исходные данные, порядок разработки, порядок применения, состав и полноту сведений, составить типовое техническое задание на разработку. Что касается данного пункта, требования к содержанию, а также порядок разработки СТП муниципальных районов регламентирован ГрК РФ - ст.ст. 19-20, при подготовке СТП муниципальных районов разработчику необходимо руководствоваться в том числе положениями утвержденной СТП субъекта Российской Федерации. Однако эта обязанность не предполагает наличия в СТП субъекта Российской Федерации подробных указаний об исходных данных, требованиях и порядке разработки, типового технического задания для СТП муниципального района и так далее. Данное требование заказчика (уполномоченного органа) выходит далеко за рамки объекта закупки (разработка СТП Республики Саха (Якутия)) и должно быть исключено из технического задания.
Специфика научных исследований связана с тем, что для данного вида работ велик риск неполучения заданного результата. Такая особенность правовой природы договора на выполнение научно-исследовательских работ нашла отражение и в правовом регулировании, что отличает данный вид договора от подрядного договора (в том числе на выполнение проектных работ). В п. 3 ст. 769 ГК РФ указывается, что риск случайной невозможности исполнения договора на научно-исследовательские работы несет заказчик, если иное не предусмотрено законом или договором. Договор на выполнение работ, являющихся предметом закупки, не предполагает невозможность разработки СТП Республики Саха (Якутия), так как порядок четко определен и соответствует порядку разработки СТП любого другого субъекта Российской Федерации или муниципального района.
5. В результате указанной в п. 4 настоящей жалобы ошибки значимость критериев оценки (стоимостной критерий - 20%, нестоимостной критерии оценки - 80%), установленная разд. 4 документации закупки, не соответствуют требованиям ч.ч. 8, 9 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, и не может быть применена при проведении закупки, объектом которой являются подрядные работы по подготовке документов территориального планирования.
П. 13 Правил оценки установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных ими критериев оценки (показателей) или их величин значимости. При проведении закупки на выполнение работ по разработке (корректировке) СТП субъекта Российской Федерации в соответствии с Правилами оценки заказчиком в конкурсной документации должны быть установлены следующие величины значимости критериев оценки заявок участников: стоимостной критерий - не менее 60%; нестоимостной критерий оценки в совокупности - не более 40%.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика с жалобой не согласились и пояснили следующее.
1. В состав работ, осуществляемых при создании градостроительной документации, входят работы, которые требуют наличия лицензий и допуска саморегулируемых организаций.
В частности, разработка схем территориального планирования, генеральных планов, правил землепользования и застройки предполагает проведение работ по подготовке генерального плана (п.1.1 Раздела II Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624, далее - "Перечень"), работ по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта (п. 1.2 Перечня), работ по подготовке сведений о наружных сетях инженерно-технического обеспечения (п. 5 Перечня), в т. ч. работ по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения 110 кВ и более и их сооружений (п.5.5 Перечня), работ по подготовке проектов наружных сетей газоснабжения и их сооружений (п. 5.7 Перечня), инженерно-технических мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 7.2 Перечня), работ по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды (п. 9 Перечня) и пр.
В ч. 5 ст. 48 ГрК РФ определены функции лица, осуществляющего подготовку проектной документации. Так, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
В соответствии с частью 5.1 статьи 48 ГрК РФ, в случае если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Вид работ "организация подготовки проектной документации" относится ко всей совокупности вопросов, связанных с обеспечением выполнения подготовки проектной документации в целом, осуществляемых в рамках задания на проектирование, а не к выполнению отдельных работ.
Таким образом, в целях обеспечения качественного выполнения, столь масштабной и значимой работы для Республики Саха (Якутия), включение в конкурсную документацию требования о наличии свидетельства СРО о допуске к работам по организации подготовки проектной документации (по п. 13 раздела II Перечня), является обоснованным и подразумевает возможность заключения победителем закупки, как генеральным проектировщиком, договоров на части работ с субподрядными организациями, которые имеют соответствующие свидетельства о допуске на выполняемые работы, указанные в разделе II Перечня.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке может устанавливать такой критерий оценки, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта (п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе).
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 (далее - "Правила").
Согласно п. 3 Правил оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно подп. "б" п. 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Учитывая изложенное, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить показатель нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки" - опыт выполнения участником конкурса в качестве генподрядчика аналогичных предмету конкурса работ.
Считают, что подготовка научно-исследовательских работ в области законодательного, методического, административно-практического обеспечения планирования и реализации градостроительной политики, в том числе схемы территориального планирования, подготовленные для субъектов РФ, не противоречит работам, выполнение которых планируется по настоящему конкурсу.
3. В соответствии с п. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить информацию об условиях банковской гарантии в единой информационной системе при осуществлении закупки.
Согласно положениям п. 3 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком, в том числе является несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Из содержания указанной нормы следует право заказчика на формулирование условий банковской гарантии в документации об открытом конкурсе и право отказа в принятии несоответствующей установленным условиям гарантии.
Следовательно, указание дополнительных требований к банковской гарантии, не противоречащих ч. 4 ст. 45 Закона о контрактной системе и подп. б) Дополнительных требований к банковской гарантии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 г. N 1005, не нарушает законные права и интересы участников закупки.
Указывая в п. 2 типовой формы банковской гарантии, что она обеспечивает банкротство принципала, заказчик подразумевает распространение действия банковской гарантии на те случаи, когда неисполнение обязательств принципала связано с мероприятиями по его возможному банкротству.
Также, п. 3 типовой формы банковской гарантии не противоречит положениям ст. 45 Закона о контрактной системе, т.к. согласно ст.ст. 374-376 ГК РФ гарант не вправе требовать от бенефициара доказательств нарушения обязательств со стороны принципала и указанные статьи не подразумевают обязанность взыскивать денежные средства с принципала до предъявления требования гаранту.
Следовательно, выдача банковской гарантии направлена на добросовестное исполнение принципалом условий сделки, которое невозможно без надлежащего исполнения бенефициаром своих обязательств по государственному контракту.
4. Объектом закупки являются научно-исследовательские работы по подготовке проекта корректировки Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия).
Объект закупки определен в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (Глава I. Общие положения, Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе) и является прикладным научным исследованием (прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач).
НИР корректировка Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия) является в целом научно-исследовательской работой по следующим критериям:
- заказчик ставит следующую цель проведения работ (пункт 5 Технического задания): "В ходе научно-исследовательской работы по подготовке проекта корректировки СТП РС(Я) должны быть актуализированы данные по планируемым и существующим объектам федерального, регионального и местного значения; информация об объектах должна быть приведена к виду, обеспечивающему последующее использование сведений СТП РС(Я) в региональной геоинформационной системе территориального планирования Республики Саха (Якутия)". Данная цель определяет необходимость специальных исследований и аналитических работ в ходе разработки проекта, которые не имеют аналогов и характеризуются "наличием значительного элемента новизны, т.е. получения новых научных знаний с перспективой их дальнейшего использования" (Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ).
- Учитывая высокую значимость НИР СТП РС(Я) для управления развитием территории Республики, повышения ее социально-экономического потенциала, и уровня жизни населения, заказчик посчитал нужным расширить перечень выполняемых работ и материалов, указанных в ст. 14 ГрК РФ, и дополнить их следующими материалами, имеющими пионерный характер (признак новизны) и определяющих необходимость научных исследований в следующих областях (Таблицы 1,2 Технического задания):
- систематизация, комплексный анализ и адаптация к целям СТП исходных данных, характеризующих изменения, произошедшие в Республике с момента разработки предыдущей СТП (научный анализ является общепризнанным инструментом научных исследований и должен быть отражен в материалах Отчета НИР (пункт 5 Таблицы 1 Технического задания);
- анализ современной демографической ситуации и демографический прогноз на проектные периоды;
- анализ существующей и планирование проектной системы расселения;
- выявление ландшафтной структуры территории и экологически условий;
- разработка научно обоснованных мероприятий по рациональному природопользованию и охране окружающей среды
- построение планировочной структуры территории (функционально-планировочная модель);
- предложения по комплексному использованию водных ресурсов;
- анализ особенностей минерально-сырьевой базы и ее наиболее эффективное использование;
- иные области хозяйственной деятельности.
Новые научные знания, полученные в результате прикладных и поисковых научных исследований в СТП РС (Я), в дальнейшем будут использоваться в практической деятельности отраслевых министерств и других управленческих организаций при анализе, планировании и прогнозировании развития различных направлений хозяйственной деятельности РС(Я) и управлении развитием территории.
Специфические северные природно-экологические, расселенческие и планировочные условия территории Республики определяют необходимость проведения специализированных научных исследований в области территориального планирования на уровне региона, что отражено в Техническом задании в составе конкурсной документации:
Пункт 5 Таблицы 1 Технического задания.
составление Отчета о научно-исследовательской работе по проекту корректировки Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия). В отчете о научно-исследовательской работе (далее - НИР) указываются: оценка современного состояния градостроительных и архитектурных особенностей городов, их территориального и функционального зонирования, градостроительных регламентов.
обоснование и актуальность внесения изменений в СТП; исследования, определение методов решения задач и их сравнительная оценка, описание выбранной общей методики проведения НИР.
обобщение и оценка результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по градостроительному зонированию территории, технико-экономической эффективности внедрения;
развернутые выводы по результатам НИР или отдельных ее этапов; оценку полноты решений поставленных задач;
разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов НИР;
результаты оценки технико-экономической эффективности внедрения.
Пункт 6 Таблицы 1 Технического задания.
Большая дифференциация природных, планировочных, демографических, транспортных, ресурсных условий муниципальных образования Республики вызывает необходимость разработки методических рекомендаций по разработке СТП муниципальных районов (пункт 6 Таблицы 1 Технического задания). Разработка методических материалов в области территориального планирования, безусловно, относится к области научно-исследовательских работ.
В НИР по разработке проекта методических рекомендациях по подготовке Схем территориального планирования муниципальных районов Республики Саха (Якутия) (Далее - СТП МР) указываются:
научно обосновывается перечень исходных данных, необходимых для разработки СТП МР, определяются министерства и ведомства Республики Саха (Якутия), являющиеся правообладателями исходной информации;
определяется порядок разработки СТП МР с учетом анализа территориальных особенностей, демографических показателей и климатических условий;
определяется область применения данных Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия) при разработке СТП МР;
регламентируется состав и полнота сведений СТП МР;
составляется типовое техническое задание на разработку СТП МР,
Указанные виды работ в составе проекта корректировки СТП являются научно-исследовательскими по своей сути, так как ранее не было проведено работ по систематизации и приведения в единую систему норм территориального планирования субъекта РФ - Якутии и ее муниципальных районов.
Состав и содержание требования конкурсной документации на "Выполнение научно-исследовательской работы по подготовке проекта корректировки Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия)" полностью соответствуют требованиям ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", где понятие научной (научно-исследовательской) деятельности включает в себя деятельность, направленную на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования (экспериментальная и теоретическая деятельность), прикладные научные исследования, поисковые научные исследования.
Требования по структуре и содержанию Отчета о НИР должны соответствовать ГОСТ 7.32-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления" (введен Постановлением Госстандарта России от 04.09.2001 N 367-ст) - пункт 7.4. Технического задания.
Ссылка заявителя на Методические рекомендации по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 апреля 2013 года N 169 (далее - Методические рекомендации) не корректна, так как частью 2.1 статьи 2 Методических рекомендаций определено, что научно-исследовательский блок в составе проекта Схемы территориального планирования либо самостоятельная научно-исследовательская работа ("Концепция пространственной организации территории") целесообразна, особенно в случае отсутствия Схем развития и размещения производительных сил субъекта Российской Федерации.
Ссылка заявителя на то, что СТП в соответствии с положениями ГрК РФ является одним из видов проектной градостроительной документации, не корректна, так как, согласно ГрК РФ, СТП является одним из документов территориального планирования. Понятие "градостроительная документация" в ГрК РФ не применяется. В главе 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ статье 1 "Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе" приводятся следующие определения:
1) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений;
2) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ).
Кроме того, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" относит Схемы территориального планирования субъектов РФ к документам стратегического планирования.
Ссылка заявителя на Инструкцию о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденная Постановлением Госстроя Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 150, не корректна, так как данная Инструкция действует в части, не противоречащей ГрК РФ. Схемы территориального планирования не относятся к градостроительной документации.
Ссылка заявителя на ГК РФ (глава 38 "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ", статья 769 "Договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ") не корректна, так как в статье даются понятие и основные параметры договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, касающиеся субъектов, предмета, особенностей содержания и правовой регламентации данного договора, чему полностью соответствует конкурсная документация на работы по подготовке проекта корректировки Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия). Глава 38 в целом и статья 789 не содержат положений, не позволяющих относить те или иные документы территориального планирования к НИР.
Ни в одном из указанных нормативно-правовых актов не содержится положений, не позволяющих рассматривать Схемы территориального планирования субъектов РФ в качестве научно-исследовательских работ, так как данный вопрос не является предметом указанных НПА.
В единой информационной системе в сфере закупок содержится информация о ранее проводимых закупках на разработку и корректировку Схем территориального планирования Субъектов РФ, где работы по разработке или корректировке были отнесены к научно-исследовательским работам:
Закупка N0148200005416000600 (2016 год) Проведение прикладных научных исследований в области градостроительства для подготовки изменений в Схему территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития, в том числе с учетом обеспечения согласованного развития Москвы и Московской области. Основные направления пространственных преобразований Московской области с перечнем объектов регионального значения (материалы по обоснованию);
Закупка N0167200003416004612 на выполнение научно-исследовательской работы "Подготовка проекта внесения изменений в схему территориального планирования Тюменской области";
Закупка N0152200004716000156 выполнение научно-исследовательской работы "Внесение изменений в Схему территориального планирования Омской области";
Закупка N0121200000715000033 выполнение научно-исследовательской работы "Внесение изменений в Схему территориального планирования Ставропольского края" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края;
Закупка N0148200005415000548 (2015 год) выполнение научно-исследовательской работы "Проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в области градостроительства для подготовки изменений в Схему территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития, в том числе с учетом обеспечения согласованного развития Москвы и Московской области";
Закупка N 0142200001315005127 Выполнение научно-исследовательских работ по мониторингу процессов пространственного развития территории Самарской области и реализации Схемы территориального планирования Самарской области в 2015 году для министерства строительства Самарской области;
Закупка N 0121200000314001537 выполнение научно-исследовательской работы "Внесение изменений в схему территориального планирования Кавказских Минеральных Вод" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.
5. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50, п.7 ч. 6 ст. 83 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - "Правила").
Следовательно, установление в конкурсной документации значимости показателей нестоимостного критерия в размере 80 % и стоимостного критерия в размере 20 % в соответствии с подп. 9 п. 3 (исполнение, финансирование проката или показа национального фильма, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ) таблицы предельных величин, являющейся приложением к Правилам, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа поддержала позицию заказчика.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
29 августа 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0116200007916007336 о проведении открытого конкурса на выполнение научно-исследовательской работы по подготовке проекта корректировки Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия), а также конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 10 600 000,00 рублей.
21 сентября 2016 года проведена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, о чем составлен протокол N ПВК1.
Согласно указанному протоколу на участие в открытом конкурсе поступила 1 (одна) заявка.
Открытый конкурс признан несостоявшимся.
26 сентября 2016 года проведена процедура рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПРЕ1.
Согласно указанному протоколу конкурсной комиссией принято решение о признании заявки единственного участника закупки соответствующей требованиям конкурсной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО НИИ "Земля и город" частично обоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявителем обжалуются положения конкурсной документации.
Довод заявителя в части неправомерного установления требования к участникам закупки о наличии свидетельства СРО о допуске к работам по п. 13 раздела II Перечня видов работ, утвержденного Приказом Минрегиона Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624, признан необоснованным на основании следующего.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 34 раздела 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" части 1 "Информационная карта, Требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе" конкурсной документации установлено следующее: "Участники осуществления закупок на участие в открытом конкурсе предоставляют копию свидетельства СРО согласно Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"
13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)".
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Между тем, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В ходе рассмотрения представителями заказчика пояснено, что требуется наличие допуска СРО в соответствии по п. 5 раздела I, пп. 1.1, 5, 5.5, 7.2, 9 раздела II Перечня для выполнения работ, включенных в часть 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации:
- этап N 2 Таблицы 1 "Состав и содержание научно-исследовательской работы по проекту корректировки в Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия)";
- пункты 2, 6, 7, 11, 14 "Материалы по обоснованию Проекта внесения изменений в Схему территориального планирования Республики Саха (Якутия)";
- пункты 1, 3, 4 "Карты в соответствии с разработкой новых отраслевых материалов территориального планирования необходимых для исполнения полномочий министерств и ведомств Республики Саха (Якутия)".
Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод заявителя в части неправомерного установления в конкурсной документации в качестве подтверждения участниками закупки опыта выполнения тех видов работ, которые не являются сопоставимыми с объектом закупки, подлежит признанию обоснованным.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Частью 4 "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их значимость и порядок оценки" конкурсной документации установлено, в том числе следующее:
N |
Критерий |
Величина значимости критериев оценки в % |
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
Стоимостной критерий оценки (цена контракта) |
20 |
|
2 |
Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
||
2.1 |
Опыт работы |
60 % |
40 |
2.2 |
Наличие из числа работников участника закупки специалистов с научной степенью (не ниже кандидата): архитектуры, экономических наук, юридических наук, технических наук и стажем работы по специальности не менее 5 (пяти) лет |
30 % |
|
2.3 |
Деловая репутация участника закупки |
10 % |
|
3 |
Показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" |
40 |
Пунктом 2.2. "Оценка заявок по нестоимостному критерию оценки 40%" части 4 "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их значимость и порядок оценки" конкурсной документации установлено следующее:
N |
Наименование показателей нестоимостного критерия оценки |
Значимость показателей нестоимостного критерия оценки |
|
Показатель 1. Опыт работы Оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Под сопоставимым характером и объемом понимается: наличие у участника закупки исполненных договоров или контрактов на подготовку научно-исследовательских работ в области законодательного, методического, административно-практического обеспечения планирования и реализации градостроительной политики, в том числе схемы территориального планирования, подготовленные для субъектов РФ, за период с 2005 по 2016 годы: - менее 6 или отсутствие копий договоров или актов выполненных работ, подписанных сторонами - 0 баллов; 6-12 - 50 баллов; 13 и выше - 100 баллов; В подтверждение сведений указанных выше необходимо приложить копии договоров или контрактов и актов выполненных работ, подписанных сторонами, а также копии нормативного правового акта об утверждении СТП. |
60 % |
В ходе рассмотрения дела представителями заказчика пояснено, что объектом закупки являются научно-исследовательские работы по подготовке проекта корректировки Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия).
Между тем, в конкурсной документации по показателю "Опыт работы" нестоимостного критерия заказчиком не раскрыто, что понимается под подготовкой научно-исследовательских работ в области законодательного, методического, административно-практического обеспечения планирования и реализации градостроительной политики.
Также из конкурсной документации не следует, что подготовка научно-исследовательских работ в области законодательного, методического, административно-практического обеспечения планирования и реализации градостроительной политики входит в предмет данной закупки.
Исходя из совокупности вышеуказанных обстоятельств, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что подготовка научно-исследовательских работ в области законодательного, методического, административно-практического обеспечения планирования и реализации градостроительной политики не могут являться работами сопоставимыми с предметом закупки характера и ее объемом.
Заказчиком нарушены части 1, 8 статьи 32, пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Между тем, 21 сентября 2016 года проведена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, о чем составлен протокол N ПВК1.
Согласно указанному протоколу на участие в открытом конкурсе поступила 1 (одна) заявка, в связи с чем процедура оценки заявок на участие в данном конкурсе не проводилась.
Поскольку допущенное нарушение не повлияло на результаты осуществления закупки, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
Довод заявителя в части установления неправомерных требований к банковской гарантии признан необоснованным на основании следующего.
Из материалов дела установлено, что в составе конкурсной документации приложена типовая форма банковской гарантии.
Пунктами 2, 3, 14 типовой формы банковской гарантии установлено следующее:
"Банковская гарантия обеспечивает в том числе исполнение обязательств Принципала по возврату авансового платежа, по уплате неустоек (пеней, штрафов), предусмотренных Государственным контрактом, гарантийные обязательства, а также банкротство Принципала.
Гарант освобождает Бенефициара от необходимости взыскивать сумму ___________ (__________________________________) рублей ______ коп. с Принципала до предъявления требования Гаранту.
Все споры по настоящей гарантии подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия)".
В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Согласно пункту 10 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Требования к банковской гарантии установлены частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Согласно частям 3, 4 статьи 45 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.
В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Постановление N 1005) установлены дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, в том числе о недопустимости включения в банковскую гарантию:
положений о праве гаранта отказывать в удовлетворении требования заказчика о платеже по банковской гарантии в случае непредоставления гаранту заказчиком уведомления о нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или расторжении контракта (за исключением случаев, когда направление такого уведомления предусмотрено условиями контракта или законодательством Российской Федерации);
требований о предоставлении заказчиком гаранту отчета об исполнении контракта;
требований о предоставлении заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии документов, не включенных в перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Между тем, Законом о контрактной системе и Постановлением N 1005 не предусмотрено запрета устанавливать иные требования к банковской гарантии в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, представителями заказчика пояснено, что данная типовая форма банковской гарантии носит рекомендательный характер.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Пунктом 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона);
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены иные способы обеспечения исполнения контракта и обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе.
Довод заявителя в части того, что предмет закупки не относится к научно-исследовательским работам, признан необоснованным на основании следующего.
Согласно извещению N 0116200007916007336 о проведении открытого конкурса предметом закупки является выполнение научно-исследовательской работы по подготовке проекта корректировки Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия).
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее также - ГрК РФ) территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 2 статьи 9 ГрК РФ установлено, что документы территориального планирования подразделяются на:
1) документы территориального планирования Российской Федерации;
2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
3) документы территориального планирования муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 14 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации. Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 ГрК РФ схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям:
1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
3) образование;
4) здравоохранение;
5) физическая культура и спорт;
6) иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 14 ГрК РФ к схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации прилагаются материалы по обоснованию этих схем в текстовой форме и в виде карт.
В соответствии с частью 8 статьи 14 ГрК РФ материалы по обоснованию схем территориального планирования субъектов Российской Федерации в текстовой форме содержат:
1) сведения о программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов регионального значения;
2) обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;
3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на комплексное развитие соответствующей территории;
4) сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении твердых коммунальных отходов, содержащиеся в территориальных схемах в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Из материалов дела установлено, что пунктом 6 "Нормативная правовая база для подготовки научно-исследовательской работы по проекту корректировки Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия)" части 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации установлено, в том числе следующее:
"Проект корректировки Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия) должен быть выполнен в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
<_>
- Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.04.2013 N169 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке проектов Схем территориального планирования субъектов Российской Федерации".
Приказом Минрегиона России от 19.04.2013 N 169 утверждены прилагаемые Методические рекомендации по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу (далее также - Методические рекомендации).
Согласно пункту 1.1 Методических рекомендаций методические рекомендации предназначаются для исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, как заказчиков проектов схем территориального планирования и организаций (независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности), которые участвуют в подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации (далее - Схемы). Методические рекомендации разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации в области регулирования градостроительной деятельности, другими нормативно-правовыми и нормативно-техническими документами Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности и безопасности, с учетом сводов правил (далее - градостроительное законодательство).
Пунктом 1.3.3 Методических рекомендаций установлено, что в Задании на подготовку проекта Схемы должны быть указаны следующие сведения:
- основание для подготовки проекта Схемы (нормативно-правовой акт исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации);
- заказчик разработки проекта Схемы (уполномоченный орган исполнительной власти);
- границы планируемой территории (вся территория субъекта Российской Федерации или ее часть);
- состав проекта документа территориального планирования, в т.ч. перечень схем планируемого размещения объектов регионального значения;
- требования к содержанию и форме представляемых материалов;
- этапы и сроки выполнения работы;
- условия предоставления Заказчиком (получения Исполнителем) исходных данных и информации для подготовки проекта Схемы;
- необходимость проведения специализированных работ и исследований, связанных с необходимостью получения дополнительной информации о планируемой территории, а также необходимость проведения научно-исследовательских работ в рамках подготовки материалов по обоснованию проекта Схемы;
- особые требования к процедуре согласования проекта Схемы.
Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций определено, что научно-исследовательский блок в составе проекта Схемы территориального планирования либо самостоятельная научно-исследовательская работа ("Концепция пространственной организации территории") целесообразна, особенно в случае отсутствия Схем развития и размещения производительных сил субъекта Российской Федерации.
Также отчет ГОСТ 7.32-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления." (введен Постановлением Госстандарта России от 04.09.2001 N 367-ст) (ред. от 07.09.2005).
В силу статьи 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", научной (научно-исследовательской) деятельностью является деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Научно-технической деятельностью является деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства, как единой системы.
Научный или научно-технический результат - это продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
Пунктом 5 таблицы 1 "Состав и содержание научно-исследовательской работы по проекту корректировки в Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия)" части 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации установлено следующее:
5 |
Составление отчета о научно-исследовательской работе по проекту корректировки Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия) |
В отчете о научно-исследовательской работе (далее - НИР) указываются: оценка современного состояния градостроительных и архитектурных особенностей городов, их территориального и функционального зонирования, градостроительных регламентов. Обоснование и актуальность внесения изменений в СТП; исследования, определение методов решения задач и их сравнительная оценка, описание выбранной общей методики проведения НИР. Обобщение и оценка результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по градостроительному зонированию территории, технико-экономической эффективности внедрения; развернутые выводы по результатам НИР или отдельных ее этапов; оценку полноты решений поставленных задач; разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов НИР; результаты оценки технико-экономической эффективности внедрения. |
С учетом изложенного довод заявителя о неправомерной квалификации заказчиком работ, являющихся предметом данного открытого конкурса, в качестве научно-исследовательских несостоятелен, поскольку в описание объекта закупки включено выполнение научно-исследовательских работ.
Относительно указания заявителя на то, что работы, предусмотренные пунктом 5 таблицы 1 "Состав и содержание научно-исследовательской работы по проекту корректировки в Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия)" части 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации, технологически и функционально не связаны с разработкой СТП, и, следовательно, не могут быть включены в состав работ, являющихся предметом закупки, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что заявителем в подтверждение данного указания не представлено надлежащих доказательств, следовательно, Обществом не исполнена обязанность, предусмотренная ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части установления значимости критериев по нестоимостным и стоимостным показателям не в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 признан необоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение) определяется Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 9 Правил установлено, что сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100 процентов. Величина значимости критерия оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ" не должна превышать величину значимости критерия оценки "цена контракта".
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Приложением к Правилам установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе, следующие:
|
Предельные величины значимости критериев оценки |
|
минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) |
максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) |
|
исполнение (как результат интеллектуальной деятельности), финансирование проката или показа национального фильма, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ |
20 |
80 |
Частью 4 "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их значимость и порядок оценки" конкурсной документации установлено, в том числе следующее:
N |
Критерий |
Величина значимости критериев оценки в % |
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
Стоимостной критерий оценки (цена контракта) |
20 |
|
2 |
Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
||
2.1 |
Опыт работы |
60 % |
40 |
2.2 |
Наличие из числа работников участника закупки специалистов с научной степенью (не ниже кандидата): архитектуры, экономических наук, юридических наук, технических наук и стажем работы по специальности не менее 5 (пяти) лет |
30 % |
|
2.3 |
Деловая репутация участника закупки |
10 % |
|
3 |
Показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" |
40 |
Поскольку, как уже ранее было установлено в настоящем решении, что предметом закупки являются научно-исследовательские работы, то значимость критериев по нестоимостным и стоимостным показателям соответствует требованиям Закона о контрактной системе и Правил.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Жалоба заявителя подлежит признанию частично обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО НИИ "Земля и город" на действия заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на выполнение научно-исследовательской работы по подготовке проекта корректировки Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116200007916007336) частично обоснованной в части установления в конкурсной документации в качестве подтверждения участниками закупки своего опыта тех видов работ, которые не являются сопоставимыми с предметом закупки.
2. Признать заказчика Государственное казенное учреждение "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" нарушившим части 1, 8 статьи 32, пункт 9 части 1 статьи 50 нарушившим Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку допущенное нарушение не повлияло на результаты осуществления закупки, предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела в отдел антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения на предмет соблюдения положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: В.А. Данилова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 сентября 2016 г. N 06-819/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2016