Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
16.09.2016 года Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, опубликовано извещение на выполнение работ по Капитальному ремонту четырех домов внутренних сетей отопления, канализации, водопровода с устройством теплых помещений для туалетов и душевых" расположенных в квартале 51 Государственного заповедника "Шульган-Таш" в Бурзянском районе".
В силу п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Статьей 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что 1. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки; 3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; 4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке; 5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято; 7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; 8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма; 9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества; 10) участник закупки не является офшорной компанией.
Частью 5 ст.31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке
Исходя из анализа извещения опубликованного в ЕИС Комиссией УФАС установлено, что извещение по данной закупке размещено без вышеуказанных требований п.3,4,5,7,8,9,10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, доводы жалобы в данной части нашли свое, подтверждение жалоба в данной части является обоснованной.
Кроме того, С 01.01.2016 организации под юрисдикцией Турции, а также организации, контролируемые гражданами Турции и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не вправе выполнять работы, оказывать услуги для государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457).
Пунктом 5 Перечня предусмотрено, что работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не могут выполняться, оказываться организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, заказчики при подготовке документации о закупке и (или) извещения об осуществлении закупки работ, услуг устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ единое требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Комиссией УФАС России по РБ проанализирована документация и извещение и установлено что ни документация, ни извещение не содержит требований, установленных в соответствии с Постановлением Правительства от 29.12.2015 N 1457.
Таким образом, доводы жалобы заявителя нашли свое подтверждение, заказчиком нарушены положения п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе. Жалоба в данной части является обоснованной.
Также согласно ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
Исходя из анализа извещения Комиссией УФАС установлено, что в датой проведения аукциона заказчиком установлено 03.10.2016г. вместе с тем, согласно документации заказчиком 01.10.2016.
Кроме того, согласно извещению место доставки товара, выполнения работ и оказания услуг установлено: Российская Федерация, Башкортостан Респ, Бурзянский р-н, Иргизлы д, Заповедная 8.
Согласно разделу 3 документации заказчиком установлено уже иное место доставки товара, выполнения работ и оказания услуг Место выполнения работ: Квартал 51 государственного заповедника "Шульган-Таш" в Бурзянском районе Республики Башкортостан, территория МЭК заповедника.
Таким образом, доводы жалобы заявителя нашли свое подтверждение заказчиком нарушены положения ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, согласно которой документации наряду с информацией указанной в извещении должна содержать дату проведения аукциона, вместе с тем, информация в документации противоречит информации указанной в извещении, следовательно, доводы жалобы в данной части является обоснованной.
Также согласно п.29 информационной карты аукциона заказчиком установлена Дата начала и окончания представления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе, Дата начала срока предоставления участникам аукциона разъяснений - "16" сентября 2016 г. Дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений - "23" сентября 2016 г.
Вместе с тем, извещением установлено, что дата и время окончания подачи заявок установлено также 23.09.2016г. в 10.00.
В соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе, заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В силу ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе, установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Таким образом, доводы жалобы в данной части нашли свое подтверждения, заказчиком недостоверно указана дата дачи разъяснений. Заказчиком нарушены положения ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе, жалоба в данной части является обоснованной.
Кроме того, согласно п.2. ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п.1 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Исходя из анализа документации заказчиком установлены следующие требования к составу второй части заявки.
Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Заказчиком в документации исключи следующую фразу, установленную в п.1 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, а именно идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).
Кроме того, исходя из анализа документации Комиссией УФАС установлено, что Заказчиком также не установлено требование ко второй части заявки о наличии декларации принадлежности к СМП и СОНО, так как исходя из анализа извещения заказчиком установлены преимущества СМП И СОНО в соответствии со ст.30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в данной части доводы жалобы нашли свое подтверждения, заказчиком нарушен п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, жалоба в данной части является обоснованной.
Также заявителем были заявлены довод согласно которым в проекте контракта фиксируется выделение НДС а именно в п.2.1 проекта контракта "Цена государственного контракта составляет __________ руб., в т.ч. НДС 18% - ____________ руб., распределена по срокам в соответствии с "Графиком производства работ" (Приложение N 1), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта". Таким образом, не дает возможности участвовать в данном аукционе организациям, не выделяющим НДС 18%.
Также в проекте контракта заказчиком в п.11.1 установлено, что "в обеспечение надлежащего выполнения условий контракта Исполнитель предоставляет Заказчику безотзывную банковскую гарантию или передачу в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита) в размере 5 % от начальной максимальной цены Контракта в сумме 606031 (шестьсот шесть тысяч тридцать один) рубль 30 копеек."
Данный размер обеспечения исполнения контракта является неверным поскольку 5% от НМЦК по данной закупке составляет 127 583,30 рублей.
Указанные доводы заявителя Комиссией УФАС признаются необоснованными по следующим основаниям. В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу ч.4 ст.70 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
Исходя из указанных пунктов Закона о контрактной системе, к документации, прикладывается проект контракта, который может быть изменен, в случае если победителем аукциона стала компания, не выделяющая НДС 18%, кроме того, размер обеспечения исполнения контракта также может быть изменен на стадии заключения контракта.
Таким образом, ограничений в принятии участия в данном аукционе в указанной части не имеется, следовательно, данные доводы жалобы является необоснованными.
Кроме того, по мнению Заявителя, заказчиком сокращен срок подачи заявок на 11 часов 17 минут т.к., датой и временем окончания подачи заявок установлено 23.09.2016г. 10:00 извещение размещено 16.09.2016г.
В силу ч.2 ст.63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В силу ст.191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно ст.193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Согласно ч.1 ст.194 ГК РФ, 1. Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Комиссией УФАС установлено, что НМЦК менее 3 млн. рублей, следовательно, в случае публикации извещения 16.09.2016г. окончанием срока подачи заявок заказчику следовало установить 26.09.2016.
Таким образом доводы жалобы заявителя в данной части также нашли свое подтверждение.
Вместе с тем, Комиссией УФАС России по РБ также была проведена проверка на основании ст.99 Закона о контрактной системе документации и установлено.
Предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту четырех домов внутренних сетей отопления, канализации, водопровода с устройством теплых помещений для туалетов и душевых.
Согласно извещению Заказчиком установлен ряд следующим дополнительных требований, а именно:
1 Требование о наличии финансовых ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)
дополнительная информация к требованию отсутствует
2 Требование о наличии на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)
дополнительная информация к требованию отсутствует
3 Требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)
дополнительная информация к требованию отсутствует
4 Требование о наличии необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)
дополнительная информация к требованию отсутствует.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Согласно постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") в ч.1 установлено, что в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:
установить, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В п.2 Приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 установлено, что в документации устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки в случае выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Вместе с тем, Комиссией УФАС России по РБ установлено, что НМЦК в рамках данной закупки составляет 2 551 665,97 рублей, что менее 10 млн. рублей.
Согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона
Таким образом, заказчиком нарушены положения ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.99,106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14 Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Гончаров Дмитрий Владимирович на действия Заказчика, при определении поставщика путем проведении электронного аукциона N 0301100024816000011 - обоснованной частично.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение п.6 ч.5 ст.63, п.1 ч.1 ст.31 ч.1 ст.64, ч.3 ст.65, п.2.ч.1 ст.64, ч.2 с.63, ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику оператору ЭТП выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 28 сентября 2016 г. N ГЗ-755/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2016