Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
В присутствии представителей:
Заказчик: ГБУЗ РКПТД
- Селищев Александр Григорьевич (доверенность);
Уполномоченный орган: Министерство экономического развития РБ
- Тихончук Наталья Николаевна (доверенность).
Заявитель: ООО "ИДЕЛЬ"
- не явились, уведомлены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "ИДЕЛЬ" (вх.N9872 от 13.07.2016 г.) (далее - Заявитель, Общество) на действия заказчика, в лице ГБУЗ РКПТД, при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, извещение N 0101200009516002572 "Электронный аукцион [g000447263/3168g] на право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по капитальному ремонту крыши в Белорецком филиале ГБУЗ РКПТД, по адресу: РБ, г. Белорецк, ул. Димитрова, 2".
Согласно жалобе заявителя, заказчиком допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация и извещения содержат нарушения.
Представителем Заказчика представлены материалы по ЭА N 0101200009516002572 и отзыв на жалобу, в котором заказчик на доводы жалобы заявителя возражает и указывает, что заказчик действовал в строгом соответствии с нормами Закона о контрактной системе.
Представителями Уполномоченного органа также представлена документация и письменные пояснения согласно которым доводы жалобы, по мнению уполномоченного органа являются необоснованными документация составлена в соответствии с действующим законодательством.
На заседание Комиссии УФАС России заявителем представлено еще три дополнения к жалобе. Дополнение с реквизитами 69/07-16 Комиссией УФАС России не рассматривались, поскольку в документе отсутствовала страница, либо несколько страниц жалобы.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, заказчиком была представлена информация по электронному аукциону N 0101200009516002572.
В ходе заседания Комиссии УФАС был объявлен перерыв с 18.07.2016 19.07.2016 гг. в связи с необходимостью ознакомления с имеющимися материалам дела.
Комиссия Башкортостанского УФАС России, изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
28.06.2016 г. заказчиком в ЕИС было размещено извещение о проведении ЭА N 0101200009516002572.
По первому доводу жалобы. По мнению заявителя в пункт 3.1 проекта контракта допущено нарушение, так как контрактом предусмотрено выполнение работ своими силами.
В соответствии с п.3.1 проекта контракта подрядчик принимает на себя обязательства обеспечить выполнение Работ своими силами, строительными материалами, изделиями и конструкциями, инженерным (технологическим) оборудованием.
В Законе о контрактной системе и иных нормативных правовых актах отсутствует запрет на включение указанного требования, о выполнении работ своими силами в проект контракта и документацию.
Следовательно, данный довод жалобы заявителя не нашел своего подтверждения.
По второму доводу жалобы. По мнению заявителя в п.6.1 проекта контракта является нереализуемым.
В соответствии с п.6.1. проекта контракта заказчик имеет право:
- организовать контроль за ходом выполнения Подрядчиком работ по Контракту без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика;
- в любое время потребовать от Подрядчика отчет о ходе выполнения работ Заказчика.
В соответствии с ч.1,2 ст.421 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Указанная формулировка не подразумевает контроль со стороны подрячика данная норма регламентирует права заказчика в части требования отчета работ выполняемых подрядчиком. Работы Заказчика исходя из указанной формудировки являются теми работами указанными Заказчиком в документации.
Кроме того, в соответствии с ч.4 ст.70 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
Таким образом, данный довод жалобы заявителя не нашел своего подтверждения в данной части жалоба заявителя не обоснованна.
По третьему доводу жалобы. По мнению заявителя в проекте контракта установлены положения в нарушение ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.7.1 проекта контракта, риск случайной гибели или случайного повреждения Объекта до приемки Объекта Заказчиком несет Подрядчик, кроме случаев, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы.
В силу п.7.2 проекта контракта после подписания акта приемки Объекта, Заказчик принимает на себя охрану Объекта и несет риск возможного его разрушения или повреждения, за исключением случаев, когда указанные повреждения возникли по вине Подрядчика.
Согласно п.9.2 проекта контракта приемка работ по Объекту осуществляется после выполнения сторонами всех обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом.
В силу п. 9.3. проекта контаркта для окончательной приемки объекта Подрядчик оформляет полный пакет отчетных документов, необходимых при сдаче-приемке выполненных работ, оформленный в установленном порядке: акты на скрытые работы, исполнительная документация, акты испытаний ответственных конструкций, акты испытаний смонтированных систем и оборудования, сертификаты качества или соответствия, паспорта качества на использованные материалы. Пакет документов оформляется в 2-х экземплярах, один для Заказчика, один для Подрядчика.
В соответствии с ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно п.1.1. проекта контракта, предметом Контракта является выполнение работ по капитальному ремонту крыши вБелорецком филиале ГБУЗ РКПТД (далее - Работы) по адресу:РБ, г. Белорецк, ул. Димитрова, 2 (далее Объект).
В соответствии с п.9.1. проекта контракта, сдача выполненных Работ происходит по факту выполнения Работ в соответствии с локальным сметным расчетом (Приложение N 1 к Контракту) с учетом положений, установленных в пунктах N1,2,3 Раздела N1 Технического задания документации аукциона в электронной форме, по результатам которого заключен настоящий Контракт) и оформляется актом сдачи-приемки выполненных работ (форма КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ (услуг) и затрат (форма КС-3), актами скрытых работ. Заказчик в течение 10 рабочих дней со дня получения акта КС-2, справки КС-3 подписывает их либо дает Подрядчику в письменной форме мотивированный отказ в приемке Работ. Акты скрытых работ составляются непосредственно после выполнения Работ. При отсутствии актов скрытых работ, работы считаются невыполненными.
В рамках данного контракта, приемка объекта капительного строительства не предусмотрена. Под объектом в данном контракта подразумеваются работы указанные в п.1.1 проекта контракта.
Таким образом, доводы жалобы заявителя не нашли своего подвтерждения в данной части жалоба заявителя является необоснованной.
По четвертому доводу жалобы. По мнению заказчика в проекте контракта не содержится экспертизы заказчика о приемке результатов выполнения работ.
В соответствии с ч.3 ст.94 Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем, ст.34 Закона о контрактной системе не предусмотрено нормы в соответствии с которой указанное требование должно быть в обязательном порядке включено в проект контракта.
Таким образом, указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения жалоба в данной части является необоснованной.
Согласно пятому доводу жалобы в п.17.3 проекта контракта нарушает принцып открытости и прозрачности установленынй Законом о контрактной системе.
В соответствии с п.17.3 проекта контракта, в том числе, устанволено, разделы, пункты и подпункты Контракта с данными Подрядчика и Заказчика, а также касающиеся условий выполнения работ, приложения и дополнения к Контракту носят конфиденциальный характер, и не подлежат разглашению физическим и юридическим лицам, не связанным с исполнением условий Контракта без согласия другой стороны.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, условие о конфиденциальности нарушает принцип откртости и прозрачности Законодательства о контрактной системе, следовательно, довод жалобы нашел свое подтверждение в действиях Заказчика установлено нарушение ст.7 Закона о контрактной системе в данной части жалоба заявителя является обоснованной.
Согласно шестому доводу жалобы в проекте контракта вместо сметы приложена пустая страница однако согласно п.18.1 проекта контракта указанная смета должна прикладываться к проекту контракта.
Согласно п.18.1 Приложение N 1 к проекту контракта является локальный сметный расчет.
Исходя из анализа п.1.2 проекта контракта, подрядчик обязуется в установленный Контрактом срок выполнить для Белорецкого филиала ГБУЗ Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер Работы, указанные в п.1.1. Контракта в соответствии с локальным сметным расчетом (Приложение N 1, к Контракту) с учетом положений, установленных в пунктах N1,2,3 Раздела N1 Технического задания документации о аукциона в электронной форме, по результатам которого заключен настоящий Контракт), являющимся неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик - принять выполненные Работы и оплатить их на условиях, предусмотренных Контрактом
Исхояд из анализа Раздела N1 Технического задания комиссией установлено, что к данному разделу приложен локальный сметный расчет.
Таким образом, указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения в данной части жалоба заявителя является необоснованной.
Согласно седьмому доводу жалобы в п.15,41,47,97 содержатся указания на товарные знаки без сопровожения словами "или эквивалента" а также не указаны параметры эквивалентности.
В силу п.1 Раздела N1 Технического задани указано, что в случае если локальном сметном расчете, свождном сметном расчете, ведомости объемов работ применяются указания на товарные знаки, то такие указания считать недействительными.
Согласно п.20.1 инфомрационной карты документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе содержит информацию в соответствии с п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, только согласие участника такого аукциона на выполнение работ или оказание услуг на условиях, предусомтренных дкоументацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Представление конкретных показателей в рамках данной закупк не предусмотрено.
Таким образом, указанный довод жалобы также не нашел своего подтверждения жалоба в данной части является необоснованной.
Согласно восьмому доводу жалобы, требования к СРО заказчиком установлены неправомерно.
В соответствии с п.19.2 информационной карты документации заказчиком установлены следующие требования.
Соответствие участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (наличие копии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009 г.), выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, по следующим видам работ:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3 Жилищно-гражданское строительство.
Участник размещения заказа, имеющий свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции вправе выполнять работы, являющиеся предметом контракта, при условии, если стоимость выполнения работ, являющихся предметом контракта не превышает планируемую стоимость выполнения работ, исходя из размера которой участником размещения заказа был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч.3 ст.64 Закона о контраткной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с ч.4 ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Указанный выше перечень установлен в приказе Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2010 N 16902).
Раздел III указанного Перечня устанавливает виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, то он обязан иметь свидетельство о допуске ко всем выполняемым им видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь допуск СРО ко всем выполняемым видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта установленным в аукционной документации, но, при этом, обязан иметь допуск СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. генеральный подряд.
Поскольку п.3.1 проекта государственного контракта прямо предусмотрена обязанность подрядчик принять на себя обязательства обеспечить выполнение Работ своими силами, строительными материалами, изделиями и конструкциями, инженерным (технологическим) оборудованием, то, следовательно, лицо, осуществляющее указанные в документации работы, обязано иметь допуски ко всем видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установленные заказчиком в требованиях аукционной документации.
Таким образом, заказчик, устанавливая требование к участникам закупки в части наличия свидетельств СРО у участников закупки обязан указать определенные виды работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в частности из раздела III указанного Перечня в случае если в соответствии с проектом контракта требуется выполнение работ подрядчиком лично.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что установление заказчиком в п. 19.2 Информационной карты аукционной документации требования к участникам закупки о наличии у них свидетельства о допуске на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта в качестве генерального подрядчика, в совокупности с требованием указанным в п.3.1 проекта контракта неправомерно.
В силу ст.8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, довод жалобы нашел свое подтверждение в данной части жалоба является обоснованной заказчиком нарушен ст.8 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.99,106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14 Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Идель" на действия заказчика, при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 0101200009516002572 "Электронный аукцион [g000447263/3168g] на право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по капитальному ремонту крыши в Белорецком филиале ГБУЗ РКПТД, по адресу: РБ, г. Белорецк, ул. Димитрова, 2", обоснованной, в части заявленных доводов жалобы 5,8 указанных в мотивировочной части решения. В остальной части жалоба признана необоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение ст.7,8 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, уполномоченному органу, комиссии уполномоченного органа, оператору ЭТП выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 19 июля 2016 г. N ГЗ-528/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2016